Соотношение источников международного частного права в правовых системах.

Содержание международного частного права и его место в системе права.

Общепринятого определения предмета МЧП в доктрине пока нет. МЧП - самостоятельная, комплексная отрасль права, объединяющая нормы международного и национального права и регулирующая международные гражданские отношения. Предмет регулирования МЧП – это ЧПО, отягощенные иностранным элементом. Иностранный элемент может проявляться в трех вариантах:

1) субъект правоотношения – иностранное лицо, иностранец (иностранный гражданин, апатрид, бипатрид, беженец; иностранное ЮЛ, предприятие с иностранными инвестициями, международное ЮЛ, ТНК; ММПО и МНПО; иностранное гос-во);

2) объект правоотношения находится за границей;

3) юридический факт, с которым связано правоотношение, имеет место за границей.

В ст. 1186 ГК указано на ГПО, осложненные «иным иностранным элементом».

Наиболее тесно МЧП связано с национальным частным (гражданским, торговым, семейным и трудовым) правом. При этом его нормы имеют двойственный и парадоксальный характер, поскольку МЧП очень тесно связано с МПП. МЧП не является отраслью МПП, но их разграничение не имеет абсолютного характера. Это вызвано, прежде всего, тем, что МЧП регулирует отношения, вытекающие именно из международного общения. Основные начала МПП (главным образом, его общепризнанные принципы и нормы) имеют непосредственное действие и в МЧП.

Основная специфика МЧП – это отрасль национального права, одна из частноправовых отраслей права любого гос-ва (российское МЧП, и т. д.). Входит в систему ВГП наряду с гражданским, торговым, коммерческим, и т.д. Понятие «международное» означает только одно: в гражданском правоотношении есть иностранный элемент. Однако МЧП - весьма специфическая подсистема ВГП отдельных государств, где одним из основных источников непосредственно выступает МПП.

По мнению Лисицына-Светланова и Богуславского, тенденция законодательного закрепления МЧП и за рубежом, и в России, а также и обычно-правовая (англо-американская) традиция идут теоретически и прагматически по пути определения этого права в качестве в основном идентичного коллизионному праву (с включением и некоторых иных элементов) и в виде особого института той или иной национальной системы права.

В мире существует множество внутригосударственных, национальных правопорядков (систем), а также единый международный правопорядок - система МПП <1>. Можно ли с учетом сказанного считать так называемое МЧП полноценным правовым порядком (системой) или же лишь особой отраслью, институтом в рамках того или иного правопорядка? В едином международно-правовом правопорядке (системе), как и в одном из национальных самодостаточных правопорядков, не может быть еще неких равноценных самостоятельных, независимых правопорядков. Таким образом, очевидно, что МЧП есть не самостоятельный правопорядок, а не более чем часть одного из действительных правопорядков - подсистема или отрасль (институт). Но и отрасль должна представлять собой наглядно идентифицируемую совокупность - corpus juridicum, и таковой в основе своей, к примеру, в России можно видеть в разд. VI "Международное частное право" ГК РФ, включая его отсылочные положения.




Вопросы взаимодействия международного частного права и международного публичного права.

МЧП находится в тесной взаимосвязи с МПП. Отношения, которые ими регулируются, возникают в процессе международного общения. Связь с МПП проявляется в том, что часть норм МЧП содержится в международных договорах и международных обычаях.

В МЧП используются многие общие начала МПП, прежде всего, принципы государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, недопущения дискриминации и т.д. В ряде случаев МЧП и МПП регулируют общий комплекс одних и тех же отношений (например, экономических связей, международных перевозок и др.).

Однако между этими правовыми системами имеются существенные различия. В МПП главное место занимают вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, разрешения международных споров и т.п. Регулируемые отношения здесь носят межгосударственный характер. В то же время МЧП регулирует гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, осложненные иностранным элементом, которые не имеют межгосударственного характера.

Второе отличие МЧП от МПП - по субъектам отношений. Основными субъектами МПП являются гос-ва. Кроме того, субъектами этой правовой системы м.б.межгосударственные организации, нации и народы, борющиеся за самоопределение, гос-воподобные образования. В МЧП основными субъектами являются ФЛ и ЮЛ - граждане, фирмы и предприятия разных форм собственности.

Третье отличие МЧП от МПП - по источникам правового регулирования. Нормы МПП выражены в основном в международных договорах и международных правовых обычаях, в то время как нормы МЧП устанавливаются, прежде всего, актами внутреннего (национального) законодательства.

1. Англо-американская доктрина, по сути, включает в МЧП лишь национальное коллизионное право: правовое регулирование выбора права (conflict of laws), а также вопросы подсудности (conflict of jurisdiction) - и таким образом сводит так называемое МЧП в основном к процессуальной проблематике (М. Вольф, А. Дайси, П. Норт, Дж. Чешир - Великобритания; Дж. Биль, Г. Гудрич - США и др.). Значение МПП, его общепризнанных принципов и особенно международных договоров в качестве источников МЧП подчеркивают многие зарубежные теоретики (У. Губер, П. Гугенхейм, Ф. Джессуп, Д. Житта, П. Манчини, Ф.К. Савиньи, Б. Уортли, Э. Цительман и др.).

2. Концепция МЧП как составной части "большого" международного права в зарубежной доктрине (с известными теоретическими нюансами: О. фон Бисмарк, Р. Квадри, Ж. Нибуайе, Ф. Суарес и др.) ныне рассматривается скорее как дань исторической традиции. В отечественной науке эта концепция долго сохраняла свои позиции. Ряд отечественных авторов (И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, С.А. Голунский, В.Э. Грабарь, Ф.И. Кожевников, С.Б. Крылов, А.М. Ладыженский, С.А. Малинин, В.И. Менжинский, М.А. Плоткин, И.А. Разумов, М.С. Строгович и др.) писали, что нормы МЧП входят в состав международного права в широком смысле слова.

3. В отечественной литературе была выдвинута и особая точка зрения, которую можно определить как своего рода плюралистическую (В.В. Гаврилов, А.Н. Макаров, Р.А. Мюллерсон). МЧП согласно этой точке зрения не входит ни в международное публичное, ни во внутреннее право, но представляет собой некий полисистемный комплекс правовых норм как национального, так и международного права, причем эти нормы одновременно сохраняются и в правовых национальных системах, и в МЧП. В системном отношении, однако, такой подход отнюдь не выглядит теоретически безупречным и приемлемым. Если применима, например, ст. 47 ГК РФ о регистрации брака между гражданами России, то это гражданское право РФ, а если брак заключается с иностранцем, этаже статья - уже из "полисистемы" МЧП?

Вопросы международного гражданского процесса в Европейском праве.

Еще в Римском договоре 1957 г. об учреждении ЕЭС была предусмотрена необходимость упрощения формальностей, регулирующих взаимное признание и исполнение решений судов. Страны - члены Сообщества исходили из того, что правовая безопасность общего рынка в значительной степени зависит от адекватного регулирования признания и исполнения судебных решений государств-членов.

Первоначально 27 сентября 1968 г. часть стран ЕС заключили Брюссельскую конвенцию о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, а в 1988 г. европейские государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), заключили, как образно заметил немецкий профессор Геймар, идущее в фарватере Брюссельской конвенции соглашение в Лугано о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. Тем самым действие Брюссельской конвенции было распространено на страны, не входящие в ЕС, поскольку она открыта для присоединения. Так, в частности, участницей Конвенции в Лугано стала Польша, еще до ее вступления в ЕС. Затем после заключения Амстердамского договора Брюссельская конвенция была переведена в категорию так называемого вторичного права Сообщества. Споры о юрисдикции, так же как и споры о признании и исполнении решений судов иностранных государств, регулируются Брюссельской конвенцией 1968 г., заключенной на основании ст. 220 Европейского договора. Эта конвенция является особенно удачной благодаря юрисдикции Европейского суда, который следит за ее единообразным толкованием.

