Конструкция Советской власти по Конституции 1918 г.
Итого первого периода истории Сов. гос-ва, были зафиксированы в Основном законе-
Конституция РСФСР 1918 г. была принята 10 июля на 5 съезде Советов, а опубликована 19.07. в «Известиях ВЦИК". С момента опубликования Конституция РСФСР 1918 г. вступила в силу. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (в апреле—июле 1918 г.). Основы Конституции РСФСР 1918 г. разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в ней закреплялись коренные принципы сов. демократии, интернационализма, равноправия полов, и предоставляла широкий круг демократических свобод и прав. К.-четко определила форму федерации России –государство с автономными включениями, в качестве важнейшего принципа сов. федерации закреплялась добровольность объединения ,закрепила сложившуюся систему органов власти и управления( Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком). Структура Конституции 1918 г, включала в себя разделы.
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (гл.1-4).
2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР ( гл. 5)
3. Конструкция Советской власти (гл.6-12).
4. Активное и пассивное избирательное право (гл.13-15).
5. Бюджетное право (гл.16).
6. О гербе и флаге РСФСР (гл.17).
Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла следующие положения;
1) политическую основу РСФСР — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
2) социальную основу — диктатуру пролетариата;
3) монополию государства в сфере экономики (высшим органом в ее управлении являлся Высший Совет Народного Хозяйства);
4) полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности;
5)установление срока действия Конституции (переходный период от капитализма к социализму);
6)объявление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по государственному устройству Федерацией;
7) определение системы органов государственной власти, как то:
а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и подотчетный ему Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), в компетенцию которых входили утверждение изменений Конституции; принятие в состав РСФСР; вопросы войны и мира; осуществление внешней и внутренней политики государства; регулирование экономики; формирование государственной системы налогов; организация вооруженных сил; судоустройство и судопроизводство; общегосударственное законодательство;
б) Совет народных комиссаров (СНК);
в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты;
8) закрепление принципа демократического централизма, т.е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и установление широких полномочий по реализации решений вышестоящих Советов на местах;
9) определение конституционных прав и свобод граждан, которые не перечислялись в Конституции РСфСР 1918 г., назывались только те права и свободы, которые обеспечивало государство. Значение- Конституцией РСФСР 1918 г. закреплялись конституционные права и свободы трудящихся. Причем только представители трудящихся (пролетариат, крестьяне) обладали активным избирательным правом. Трудящиеся обладали избирательным правом по достижении 18 лет и независимо от их национальности, пола.
Не имели избирательного права:
а) лица, которые использовали наемный труд в целях извлечения прибыли;
б) граждане, живущие на нетрудовые доходы, т.е. на доходы, которые были получены от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами, и т.п.;
в) частные торговцы и посредники;
г) представители духовенства;
д) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения;
И сохранение многоступенчатости выборов;
11) закрепление обязанностей трудиться и нести воинскую обязанность;
12) провозглашение отделения церкви от государства.
Возникновение РСФСР
В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.
С 10 (23) января по 18 (31) января 1918 года, после роспуска 6 (19) января 1918 года Учредительного собрания, в Петрограде прошёл III съезд Советов, на котором 18 (31) января 1918 утверждена написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК 3 (16) января 1918 года ʼʼДекларация прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ[8], провозгласившая˸
1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2. Российская Советская Республика учреждается на базе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее в других документах Россия, Российская республика[12], Российская Федеративная республика[13], Советская Республика России[14], Российская Советская Республика[8] — всё чаще стала именоваться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой[5] и Российской Федеративной Советской Республикой[15].
В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны — т. н. ʼʼТриумфальное шествие Советской властиʼʼ. Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва (прежде — Петроград), она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.
В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны отрекшийся ранее от престола российский император Николай II и его семья.
