Перечень основной и дополнительной литературы

А) Основная литература

Мардалиев Р.Т. Гражданское право: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.-СПб.: Питер, 2014.-256с.: ил.-(Серия "Учебное пособие").

Актуальные проблемы гражданского права: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/под ред.Н.М.Коршунова, Ю.Н.Андреева, Н.Д.Эриашвили.-М.: 2014, -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.-543с.

Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1: учебник. Под ред. Камышанский В. П., Коршунов Н. М., Иванов В. И. – М.: Юнити, 2012 г., 543с. [электронный ресурс] http://ibooks.ru

Б) Дополнительная:

  1. Груздев В. В. Гражданско-правовая защита имущественных интересов личности. Книга первая: общие положения. М : Юстицинформ, 2012, с.192
  2. Добрачёв Д. В. Развитие института возмещения убытков в свете модернизации российского гражданского законодательства. М : Юстицинформ, 2012, с.224
  3. Мочалова В. А. Гражданско-правовые вопросы обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество М : Юстицинформ, 2013, с.224
  4. Николюкин С. В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации . М: Юстицинформ, 2013, с.240
  5. Синицын С.А. Исковая защита вещных прав на объекты недвижимости в гражданском праве России и правопорядках. М : Инфотропик Медиа. 2014, с.44
  6. Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок Емелькина И.А. М : Инфотропик Медиа. 2013, с.416

Нормативные документы:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 № 51-ФЗ (ред. от 07.04.2015).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.05.2015).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 30.03.2015).

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (ред. от 05.05.2014).

Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 05.05.2014).

Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 06.04.2015).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением части первой Гражданского кодекса Россий­ской Федерации»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Граж­данского кодекса Российской Федерации».

Методические указания по освоению дисциплины

Рекомендации по организации работы над курсом «Гражданское право»

Целью изучения дисциплины «Гражданское право» является понимание принципов правового регулирования гражданского права и овладение навыками толкования и реализации гражданско-правовых норм.

Программа курса состоит из 16 разделов и 36 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

Обучение по данной дисциплине необходимо строить на основе глубокого изучения нормативной базы отрасли и анализа практики применения гражданско-правовых норм. Учебный процесс осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях необходимо раскрывать основные характеристики гражданско-правовых отношений.

При проведении лекционных занятий следует использовать мультимедийную технику для демонстрации схем, таблиц и образцов, различных форм договоров.

Практические занятия рекомендуется проводить в классической форме. По всем темам предпочтительнее решать задачи и проводить анализ конкретных ситуаций. Имеющих место в практике.

Особое внимание следует обращать систематизации гражданско-правовых норм в институтах гражданского права.

В силу вышеизложенного освоение дисциплины в рамках практических занятий предполагает осуществление контроля знания правовых норм, а также формирование навыка решения практических задач по тематике курса.

Контроль уровня сформированности компетенций следует проводить на каждом занятии (рейтинг, устный опрос. Решение задач) и в период промежуточной аттестации (итоговой по дисицплине).

Способом осуществления контроля знания правовых норм является анализ тестовых заданий.

1. Анализ тестовых заданий.

Предлагаемые материалы тестовых заданий содержат один или несколько вариантов правильных ответов. Рекомендуется по окончании изучения каждого раздела отрасли, регулирующего определенный гражданско-правовой институт, осуществлять контроль знания нормативной базы путем анализа тестовых заданий.

По окончании изучения Общей и Особенной части Гражданского права рекомендуется проведение проверки остаточных знаний на основе анализа тестовых заданий.

Оценка тестовых заданий строится на основе количества правильных ответов.

Должное внимание уделять самостоятельной работе студентов.

Рекомендации к самостоятельной работе студента

Гражданское право представляет собой отрасль частного права, науку и учебную дисциплину. Его изучение необходимо строить на основе освоения принципов его правового регулирования. Преобладающее количество диспозитивных норм и принцип юридического дозволения диктуют необходимость понимания действия норм на основе этого принципа.

Поэтому в процессе изучения студенту необходимо приобрести навыки работы с источниками (нормативные акты и акты высших органов судебной системы), анализа судебной практики и серьезной юридической литературы.

Необходимо усвоить, что анализ любого гражданско-правового вопроса следует начинать с оценки правового регулирования, определив, на основе каких законов, указов, постановлений, других актов осуществляется правовое регулирование вопроса.

Обязательной частью ответа на указанный вопрос является анализ судебной практики путем изучения постановлений Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Следует обратить внимание и на информационные письма Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Деятельность юриста высокой квалификации немыслима без знания научных трудов классиков отечественной цивилистики. Изучение классики цивилистики необходимо для понимания основ и развития гражданско-правового регулирования. Студент-юрист должен понять, какие принципы лежат в исторической основе гражданско-правового регулирования, и попытаться осмыслить перспективы его развития. Классику дореволюционной российской цивилистики составляют труды Шершеневича, Покровского и др. Классику советского периода составляют труды Черепахина, Иоффе, Братуся и др.В современную классику входят труды Брагинского, Витрянского, Сергеева, Толстого, Суханова, Маковского и др.

Вместе с тем для понимания современных тенденций развития гражданско-правового регулирования необходимо регулярно изучать научные публикации современных серьезных периодических изданий, к числу которых относятся такие журналы, как «Хозяйство и право», «Государство и право», Известия вузов «Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник Высшего Арбитражного Суда» и др.

Студенту необходимо понять, что только систематическое комплексное изучение учебной дисциплины «Гражданское право» позволит освоить указанную отрасль частного права и научиться разрешать гражданско-правовые вопросы любой сложности.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающегося чтения», т.е. предварительного прочтения лекционного материала, содержащегося в учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции.

Работа над лекционным материалом включает два особых этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслив над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице оставлять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составить ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Необходимо проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности консультации преподавателя.

При работе над текстом лекции студенту следует обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а так же на его задание и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь – справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснения многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебниками, учебными пособиями, монографиями, периодикой, подготовкой рефератов, выполнении тестовых заданий. Перечень вопросов, подлежащий изучению, приведен в программе курса. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень освещенных в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в программе курса по данной дисциплине, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из тематического плана изучения учебной дисциплины, на лекционных занятиях будут прочитаны лекции не по всем темам курса. Часть тем студенты изучат самостоятельно, прежде всего, с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на поставленные в программе вопросы.

Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изделиях.

Все сказанное выше в равной степени относится и к работе с монографической литературой и научной периодикой.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем права.

При подготовке к итоговому контролю по дисциплине рекомендуется использовать вопросы для подготовки к экзамену

На всех этапах самостоятельной работы обучающийся должен использовать переводы международных конвекций, соглашений и договоров. Не менее 30 %времени, отводимого на самостоятельную работу, целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой, в том числе периодической: российской и зарубежной.

Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе

Мультимедийные презентации, сопровождающие доклады и сообщения, обучающихся на практических занятиях. Интернет-ресурсы в том числе http://ibooks.ru (свободный доступ)

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.edu.ru – Федеральный портал «российское образование»

http://window.edu.ru – Федеральный портал Единое окно доступа к информационным ресурсам;

http://ibooks.ru – Электронно-библиотечная система

www.rusneb.ru – Национальная электронная библиотека

http://pravo.gov.ru – официальный интернет-портал правовой информации

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включает перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:

КонсультантПлюс – Справочная правовая система;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса

В обучении дисциплине «Гражданское право» используется учебный класс, оснащенный мультимедийным проектом и компьютером.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного

оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в читальном зале библиотеке Тверского филиала МГЭИ как , либо в сети Интернет

* Изучаются самостоятельно.

Наши рекомендации