Вещь должна быть доступна человеческому обладанию.

Например, вещами, как объектами гражданских прав, не могут быть земельные участки на Луне, иные космические тела, объекты, доступ к которым для современного человека либо затруднителен, либо невозможен. В некоторых случаях специальными международными соглашениями исключена возможность установления юрисдикции какой-либо страны и, соответственно, присвоение этих объектов (например, Антарктида).

Это общие признаки вещи как объекта гражданских прав. Вместе с тем, вещь, как материальный предмет, имеет различное значение для имущественных гражданских прав, закрепленных в ГК РК. В настоящий момент в ГК РК имеются три разновидности имущественных прав: 1) вещные, 2) обязательственные и 3) исключительные права. Вещи для каждого вида имущественных прав имеют различное значение.

Для вещных прав (право собственности и иные вещные права) вещи выступают непосредственным объектом обладания. В этом случае имеет значение, во-первых, индивидуальная определенность вещи. Это качество вещи надлежит рассматривать как совокупность индивидуальных свойств и качеств, как внутренних, так и внешних, с помощью которых происходит обособление вещи от подобных вещей. При этом индивидуальные признаки вещи могут а) появиться в процессе осуществления вещных прав и б) определены законодательством или соглашением участников гражданского оборота. Во-вторых, вещь выступает объектом непосредственного господства обладателя вещного права. В большинстве случаев реализация субъективных вещных прав заключается именно в непосредственном воздействии на вещь, управомоченное лицо использует тем самым полезные свойства и качества вещи для удовлетворения своих потребностей.

Объектом обязательственных прав в научном смысле является должное поведение обязанного лица. Это может быть поведение одной из стороны в договоре или шире - в обязательстве. Сюда следует отнести, например, поведение заемщика в договоре займа, причинителя вреда в деликтных обязательствах, обязательство лица, обещавшего публичное вознаграждение и др. При этом большинство обязательственных конструкций, основанных на договоре, является двусторонними и взаимными. В этом случае каждой из сторон договора принадлежит определенный комплекс прав и обязанностей, и, соответственно, объектом взаимных договоров будет выступать поведение каждого обязанного лица.

Например, объектом договора купли-продажи будет выступать должное поведение продавца - передать покупателю вещь (предмет договора) в определенном количестве, качестве, свободным от прав третьих лиц и т.д., - и покупателя - действия по принятию и оплате товара. Поэтому существо любого обязательственного субъективного права будет заключаться в требовании должного поведения от обязанного лица.

Поэтому значение вещи для обязательственных (особенно договорных) субъективных гражданских прав заключается в разграничении понятий «предмет обязательства» и «объект обязательства». Если вещь потенциально может быть предметом обязательства, наряду с другими явлениями правовой действительности (например, имущественными правами, определенного рода услугами и работами), то объектом субъективного обязательственного права всегда выступает только поведение обязанного лица - должника в обязательственном гражданском правоотношении.

Виды вещей в гражданском законодательстве Республики Казахстан.Первоначально следует сделать важное замечание. Легальные классификации вещей в ГК РК имеют важное значение для определения их правового режима, который заключается в определении условий осуществления имущественных прав на эти объекты. Каждую вещь можно описать с помощью нескольких классификаций. Совокупность подобных качественных характеристик и будет составлять правовой режим конкретной вещи. Например, земельный участок сельскохозяйственного назначения. В этом случае правовой режим будет основан на следующих положениях: это недвижимая индивидуально-определенная вещь, ограниченная в гражданском обороте, являющаяся природным объектом, который предназначен для осуществления определенной хозяйственной деятельности. Как правило этот объект выступает главной и сложной вещью. Эти качественные характеристики объекта будут оказывать влияние на имущественное право (или права) как при его осуществлении, так и в случае передачи другим лицам.

