Источники земельного права. Система земельного законодательства.
Источники земельного права – нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Нормативный правовой акт является наиболее характерным способом правового регулирования земельных отношений. Система законодательства определена в ст. 2 ЗК РФ и включает в себя: Федеральное законодательство; Законодательство субъектов РФ; Нормативно-правовые акты органов МСУ.
Конституционные основы регулирования земельных отношений определены Конституцией РФ, в которой содержаться нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36, 72)
Кодифицированным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный Кодекс РФ. Т.к. этот акт является кодифицированным, то, следовательно, земельные отношения регулируются большим количеством иных нормативно-правовых актов. Так, например, имущественные отношения, возникающие при использовании земель, кроме ЗК РФ регулируются Гражданско-правовыми нормативными актами: ГК РФ, Закон «Об ипотеке», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним».
Отношения в сфере управления земельными ресурсами регулируются ФЗ «О землеустройстве», «О государственном кадастре недвижимости», постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле». В ЗК РФ только перечислены формы платы за земельные участки, для расчета земельного налога необходимо использовать Налоговый кодекс. В ЗК РФ только лишь перечислены виды ответственности за нарушение земельного законодательства. Ответственность же установлена УК РФ, КоАП. Режим использования отдельных категорий земель также кроме ЗК РФ определяется специальными нормативно-правовыми актами: Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, и др.
Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к совместному ведению федерации и ее субъектов, а, следовательно, субъекты федерации вправе принимать свои законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения.
Полномочия субъектов федерации по регулированию земельных отношений устанавливаются земельным кодексом и иными ФЗ. Анализ норм земельного кодекса и иных нормативно-правовых актов позволяет установить, что в одних случаях субъекты РФ вправе регулировать земельные отношения только в отношении земель, находящихся в их собственности, а в других независимо от формы собственности на земельные участки. Кроме ЗК РФ полномочия субъекта федерации устанавливаются и иными федеральными законами - ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» и ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Субъектам федерации предоставлено право регулировать земельные отношения с тем, чтобы в своих нормативно-правовых актах они имели возможность учесть региональные особенности. Примером законотворческой деятельности субъекта РФ является Закон Саратовской области «О земле».
Согласно ст. 2 ЗК РФ земельные отношения регулируются нормативно-правовыми актами органов МСУ. Органы МСУ вправе регулировать отношения в отношении тех земель, которые являются муниципальной собственностью (п. 2 ст. 33 ЗК). Нормы, определяющие полномочия органов МСУ в сфере регулирования земельных отношений, содержаться и в иных федеральных нормативно-правовых актах (согласно НК РФ, отношения возникающие при расчете и взимании земельного налога регулируются не только кодексом, но и нормативными правовыми актами органов МСУ).
К источникам земельного права относятся указы Президента РФ. Например, «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.
Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. В ряде случаев ЗК РФ прямо устанавливает, какие земельные отношения должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; нормативными актами законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение федеральных актов и законов субъектов Российской Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общие принципы, договоры, обычаи.