П»сударство и право Российской империи в период абсолютизма 129
холопы). С точки зрения фискалитета разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.
Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, поло-няночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).
Начиная уже с 1657 г. монастырские и церковные вотчины обязывались поставлять людей для государевой службы, с 1674 г. с патриарших, архиерейских вотчин и поместий стала регулярно взыскиваться подворная подать. Судебная юрисдикция Монастырского и других приказов стала распространяться на все более широкие круги духовенства, с 1655 г. его представители исключаются из состава коллегий судебных приказов. С 1677 г. дворяне и дети боярские, проживавшие на церковных землях, переходят под юрисдикцию приказа Большого дворца.
В марте 1672 г. был принят указ, отменявший все жалованные тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, запрещалось церковное винокурение. На промыслы и торговлю церкви распространялись статьи Новоторгового устава 1653 г.
В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган церковного управления (именуемый с 1721 г. Святейшим Прави-
5-607
ЭО V.
тельственным Синодом). С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника.
В 1762 г. создается специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, проводится отмена торговых привилегий духовенства. В 1764 г. на Коллегию Экономии возлагались все обязанности по управлению церковными имениями и контроль за их доходами. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались и в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями. В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.). Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия Экономии, и к ней приписаны все эти крестьяне — около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.). В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода из духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.
Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. В 1667 г. Московский Собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.
В>сударство и право Российской империи в период абсолютизма 131
В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет отменяется, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода. С 1739 г. было разрешено постригать в монахи священников-вдовцов, отставных солдат и дьяков, с 1778 г. было запрещено постригать несовершеннолетних.
Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей). Дети духовенства были обязаны поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737 г. детям духовенства было разрешено выставлять вместо себя рекрутов. Духовные школы курировались архиерейскими домами, монастырями и Синодом.
С 1722 г. духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание. Выход из сословия разрешался вдовым священникам, поступившим в гражданскую службу, цехи или гильдии (1767 г.). В 1797 г. детям монахов и священников, вышедших из черносотенного крестьянства, разрешалось поступать на службу в губернские учреждения. Дети, не обучавшиеся в духовных семинариях, с 1784 г. могли свободно выбирать профессию, все же семинаристы были обязаны идти в духовное звание.
Духовенство было неподатным сословием (церковнослужителями уплачивалась подушная подать и рекрутский налог). Лишь в начале XVIII в. по «разбору»на военную службу призывались некоторые категории священнослужителей и их дети. В 1769 г. Сенат особым указом усилил ответственность за обиды и притеснения, чинимые духовенству. Последнее освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном присутствии представителей от духовенства.
Вместе с тем указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.
5*
Э2