Принцип платности и его реализация в законодательстве.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки из состава земель лесного фонда;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Плательщиками ЗН признаются организации и физические лица, обладающие ЗУ на ПС, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Расчет ЗН осуществляется с учетом налоговой базы и налоговых ставок. Налоговой базой является кадастровая стоимость ЗУ. В отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, определяется пропорционально доле. Для общей совместной - в равных долях. Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов МО: 0,3% для с/х земель, также для земель, занятых жилищным фондом, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и др., 1,5 % для прочих ЗУ. От уплаты налога освобождаются религиозные организации – в отношении принадлежащих им ЗУ, организации – в отношении ЗУ, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер – это существенное условие договора аренды. Порядок, сроки, условия за ЗУ, находящиеся в частной собственности устанавливаются договором. В гос. или муниципальной – устанавливаются Правительством РФ, органами гос. власти субъектов, ОМСУ.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
1)принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; 2)принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
3)принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
4)принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
5)принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
6)принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
ФЗ «О введении в действие ЗК» предусматривается максимальный размер арендной платы. Размер на год устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых ЗУ. С ЗУ, из земель с/х назначения – 0,3 % кадастровой стоимости. Из земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте – 1,5%.
Плата за использование ЗУ взимается и с лиц, в отношении которых установлены сервитуты. Собственник ЗУ, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. При установлении публичного сервитута взимание платы возможно в случае, если это приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ.
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Наиболее частыми судебными спорами в данной области являются: 1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков; 2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя; 3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.