19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила новое официальное название советского государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
В период с октября 1917 по июль 1918 социалистическое государство было оформлено слабо. До 20 апреля 1918 ᴦ. отсутствовал официально утверждённый государственный флаг, до 19 июля 1918 — Конституция и герб, в различных государственных документах само государство именовалось по-разному (см. ниже), в административно-территориальном делении ʼʼфедерацииʼʼ было полнейшее разнообразие, граничащее с неразберихой. Часто на одной и той же территории одновременно действовало несколько советов ʼʼрабочихʼʼ, ʼʼсолдатскихʼʼ или ʼʼкрестьянскихʼʼ депутатов в любом сочетании, и прочих революционных органов власти, вроде реввоенсоветов, исполнительных комитетов и т. п., которые часто просто игнорировали решения друг друга. Нередко отдельные губернии или национальные области провозглашали себя независимыми ʼʼсоветскимиʼʼ республиками. По этой причине наиболее адекватно состояние первого социалистического государства в данный период (по крайней мере, до принятия первой Конституции) отражают следующие неофициальные наименования˸ Республика Советов илиСоветская Россия (хотя это не вполне соответствует понятию РСФСР — см.Советская Россия).
7.
8.
9. Создание основ Уголовного и гражданского законодательство…
В 1919г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания. Данными актами руководствовались в своей деятельности революционные трибуналы, которые советская власть наделила судебными и карательными полномочиями. Рассмотрение уголовных дел осуществлялось не на основании закона, а в соответствии с «революционным менталитетом», что влекло за собой порождение произвола.
Во избежание этого Наркомюст в декабре 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принципу законности.
Руководящие начала представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет советской власти. Предполагалось, что суды в процессе рассмотрения дела будут руководствоваться принципом целесообразности, а потому будут решать дела на основе Общей части кодекса.
Руководящие начала состояли из введения и 8 разделов: об уголовном праве; об уголовном правосудии; о преступлении и наказании; о стадиях совершения преступления; о соучастии; о видах наказания; об условном осуждении; о действии уголовного законодательства в пространстве.
Представляя собой судебную практику, Руководящие начала осуществляли свою деятельность, руководствуясь принципом аналогии, т.е. при отсутствии конкретной нормы в ходе рассмотрении какого-либо преступления могли применить аналогичную норму и решить дело по аналогии.
Основой данного правового акта был классовый подход, который наиболее выразился в определении понятий преступления и задач уголовного права. Так, задачей уголовного право была охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс при помощи репрессий. В соответствии со ст. 2 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР «уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания)».
Под преступлением понималось нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством, а назначение наказания расценивалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При назначении наказания суд должен был оценивать не только обстоятельства совершения преступления, но и личность преступника и его социальную принадлежность.
Существовало 16 видов наказания, которые включали в себя внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, расстрел (высшую меру наказания). Также применялось условное осуждение, имеющее воспитательный характер. Признавались смягчающие обстоятельства, к которым относились принадлежность к нищему классу, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Руководящие начала подразделял преступления на обычные и государственные, или контрреволюционные, которые имели своей целью свержение правящего режима (теракты, вооруженные мятежи и др.). Государственные преступления подавлялись с применением крайне жестоких мер, а лицо, совершившее данное преступление, подлежало расстрелу.
В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тысяч руб после смерти собственника переходило в доход гос-ва. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, то они имели право получать содержание из имущества умершего.
1918 – 1920 гг. Изменяется соотношение м\у важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным.
В декретах Советской власти центр место занимает институт права собственности. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. б. издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании..
Статус част. собственности превратился в наименее защищенную законом.
Обязательственное право. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательсвен. права не отменялись, а просто не использовались.
Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот. Деньги как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела к обесцениванию денег.
Разные услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно: пересылка писем, пользование телефоном, водопроводом, газом, канализацией, жильем, транспортом и пр.
В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения совсем отменялся.
Договор купли-продажи все меньше использовался, больше использовался договор мены.
В области найма жилья. В этой области стали действовать нормы админис. Права (а не гражданского). Реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. 25 мая 1920 СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади.
10.Кодекс законов о труде- 1918 г.— первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликования в Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. В КЗоТ 1918 г. было отражено экономическое и социальное положение страны в годы Гражданской войны. Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обязателен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
КЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регулирующих:
1)трудовую повинность; 2) право на применение труда; порядок предоставления труда; предварительное испытание; перевод и увольнение трудящихся; вознаграждение за труд; рабочее время; обеспечение надлежащей производительности труда; 3) охрану труда.
Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на период времени за 8 недель до родов и 8 недель после родов. Правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, обладали все трудоспособные граждане.
Привлечение трудящихся к работе совершалось через отдел распределения рабочей силы. Привлечение к работе возможно также в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия.
Предварительное испытание при длительном характере работ составляло не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях — 2 недели для неквалифицированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных. По окончании испытательного срока работник либо принимался на работу, либо отчислялся с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.
КЗоТ предусматривал определенные основания увольнения трудящегося, как то:
1) ликвидация данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднение отдельных обязанностей или работ; 2) приостановка работ на срок более 1 месяца; 3) истечение срока работы, если работа носила временный характер; 4) явная непригодность работника к работе (на основании специального постановления органов управления организации и с согласия профсоюза); 5) желание самого трудящегося.
Размер вознаграждения и порядок его выдачи определялись по тарифами, имеющимся для каждого рода труда. Размер вознаграждения устанавливался в зависимости от тяжести и опасности труда, сложности производимой работы, степени самостоятельности и ответственности за ее выполнение, а также от требуемой для ее выполнения степени обучен-ности и опытности. Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Продолжительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья. Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора. КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособии трудящимся во время их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и о праздничных днях.
Значение-Кодекс законов о труде был принят в декабре 1918 г. и подробно регламентировал все стадии трудовых отношений и социального права граждан РСФСР. Кодекс ввел 8-часовой рабочий день и оплачиваемый месячный отпуск, наделил каждого трудоспособного гражданина правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, установил основания для увольнения с работы, наделил профсоюзные органы широкими правами по вопросам найма, увольнения, оплаты труда, разработки тарифов и тарифных положений.
11.Кодекс законов об актах гражд-го состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.
22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс Законов об Актах Гражданского Состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.- первый кодифицированный нормативный акт, регулирующий брачные, семейные и опекунские отношения, который отстранил церковь от регистрации браков, предоставил полное равноправие супругам в личностных и имущественных отношениях, установил равноправие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака, и не признавал института усыновления.
Впервые в советском законодательстве установилась единая процедура гражданской регистрации брака в соответствующих гос. органах, заменив церковную регистрацию.
Были значительно упрощены условия вступления в брак. Отныне для вступления в брак необходимо достижение брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимное согласие, провозглашено равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. В РСФСР появилась возможность в судебном порядке устанавливать отцовство.
Декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» имел еще одну важную особенность: он положил начало зарождению системы органов загса.
Процедура развода также стала более доступной и приобрела гражданский характер.
КЗАГС определяет, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния. Кодекс наделял органы загса соответствующими полномочиями. КЗАГС определял порядок ведения регистрационных книг, порядок регистрации отдельных актов гражданского состояния. КЗАГС содержал разделы, посвященные браку, а именно условиям заключения брака, порядку его регистрации, основаниям и порядку его прекращения и признания недействительным.
Брак стал определяться как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением законодательства. Установлено, что брак заключается в целях создания семьи, впротивном случае он считается недействительным.
Кодекс провозглашал абсолютное равенство супругов в семье, их полную самостоятельность.
Это подтверждается принятием норм о том, что: 1) перемена местожительства одним из супругов не влечет перемены местожительства другого супруга; 2)каждый супруг имеет право сохранить свое гражданство. КЗАГС уравнял в правах усыновленных, приемышей, примаков и их потомство и родственников по происхождению.
Что касается опекунского права, то КЗАГС содержал перечень органов опеки, определял порядок установления и снятия опеки и попечительства, порядок назначения и увольнения опекуна, а также его права и обязанности.
12. Руководящие начала по уголовному праву…
Развитие уголовного права впериод Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с ≪революционным правосознанием≫, что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам.
Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве.
Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.
Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.
Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на ≪обычные≫, характерные для любой исторической обстановки, и ≪государственные, контрреволюционные преступления≫, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер.
Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.