Оборотоспособность вещей. Одним из главных оснований для классификации вещей и определения правового режима является их гражданская оборотоспособность (ст. 116 ГК РК). Это качество вещей следует понимать как способность свободного распоряжения (отчуждения) объектами гражданского права всеми лицами, обладающими правами на это имущество. По мнению Ф.С. Карагусова оборотоспособность является определяющим признаком для признания соответствующих активов объектами гражданских прав[18]. По этому основанию выделяются три категории объектов: 1) вещи, изъятые из гражданского оборота; 2) вещи, ограниченные в гражданском обороте; 3) вещи, находящиеся в гражданском обороте.

Вещи, изъятые из гражданского оборота, обладают особым правовым режимом.

Во-первых, она вообще не могут в силу своих особых качеств свободно передаваться другим лицам и, по сути, принадлежать посредством гражданских прав ни одному из участников гражданского оборота.

Во-вторых, их перечень должен быть прямо указан в законодательных актах (п. 2 ст. 116 ГК РК) и, соответственно, имеет исчерпывающий характер. Отнесение к изъятым из гражданского оборота вещей составляет исключительную компетенцию законодательных органов государства и не может быть расширен ни судом, ни иным правоприменительным органом.

В-третьих, в Казахстане подобные объекты принадлежат государству и входят в т.н. перечень исключительной собственности государства (см., например, п. 1 ст. 8 Водного кодекса РК). В некоторых других законодательных актах вещи, изъятые из оборота, обозначаются как собственность государства (например, п. 2 ст. 8 Лесного кодекса, ст. 3, п. 2 ст. 26 ЗК РК).

В-четвертых, совершение в отношении вещей, изъятых из гражданского оборота, каких-либо сделок и иных актов, направленных на отчуждение этих объектов, недопустимо. Подобные акты должны быть признаны недействительными (п. 1 ст. 158 ГК РК, п. 3 ст. 8, ст. 21 Водного кодекса, п. 5 ст. 8 Лесного кодекса).

Для вещей ограниченных в гражданском обороте ГК РК устанавливает свой правовой режим: 1) данные объекты могут принадлежать только определенным субъектам права и 2) ограничивается степень свободы распоряжения этими вещами. В отношении этих вещей разрешены только определенные виды сделок, регламентирован порядок их заключения, изменения или расторжения, иногда необходимо специальное разрешение уполномоченного государственного органа (п. 3 ст. 116 ГК РК). Причины, по которым вещи изымаются из гражданского оборота, либо ограничиваются в нем, обусловлены общественными, публичными интересами, как правило, в сфере безопасности.

Вещи свободные в гражданском обороте составляют абсолютное большинство объектов гражданских прав. Для них не существует особых правил принадлежности и отчуждения.

Движимые и недвижимые вещи. Одной из наиболее важных классификаций вещей для гражданского права является деление на движимые и недвижимые вещи (ст. 117 ГК РК). Это деление объектов гражданского права является относительно новым для Казахстана. О правовом режиме недвижимых вещей см. § 5 настоящей главы. Здесь же имеет смысл кратко показать отличия движимых и недвижимых вещей

Во-первых, законодатель обозначает перечень недвижимых вещей. Для этого используется критерий их прочной связи с землей (п. 1 ст. 117 ГК РК). В качестве определенной фикции в качестве недвижимости указаны квартиры и иные жилые, а также нежилые помещения. Эти вещи признаются самостоятельными объектами (видами) недвижимости если они находятся а) в составе объекта кондоминиума и б) в индивидуальной (раздельной) собственности. Появление этих объектов связано с приватизацией государственного жилого фонда, что имело место в начале 90-х годов прошлого века[19]. Иначе говоря, перечень недвижимых вещей определен законом. Соответственно движимыми вещами будут являться все прочие вещи, не являющиеся недвижимыми (п. 3 ст. 117 ГК РК).Во-вторых, для недвижимых вещей установлен особый правовой режим, сущность которого можно обозначить двумя тезисами

а) необходимость государственной регистрации прав (обременений прав) на недвижимое имущество. По общему правилу, права (обременения прав) на недвижимое имущество (ст.ст. 4, 5 и 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) возникают с момента их государственной регистрации (п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Исключения из этого правила должны быть прямо поименованы в законе

Например, права на недвижимость, возникшие у лица в результате наследования, не зависят от государственной регистрации. Последнее осуществляется уже после принятия наследства, как итоговая процедура оформления приобретения прав, полученных в результате наследственного правопреемства;

б) для недвижимых вещей характерны устойчивые пространственные границы, изменение которых 1) осуществляется в рамках особых процедур и 2) требует внесение соответствующих корректировок в идентификационные характеристики объекта недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра (подп. 1) п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Обладание движимыми вещами, как правило, не требует регистрации прав на эти объекты.

