Cовременное состояние правовой системы Российской Федерации
После принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации продолжается процесс становления современной правовой системы. Идет создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Появляются новые виды законодательства: антимонопольное, забастовочное и новые подходы в регулировании известных отношений: налоговых, банковских и т.д.
Конечные цели процесса обновления, совершенствования законодательства видятся в том, чтобы обеспечить реальное действие Конституции РФ, создать систему эффективно действующих, хорошо согласованных норм права. Наиболее интенсивному развитию были подвергнуты конституционное, административное, финансовое, природоохранительное и уголовное право.
В числе наиболее важных принципиальных изменений можно назвать следующие:
1) создание новой отрасли в виде налогового права, образовавшейся в результате обложения граждан и иных лиц достаточно развитой системой налогов;
2) интенсивное развитие природоохранительного законодательства. За период с 1991 г. по настоящее время была принята серия комплексных актов в этой области;
3) законодательное регулирование общественных отношений в сферах государственной деятельности и его органов, которые ранее регламентировались на уровне постановлений Правительства СССР. Благодаря принятым законам, создается необходимая правовая основа, ограничивающая возможности государственных органов нарушать права граждан, иных лиц, позволяет всем потерпевшим от произвола органов государства достойно защитить свои права. Значительно снижаются и возможности ведомственного нормотворчества: издавать инструкции и иные акты, устанавливать в них незаконные ограничения прав граждан и иных лиц;
4) особое значение в установлении правовых основ организации государственной службы в РФ, правового положения ее работников имеет Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации»;
5) существенные изменения внесены в порядок получения гражданами РФ образования, как общего, так и профессионального, с 2008 г. будет осуществлен переход на двухуровневое высшее образование: бакалавриат и магистратуру.
В российском правопорядке в общую систему частного права входят четыре самостоятельные правовые отрасли: гражданское право, семейное право, трудовое право, международное частное право. В российском праве никогда не выделялось самостоятельное коммерческое (торговое) право, поскольку для его обособления не было ни исторических, ни социально-политических причин. В отечественной правовой системе коммерческое (торговое) право является подотраслью (составной частью) гражданского права. Отношения между предпринимателями или с их участием регулирует именно гражданское законодательство.
Нормы гражданского права иногда могут применяться для регулирования имущественных отношений, составляющих предмет публично-правой сферы, если такое положение прямо предусмотрено законодательством (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Так, в налоговом (финансовом праве) по прямому указанию ст. 27,29, 73-75 Налогового кодекса РФ применяются гражданско-правовые институты представительства, залога, поручения, неустойки (пени).
За последние годы качественно изменился характер и объем правотворчества в Российской Федерации, произошло существенное перераспределение правотворческих полномочий между Федерацией и входящими в её состав республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения. В результате субъекты Федерации получили несравненно больше возможностей для участия в формировании российской правовой системы. При этом все субъекты Федерации получили равные права на издание нормативно правовых актов, в том числе кодексов и иных законодательных актов.
Роль правотворчества субъектов Федерации всё время возрастает. Подлинный федерализм возможен лишь тогда, когда члены Федерации имеют широкие полномочия в решении государственных вопросов, в том числе и в сфере правотворчества и активно их используют. Такие полномочия, установленные российской конституцией, вполне действительны и эффективны. Субъекты Федерации широко пользуются ими, что является характерной особенностью современного этапа правотворческой деятельности в России.
В современной России, когда проводимые политические и экономические реформы потребовали интенсивного законотворчества, становилось ясным, насколько важен сам процесс создания закона. Возникли проблемы выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону.