Конституция Российской Федерации 1993 г.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ и вступила в силу с момента опубликования результатов голосования – 25 декабря 1993 г. Она закрепила основы конституционного строя, определила Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция закрепила важнейшую черту конституционного строя – народовластие (народный суверенитет), а также такие основы, как признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Конституции и отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Приоритет личности, ее прав и свобод являясь основой конституционного строя, подчеркивается во 2 главе Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Базовыми в закреплении конституционного статуса личности являются ее свобода, принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость, соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившемся в мировом сообществе, сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства, всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. (Статья 8)
Конституция закрепляет федеративное устройство российского государства. Россия имеет три вида субъектов – республики (государства), национально-территориальные образования – автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования – края, области, города федерального значения.
Конституция четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5). Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий межу органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч.3 ст.5).
Конституция устанавливает формы государственного правления и систему органов власти Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10).
Конституция для федерального уровня явно предпочла не просто президентскую, а суперпрезидентскую республику, с весьма сильными статусом и полномочиями Президента РФ.
Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Порядок избрания Президента России регулируется Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19 - ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ч. 1 ст. 81) устанавливает, что Президент России избирается сроком на шесть летгражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данная норма приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. и применяется в отношении Президента России, избранного после вступления в силу названного Закона.
Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Кандидат в обязательном порядке должен быть гражданином России в возрасте не моложе 35 лет(в США – 35 лет, Германии - 40 лет, Монголии – 45 лет, Италии – 50 лет), при условии постоянного проживания в России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81). Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции Российской Федерации о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.
Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением.
Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Президент также имеет сильные полномочия в части формирования высших судов Российской Федерации назначении и освобождения от должности Генерального прокурора, ряда иных высших должностных лиц государства. Президент отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение.
В главе 5 определяется статус Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, ее высшего представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации, представляющего собой постоянно действующий представительный и законодательный орган власти российского государства. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.3 ст. 95) в Государственную Думу избирается 450 депутатов на пять лет(ч.1 ст. 96). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство отвечает за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики. осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
В Конституции содержатся многие правила относительно организации судебной системы и обеспечения прав граждан в области правосудия. В гл. 7 «Судебная власть» определяется, что «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается». (Статья 119)
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд, состоящий из 19 судей. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ – высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ – она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры Конституция не определяет и гласит, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Конституция (ст. 77) гласит, что система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. (Статья 11)
Конституция содержит ряд норм, касающихся местного самоуправления. Оно признается и гарантируется в Российской Федерации и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (Статья 12). Местное самоуправление является частью конституционного строя Российской Федерации.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (Статья 13).
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Статья 14).