В законодательстве Республики Казахстан есть определенные исключения из данного правила.

Эксплуатация отдельных видов механических транспортных средств (легковые, грузовые автомобили и автобусы, мотоциклы, мотороллеры и др.) и прицепов производится в виде допуска к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования. Он осуществляется уполномоченным государственным органом путем а) государственной регистрации с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, б) регистрации и учета лиц, пользующихся ими, в том числе по доверенности, в) приема экзаменов и выдачи удостоверений на право их управления (п. 3 ст. 18 Закона РК от 15 июля 1996 года № 29-I «О безопасности дорожного движения»). Государственная регистрация данных объектов имеет учетный характер, предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения и никак не влияет на возникновение, изменение и прекращение прав на них[20].

Еще одни исключением являются правила о регистрации залога движимого имущества. По общему правилу регистрация залога движимого имущества устанавливает очередность (дату) удовлетворения требования залогодержателя по отношению к требованиям других залогодержателей, претендующих на данное имущество залогодателя. При этом каждый предшествующий зарегистрированный залогодержатель имеет приоритет при обеспечении исполнения обязательства перед всеми последующими зарегистрированными залогодержателями, а также перед всеми незарегистрированными залогодержателями данного имущества (п. 1 ст. 8 Закона РК от 30 июня 1998 года № 254-I «О регистрации залога движимого имущества»).

Определенные особенности правового режима имеют воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты, линейная часть магистральных трубопроводов, которые законодателем приравнены к недвижимым вещам (п. 2 ст. 117 ГК РК). Приравнивание заключается в необходимости государственной регистрации этих объектов.

Однако зависимость регистрации прав на эти объекты и регистрации их самих в соответствующих законодательных актах не столь очевидна как в случае государственной регистрации недвижимости и прав на нее.

Так, например, магистральный трубопровод является неделимым имущественным комплексом. Он может находиться в государственной или частной собственности, но никаких требований о необходимости регистрации прав на этот объект закон не устанавливает (ст. 12 Закона РК от 22 июня 2012 года № 20-V «О магистральном трубопроводе»).

В свою очередь гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Закон формально требует регистрации прав на гражданские воздушные суда, находящиеся в собственности физических и юридических лиц Республики Казахстан, а также сделок, совершаемых с данными воздушными судами (п.п. 2 и 3 ст. 45 Закона РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»). Однако ни в указанном законе, ни в соответствующих правилах[21]нет нормы аналогичной положению п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: права считаются возникшими только после их государственной регистрации.

Несколько иные правила установлены для морских судов. Для этих объектов установлены правила об обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре морских судов или судовой книге как прав собственности (иных вещных прав) на судно (обременения на него), так и сам объект (ст.ст. 16-21 Закона РК от 17 января 2002 года № 284-II «О торговом мореплавании»).

Подобное разночтение требует унификации и систематизации правил о государственной регистрации объектов, приравненных законом к недвижимым вещам.

В заключении следует отметить особенность легальной трактовки движимых вещей. Законодатель для этого использует термин «движимое имущество», включая в него деньги и ценные бумаги (п. 3 ст. 117 ГК). Правовой режим этих объектов имеет существенные особенности по сравнению с движимыми вещами и подробно рассматривается в §§ 5 и 6 настоящей главы учебника.

