Система судебных органов по реформе 1864 г. в Российской империи. Прокруротура. Адвокатура.
Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью.
Правовую основу реформы составили следующие
акты: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Реформа провозгласила следующие принципы:
независимость суда;
всесословность суда;
устность и гласность судебного процесса;
равенство всех перед судом;
несменяемость судей и следователей;
рассмотрение дела с участием присяжных заседате-
лей;
выборность судей и присяжных заседателей;
установление прокурорского надзора;
введение института присяжных поверенных.
Судебная реформа 1864 г. разработка, содержание
В суд. реформе наиболее полно отразились буржуазные принципы, произошло отделении суда от администрации. Реформа была проведена изданием 4 важнейших законов: 1. Учреждения судебных установлений, 2. уставов гражд. и уголовного судопроизводства, 3. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
«Учреждение судебных установлений» -принято в ноябре 1864 г. и говорило о переходе России к новой судебной системе. По «Учреждениям судебных установлений» 1864 г.в состав судебной системы входили: 1. мировые судья; 2. съезды мировых судей;3. окружные суды; судебные палаты; верховный кассационный суд (Сенат). Судебная власть распространялась на лица всех сословий и на все дела независимо оттого, гражданские они или уголовные.
Мировой судья обладал единоличной властью, а съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат были коллегиальными судебными органами. Мировые судьи, съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривали дела по существу. Сенат не решал дела по существу в общем порядке судопроизводства, а наблюдал за охраной закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
Для осуществления производства следствий по делам о преступлениях и проступках назначались судебные следователи. Присяжные следователи совместно с судебными следователями в предусмотренных уставом уголовного судопроизводства определяли в уголовных делах вину или невинность подсудимых.
Мировые судьи избирались всеми сословиями и утверждались правительством. Присяжные заседатели назначались в особом порядке. Все остальные должностные лица судебного ведомства назначались правительством.
К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты
Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Окр. суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда( из 3 членов и 12 присяжных), Приговоры по уголовным делам рассмотренные окр. судами с участием присяжных не подлежали апелляции, вступали в законную силу немедленно, их мог рассматривать Сенат в кассационном порядке. Гражданские рассматривал без присяжных.
Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов, учреждалась по особому расписанию в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей.
В Сенате для заведывания судебной частью в качестве верховного кассационного суда образовывались кассационные департаменты (один для уголовных и один для гражданских дел).
Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры Министр юстиции-в звании генерал прокурора, в каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Изменилась организация предварительного следствия. Была учреждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. Новшеством явилось введение независимой адвокатуры, усилилась роль адвокатов. Суд. реформа нее упразднила полностью сословные суды, кроме волостных крестьянских судов продолжали действовать церковные суды. С 1872 г. действовал закон подсудности по гос. преступлениям - рассмотрение дел доверялось Особому присутствию правительствующего сената. В мае 1878-последовало расширение подсудности судебных палат, которым вновь предоставлялось право рассматривать дела о гос. преступлениях -средних и мелких.
37. Основные направления контрреформ в Российской империи в последней четверти XIX в.