Государство и право Российской империи в период абсолютизма 215
В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты — «Сельского положения». Документ касался положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.
Сельское общество получало права корпорации. Сельские «обитатели»могли избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду.
Предполагалось разделить все сельское население по аналогии с городским на шесть категорий с учетом объявленного капитала, т.е. по имущественному цензу. Две первые категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний.
Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определялась.
Крестьянское население подразделялось: на «государственных поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.
Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены.
Государственные крестьяне и свободные крестьяне имели право на защиту в суде и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.
Крепостные крестьяне полностью подлежали суду повеУ
щиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу».
Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно-административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.
Развитие дворянского права собственности проходило в русле правовой консолидации этого сословия. Еще в «Манифесте о вольности дворянской»расширялось понятие недвижимого имущества, впервые введенное в оборот «Указом о единонаследии». К недвижимостям были отнесены дворы, фабрики и заводы.
Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса отменяется в 1782 г., помещики получают право собственности на лесные угодья. Еще в 1755 г. была установлена помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. В этой области никто не мог конкурировать с помещичьими хозяйствами.
Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упрощается: все имения стали подразделяться на два вида — родовые и благоприобретенные. Упростился порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получают полную свободу передавать по наследству недвижимость любым лицам, даже не относящимся к членам рода наследодателя.
«Жалованная грамота дворянству»закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности. Дворяне обладали неограниченным правом собственности на