Делимые и неделимые вещи. Вещи можно классифицировать по их способности подлежать делению или нет. Делимым признается имущество, части которого в результате раздела не утрачивают своего назначения (функций). Неделимое имущество - это такое имущество, которое не может быть разделено без изменения его хозяйственного значения (функций) или не подлежит разделу в силу предписания законодательного акта (п. 1 ст. 120 ГК РК). Таким образом, в ГК РК определены два вида неделимости: 1) законная и 2) функциональная.

Законная неделимость определяется законодательным актом. Причины, по которым законодатель признает ту или иную вещь неделимой, могут быть самыми различными.

Так, земельное законодательство многих стран часто устанавливает легальные запреты на дробление земельных участков. Наиболее известная система известно под названием майорат [лат. majoratus]. В России до 1917 г. и некоторых других странах: феодальный порядок наследования, при котором земельное владение переходит к старшему сыну или к старшему в роде; земельное владение или поместье, на которое распространяется такое право наследования[22].

В ЗК РК также есть нормы, которыми регулируется неделимость земельного участка. Во-первых, неделимость земельного участка должна быть отражена в соответствующем идентификационном документе (п. 2 ст. 51 ЗК РК). Во-вторых, совместными решениями областных представительных и исполнительных органов могут быть установлены минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от местных условий и особенностей использования указанных земель, предоставляемых в собственность или землепользование (п. 5 ст. 50 ЗК РК). В-третьих, в отношении подобного объекта может быть совершена сделка, предмет которой охватывает вещь целиком. Так, например, не допускается залог неделимого земельного участка или права землепользования на неделимый земельный участок без одновременного залога находящегося на нем здания (строения, сооружения) (ч. 3 п. 2 ст. 77 ЗК РК).

Функциональная неделимость вещи может определяться как законодательством, так и соглашением сторон

Примером подобной неделимости может служить предприятие как имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности. Законодатель предоставляет возможность определить неделимость предприятия самим участникам гражданского оборота, совершать в отношении этого имущественного комплекса сделки в целом или какой-либо части (п. 3 ст. 119 ГК РК).

Функциональная неделимость может быть определена в каждом конкретном случае при наличии соответствующих обстоятельств.

25.Способы защиты гражданских прав в предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательство — это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство) Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

2. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

3. Права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются:

1) возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности;

2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе

3) ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами;

4) принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом;

5) установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

7) иными средствами, предусмотренными законодательством.

4. Производство и продажа некоторых видов товаров, работ или услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан осуществляются по государственным лицензиям. Перечень таких товаров, работ или услуг, порядок выдачи государственных лицензий определяются законодательными актами.

5. Коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством.

6. Защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными настоящим Кодексом или иными законодательными актами

Каждый потребитель имеет, в частности, право на:

- свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг

- надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг);

- полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах);

- объединение в общественные организации потребителей*

1. Развитие предпринимательства является необходимым условием функционирования стабильной, активной и эффективной рыночной экономики. Статья 26 Конституции РК устанавливает: "Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности".

Поэтому комментируемая статья обеспечивает защиту прав и правомерных интересов предпринимателей.

2. Из определения предпринимательской деятельности вытекает, что это хозяйственная деятельность, характеризующаяся следующими необходимыми признаками

а) она направлена на получение дохода (прибыли) путем производства и свободной продажи на рынке продукции, услуг, работ;

б) она является инициативной, т.е. может осуществляться только по собственному желанию предпринимателя в соответствии с его интересами и его усмотрением. Осуществление действий по приказу или прямому указанию каких-либо руководящих органов или лиц нельзя считать предпринимательством;

в) такая деятельность осуществляется на базе полной имущественной самостоятельности предпринимателя. Как правило, он является собственником ее имущественной базы и он же несет полный риск возможных в ходе предпринимательства имущественных потерь и расходов (специально о предпринимательском риске говорит ст. 360 ГК);

г) предприниматель выступает в гражданском обороте от своего имени.

Таковы основные признаки предпринимательства, при отсутствии хотя бы одного из которых хозяйственную деятельность нельзя считать предпринимательством, даже если она является возмездной, хозяйственной и т.п.

