Характеристика гос. механизма в период замедления темпов обществ. развития (сер. 60-х – сер. 80-х гг.).
В октябре 1961 г. состоялся 22 съезд КПСС, принявший новую программу партии, в кот. намечался переход общ-ва к коммунизму. В окт. 1964 г. Н.Хрущев, с именем кот. ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших гос. и партийных постов. Изменения в сов-ом гос. аппарате того времени определялись фактом принятия нового Основного Закона СССР. Конституция СССР установила новое название Советов – Советы народных депутатов. Они составляли полит. основу гос-ва. Изменились сроки полномочий советов: срок Верховного Совета увел-ся с 4 до 5 лет, местных советов – с 2 до 2,5 лет. Установилось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР – Совете Союза и Совете Национальностей – по 750 человек. Конституция СССР 1977 г. расширила круг полномочий Верховного Совета СССР, предусмотрела проведение регулярных отчетов Совета Министров перед Верховным Советом. В 1966 г., была изменена организац. структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей. Теперь в каждой из палат создавалось по 16 постоянных комиссий. Конституция СССР 1977 г. расширила права местных Советов, которые могли координировать и контролировать деят-ть расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, охраны природы, строит-ва, исп-ния труд. ресурсов, произ-ва товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законод-ва. В ноябре 1964 г. была восстановлена единая система Советов. К числу важных мер, направленных на укрепление местных Советов, повышение их авторитета, следует отнести расширение правовой базы их деятельности. Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Депутатские группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов. Депутатские посты образовывались на подведомственных местному Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли контроль за ходом выполнения решений Совета. Широкое развитие получили такие формы самодеятельности населения, как квартальные, домовые комитеты и др.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. в районах были созданы производственные управления сельского хозяйства. Правоохранительные органы.В июле 1966 г. в интересах охраны обществ. порядка в борьбе преступностью образуется союзно-республиканское Министерство ох раны обществ. порядка СССР. В ноябре 1968 г. Министерство охраны общественного по СССР было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР. В ноябре 1968 г. была перестроена система органов внутренних дел в городах и районах. Здесь на базе органов милиции были созданы отделы. В рассматриваемый период была восстановлена также общесоюзная система органов юстиции. В 1970 г. воссоздаются Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции краевых, областных Советов. Возникшие в конце 50-х годов добровольные народные дружины по охране общественного порядка в 70-е годы стали массовыми организациями трудящихся. В рассматриваемый период продолжалось организационно-правовое развитие органов народного контроля, они образовывались и были подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Комитет народного контроля СССР образовывался Верховным Советом СССР. В развитии правового статуса Вооруженных Сил СССР в рассматриваемый период был сделан новый важный шаг. В Конституции СССР 1977 г. была выделена спец. глава, в которой по подчеркивалось, что для защиты "суверенитета и территориальной целостно государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность". Последняя регламентировалась законом, принятым Верховным Советом СССР 12 октября 1967 г. Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, он осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.
Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью он был призван обеспечить правильность применения законов. Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Консл туцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет.
37.Основные направления развития права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х – середина 60-х гг.). После определенного поворота в сторону усиления демократических начал в общественной и государственной жизни активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных и республиканских законов. Масштабы, объем и многосторонность правотворчества были таковы, что назрела необходимость проведения новой кодификации советского законодательства, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право. В новых законах нашли отражение те изменения в социально-экономической и культурной жизни страны, которые произошли со времени первой кодификации.
Гражданское право. Гражданское законодательство подвело итог развития социалистических имущественных отношений, закрепило принципы социализма в гражданском праве.
Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые более 30 лет назад, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившиеся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Т.о., Основы гражданского законодательства Союза и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе, где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествовала социалистическая система ведения хозяйства.
Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.
Земельное, колхозное и природоохранительное право. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в эти годы, представляли собой составную часть мер, принимавшихся КПСС и Советским государством по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях, в частности, были расширены права колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количества скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве, решать вопросы о принятии в артель и исключения из нее.
Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-х гг. кодификации следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства ССР и союзных республик.
Новый общесоюзный закон определял, какие деяния являются преступными, и устанавливал подлежащие применению наказания.
Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация законодательства затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде всего следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.
Гражданско-процессуальное право. На седьмой сессии Верховного Совета СССР 8 декабря 1961 г. были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства, состоявшие в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел.
38.Развитие трудового и с/х права в период замедления темпов общественного развития(середина1960-середина1980).
Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.
Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.
В 1966—1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.
В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде,в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).
Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.
23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.
Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.
К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.
Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т. д.).
В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.