Учредительное собрание и 3 Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Истор. значение.

Вопрос о созыве Учредительного собрания был поставлен в 1905 г. в программах многих политиче­ских партий. В сентябре 1917 г. Временное правительство при­няло акты, по которым разрабатывалось и принима­лось Положение о выборах в учредительное собрание. Временное правительство назначило выборы в Учредительное собрание на 15 ноября, а его созыв должен был состояться 28 ноября. Почти во всех рай­онах страны выборы состоялись в установленные сроки. Большинство мест в Учредительном собра­нии получили меньшевики и эсеры. Однако созыва Учредительного собрания не произошло из-за раз­ногласий между бюро большевистской партии и ЦК партии большевиков. Разногласия возникли по вопросу об отношении к Учредительному собранию и Советам. Бюро фракции большевиков было пере­избрано, а 5 января 1918 г. на проводимом Учреди­тельном собрании была зачитана «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которую отказались поддержать большинство членов Учре­дительного собрания. 6 января был издан Декрет о роспуске (ликвидации) Учредительного собрания, функции кото­рого перешли к 3 Всероссийскому съезду Советов ра­бочих и солдатских депутатов, состоящему из пред­ставителей 317Советов. 3 Всероссийский съезд Советов принял в янва­ря 1918 г. отклоненную Декларацию, которая окон­чательно закрепила единоличную власть Советов в стране.

Российская республика была провозглашена фе­деративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов России, что предполагало наличие единого верховного органа власти. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо­го народа включала в себя 4 раздела, таких как; 1) политическая и социальная основа гос-ва - республика Советов рабочих, солдатских и крестьян­ских депутатов; 2) главные задачи Сов. гос-ва и общие положения, отражающие суть советской власти; 3) основы внешней политики страны; 4) основы федеративного устройства.

Высшим органом федерации признавался съезд Советов, на котором избирался Всероссийский цент­ральный исполнительный комитет (ВЦИК), который являлся постоянно действующим органом, который имел следующую структуру; президиум, состоящий из представителей партийных фракций, отделы (воен­но-революционный, иногородний, агитационный, по национальному вопросу, казачий и др.) и комиссии, работу которых контролировал президиум. Высшим органом власти стал Совет Народных Комиссаров(СНК) во главе В.Ленин. Значение - на 3 Всероссийском съезде Советов было приня­то решение о подготовке первой Конституции Совет­ского государства, которую было поручено подгото­вить специально сформированной конституционной комиссии. В основу Конституции была положена Дек­ларация прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода. После официального утверждения на 3 Всероссий­ском съезде Советов советская власть сразу же ста­ла устанавливать собственные принципы органи­зации гос. власти и экономики в стране, как то: 1) высший орган власти — рабочее и крестьянское правительство Российской Советской Республики; 2) национализация гос. богатств (зем­ли и ее недр). Частная собственность на землю и на недра отменялась, земли передавались в распо­ряжение земельных комитетов (Декрет "О социа­лизации земли» и Декрет "О земле"). Экономическая политика новой власти характери­зовалась: экспроприацией и введением вместо денег тру­довых единиц; национализацией промышленности, финансов и транспорта; введением рабочего контроля на предприятиях (установкой норм выработки, себестоимости про­дукции); введением всеобщей трудовой повинности и про­довольственной разверстки.

4. Разработка, принятие и введение в действие Конституции РСФСР 1918 года.Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена.

При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов. Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б),

наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции[3] [3]. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации.

Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы.

Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом. В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован. Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Наши рекомендации