3. Но не все перечисленные признаки присущи всем предпринимателям в равной степени, что зависит прежде всего от того, на основе какого вида собственности развивается предпринимательство. Наиболее полно рассмотренные признаки проявляются в частном предпринимательстве, т.е. в предпринимательстве, основанном на частной собственности, независимо от того, выступает предпринимателем гражданин или негосударственное юридическое лицо.

Значительно менее полно данные признаки проявляются в деятельности предприятий, принадлежащих на праве собственности государству. Государство в лице уполномоченных органов вправе ограничивать и инициативу государственных предприятий; и круг их предпринимательской деятельности.

4. Государственная поддержка и гарантии предпринимательской деятельности выражаются в основном в законодательных запретах ограничивать свободу предпринимательства и в судебной защите прав и законных интересов предпринимателей от всяких нарушений со стороны государственных органов или должностных лиц, партнеров по хозяйственным договорам или посторонних субъектов.

5. Более конкретные способы защиты и поддержки предпринимательства предусмотрены п. 3. комментируемой статьи. В частности, п. 3 предусматривает упрощенный порядок допуска к предпринимательской деятельности. Некоторые ее видь! могут осуществляться Гражданами вообще без обращения к каким-либо официальным органам, т.е. чисто явочным путем

6. Указом о государственной регистрации юридических лиц установлен общий порядок регистрации юридических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью

Особенности государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательством без образования юридического лица, показаны в ст. 19 ГК

При регистрации проверяете законность занятия предпринимательской деятельностью. Запрещается отказ в регистрации со ссылкой на нецелесообразность ее в данных условиях (нет спроса на товары и услуги, большая конкуренция и т.п.). Для регистрации предприниматель-заявитель должен обратиться только в один регистрирующий орган. Если все требуемые Указом о государственной регистрации юридических лиц документы составлены в надлежащей форме, регистрирующий орган не имеет права отказать в регистрации либо требовать от заявителя предоставления каких-либо дополнительных виз, согласований, разрешений и т.п.

7. Основной задачей лицензирования предпринимательской деятельности является ограничение таких ее видов, какие могут либо сами по себе, либо при ее осуществлении в ненадлежащих условиях нарушить государственные интересы или интересы граждан. Законодательной основой предпринимательского лицензирования служит Указ о лицензировании.

Но лицензирование не заменяет повседневного контроля. Поэтому уже выданная лицензия при ненадлежащем соблюдении условий разрешенной предпринимательской деятельности может быть прекращена досрочно, отозвана либо приостановлена. В случае нарушения условий выдачи лицензии она может быть признана недействительной. Все основания досрочного прекращения, отзыва, приостановления, действия лицензии либо ее признания недействительной должны быть определены законодательными актами исчерпывающим образом

8. По тем видам лицензируемой деятельности, осуществление которых содействует развитию конкуренции на рынке и повышению удовлетворения спроса потребителей, но не нуждается в специальном государственном ограничении, лицензии должны выдаваться без препятствий всем лицам, отвечающим установленным требованиям. В тех же случаях, когда государственные интересы требуют ограничить круг предпринимателей (например, при разведке и добыче нефти, извлечении из недр драгоценных металлов), возникает необходимость выбрать из общего числа претендентов лишь тех возможных лицензиатов, какие могут принести больше пользы республике. Для подобных случаев представляется более целесообразной выдача лицензий путем их продажи на аукционе либо путем конкурсного отбора среди претендентов. Так, п. 4 ст. 13 Указа о лицензировании устанавливает продажу лицензий на экспорт товаров коммерческими посредниками (т. е. не производителями таких товаров) через открытые аукционы или конкурсы. Поправки к Указу о лицензировании, внесенные Указом Президента от 23 декабря 1995 г., допускают установление особенностей лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды специальным законодательством

Об особенностях лицензирования предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица см. ст. 19 ГК и комментарий к ней

9. Важной мерой защиты интересов предпринимателей служит законодательное обеспечение сохранения их коммерческой тайны. Согласно ст. 21 Закона о защите и поддержке частного предпринимательства под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Если иное не предусмотрено законодательством, состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами. Нередко к коммерческой тайне относят новые технологии, систему проверки качества изделий, источники снабжения, стоимость приобретенного имущества и т.п. В качестве коммерческой тайны защищаются также ноу-хау, т.е. технологическая, организационная или коммерческая информация, составляющая секреты производства.

Лица, которые имеют доступ к коммерческой тайне в силу выполняемых ими государственных контрольных функций, следственных или судебных действий, служебного положения и .т.п., обязаны не разглашать ее другим лицам. Ответственность за разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. 28 Закона о защите и поддержке частного предпринимательства

10. Но закон не допускает злоупотребления коммерческой тайной для недобросовестного нарушения чужих интересов, введения хозяйственных партнеров в заблуждение, уклонения от ответственности и т.п. Поэтому Закон о защите и поддержке частного предпринимательства содержит специальную статью 23 "Сведения, не составляющие коммерческую тайну". Запрещено, в частности, делать секретными итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо счета прибылей и убытков, сумму уставного капитала, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.

11. В РК действует ряд нормативных правовых актов, Направлейных на развитие предпринимательства. Назовем среди них Законы "О свободе хозяйственной деятельности й развитии предпринимательства в Казахской ССР" от 11 декабря 1990 г., "О защите и поддержке частного предпринимательства" от 4 июля 1992 г.; ."О государственной поддержке малого Предпринимательства" от 19 июня 1997 г;,' "Об индивидуальном предпринимательстве" от 19 июня 1997 г.; Указы Президента РК "О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности" от 14 июня 1996 г., "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997 г., "О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности" от 27 апреля 1998 г. и др.

12. Весьма важным принципом цивилизованного функционирования рыночных отношений является защита прав потребителей, т,е. покупателей, заказчиков, пассажиров и других лиц, пользующихся на возмездной основе плодами предпринимательской деятельности. Вполне понятно стремление предпринимателя получить при реализации товаров и услуг, т.е. получить с потребителя, возможно больший доход. В условиях неограниченной рыночной свободы такой доход достигается, нередко экономическим принуждением потребителя пользоваться услугами только одного производителя (предпринимателя), что позволяет последнему навязывать потребителю условий реализации продукции, работ, услуг, весьма для него невыгодные. Поэтому главным рычагом защиты интересов потребителя в рыночном обороте является борьба с монополизмом производителей; максимальное развитие конкуренции, при которой не потребитель вынужден искать производителя (продавца/исполнителя работ и Т.п.), а производитель должен искать потребителя. Об этом специально говорится в статье 11 ГК.

13. Но право предусматривает и другие принудительные способы защиты интересов потребителя. Об этом, в частности, говорится в ст. 387 (Публичный договор) и ст. 389 (Договор присоединения) ГК и в других законодательных правилах.

14. В Казахстане действует специальный Закон "О защите прав потребителя" от 5 июня 1991 г., которым, равно как и ГК, предусмотрена ответственность производителей (предпринимателей) перед потребителем за нарушение его прав и законных интересов.

15. Для более полной и эффективной защиты своих прав потребители могут создавать общественные объединения и организации потребителей. Организации такого рода образованы и действуют как в масштабе всей республики, так и во многих ее областях. Подобные организации разъясняют потребителям их права, помогают их защите, оказывают юридическую помощь, ставят перед государственными органами вопросы контроля за качеством выпускаемой продукции или качеством работ и т.п.

26.Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве

1. Срок, установленный законодательством, сделкой либо назначаемый судом, определяется календарной Датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

2. Срок может устанавливаться также как период времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

1. Указанный в данной статье срок относится к категории юридических фактов, влекущих гражданско-правовые последствия. В частности, определенный моментом или отрезком времени срок влияет на возникновение, период действия или прекращение гражданских прав и обязанностей. Так, ст. 240 ГК ввела правило о приобретательной давности, согласно которому длительное фактическое владение недвижимым имуществом в течение 15 лет служит основанием возникновения у владельца права собственности на это имущество. Права и обязанности участников договора сохраняются в течение действия договора

По своему назначению сроки в гражданском праве делятся на следующие виды: 1) сроки осуществления прав и исполнения обязанностей; 2) пресекательные; 3) гарантийные; 4) претензионные; 5) сроки исковой давности.

Сроки осуществления прав могут быть предусмотрены законодательством или договором. Например, правопреемники автора художественного произведения обладают перешедшими к ним в порядке наследования авторскими правами в течение 50 лет. (ст. 28 Закона об авторском праве и смежных правах). Срок исполнения обязанности может обусловливаться в любом договоре (например, продавец обязуется передать покупателю проданную вещь в 3-дневный срок)

Пресекательный срок означает время, по истечении которого прекращается принадлежавшее лицу право вследствие неосуществления этого права. Так, арендатор может быть лишен права пользования арендованным имуществом, если он в течение указанного в договоре срока не осуществляет этого права и это обстоятельство включено в условия договора как основание к досрочному его расторжению. Неисполнение обязанностей в течение определенного срока также может привести к прекращению права. Так, неуплата страховых взносов влечет прекращение договора страхования жизни и соответственно права страхователя. При ликвидации несостоятельного должника срок процедуры ликвидации определяется решением суда и не может превышать 12 месяцев. Не заявленные до утверждения ликвидационного баланса требования кредиторов считаются погашенными (ст.ст. 65, 76 Закона о банкротстве).

Гарантийные сроки — это сроки для установления недостатков в проданных товарах или выполненных работах с последующим предъявлением продавцу или подрядчику претензионных требований об устранении этих недостатков или о замене изделий. Гарантийный характер имеют также сроки годности и сроки службы товара. Так, производитель обязан обеспечить выпуск и поставку в торговую сеть в необходимых объемах запасных частей продукции, ее техническое обслуживание и ремонт в течение всего срока службы продукции (п. 11 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

Претензионные сроки — это сроки для заявления требований обладателя права непосредственно к обязанному лицу до обращения в суд с иском. Так, Временный устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 г. № 70, установил, что претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии об оплате штрафов — в течение 45 дней (п. 152

2. Статья указывает на источники формирования сроков, они могут устанавливаться законодательством, по воле участников сделки или судом. Так, при проведении открытых торгов договор купли-продажи должен быть подписан сторонами не позднее 10 дней после завершения торгов (ст. 14 Указа о приватизации).

Сроки могут обусловливаться также при совершении сделок самими участниками. Например, стороны определяют срок действия договора, срок составления документа, подтверждающего сделку. Судебным решением назначаются сроки для исполнения обязанностей ответчиком (ст. 204 ГПК КазССР).

3. Сроки устанавливаются или назначаются для определения периода действия прав и обязанностей (например, в договоре аренды обусловливается время, в течение которого наниматель осуществляет право пользования имуществом и исполняет обязанности по внесению арендной платы). Сроки могут обозначать также момент возникновения или прекращения прав и обязанностей. Так, в договоре об отчуждении имущества стороны вправе согласовать срок возникновения права собственности у приобретателя (п. 1 ст. 238 ГК). Срок исполнения обязательства представляет собой момент прекращения соответствующих прав сторон.

4. В статье указываются способы установления сроков: календарная дата, период времени и наступление события

При установлении срока календарной датой указываются число, месяц и год, а в ряде случаев определяется также точное время этой даты (например, в проездном билете содержится указание на момент отправления соответствующего транспорта в часах и минутах). При установлении срока в виде периода времени устанавливается количество лет (например, заключение генерального подрядного договора на весь срок строительства, выходящего за пределы одного года), месяцев (один месяц для предупреждения поднанимателя о выселении в частном жилищном фонде — ст. 26 Закона о жилищных отношениях).

При установлении срока путем указания на событие,

Наши рекомендации