В 1990 г. Комиссия ЕЭС создала рабочую группу из специалистов в области гражданского процесса из всех стран – членов ЕЭС. Эта группа должна была разработать модельный Европейский гражданско-процессуальный кодекс. После некоторых колебаний он был опубликован в форме проекта директивы. Комиссия преднамеренно разработала эти правила не только для регулирования международных судебных дел, но и для регулирования процесса на национальном уровне.

С 1 марта 2002 г. вступил в силу Регламент ЕС N 44/2001 (сокращенно именуемый "Брюссель I") о судебной компетенции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. В отношениях между странами - членами ЕС (за исключением Дании, Великобритании и Ирландии) оно заменило действующую Брюссельскую конвенцию. Наряду с этим в области международного гражданского процесса действуют следующие акты ЕС: Регламент N 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах банкротства; Регламент N 1348/2000 от 29 мая 2000 г. о предоставлении судебных и несудебных письменных документов по гражданским и торговым делам; Регламент N 1206/2001 от 22 мая 2001 г. о сотрудничестве судов государств-членов в отношении документов по гражданским и торговым делам. 6 декабря 2012 г. в правила международного частного права Евросоюза внесено очередное знаковое изменение. Совет ЕС, объединяющий министров юстиции стран-участниц, утвердил изменения в «Брюссель I». Отныне судебные решения между странами Союза будут приводиться в исполнение без какой-либо промежуточной процедуры, что практически наделяет их в государстве исполнения с момента вступления в силу в государстве вынесения тем же статусом, что и судебные решения национальных судов. Новый регламент применяется ко всем решениям по гражданским и торговым делам, за исключением решений в отношении правоспособности физических лиц, по брачным и алиментным вопросам, по вопросам наследования, по вопросам несостоятельности, решениям в области третейского разбирательства (арбитража).

В ЕС был подготовлен и ряд других постановлений по вопросам гражданского процесса. Особое значение имеет Регламент ЕС N 805/204 от 21 апреля 2004 г. о введении европейского исполнительного листа по бесспорным требованиям, с его вступлением в силу (21 мая 2005 г.) отпадает необходимость в признании, проверке или контроле в отношении решения, вынесенного в другой стране.

Вопросы правового статуса предприятий с иностранными инвестициями в аспекте международного частного права.

В рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в Законе 1999 г. они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Иностранные ЮЛ и ФЛ имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм, особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 1990 г., Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 1995 г., Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 1995 г., Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 1996 г., Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 1998 г. и др.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

Помимо создания коммерческих и некоммерческие предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории РФ деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в т.ч. свои представительства. Под ними (п. 1 ст. 55 ч. 1 ГК РФ) понимаются "обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту".

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации. В последнем случае они должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указами Президента России соответственно 24 декабря 1993 г и 22 июля 1994 г.

Согласно российскому законодательству под предприятиями с иностранными инвестициями понимается предприятие с долевым участием иностранных инвесторов (совместное предприятие) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Все они могут создавать дочерние предприятия и филиалы, кроме того, на территории Российской Федерации могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

Иностранные инвесторы при создании предприятия с иностранными инвестициями чаще всего используют две организационно-правовые формы: закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. В отличие от ранее действующего законодательства СССР, которое предполагало явно выраженный разрешительный порядок создания совместных предприятий, в настоящий момент времени в России в целом установлен явочно-нормативный порядок, за рядом исключений:

– для предприятий с большим объемом иностранных инвестиций требуется разрешение Правительства РФ;

– при создании предприятий, связанных с производством крупномасштабного строительства или реконструкцией, необходимо проведение экспертизы, которая носит характер разрешения;

– в случае, когда производство определенных продуктов, созданных предприятием, может оказаться опасным для экологии необходимо получить заключение санитарно-эпидемиологической службы и экологическое заключение;

– для ведения страховой деятельности требуется разрешение Министерства финансов РФ, а для ведения банковского дела необходимо разрешение Центрального банка РФ;

– участие в приватизации предприятий и объектов торговли, автотранспорта, общественного питания, мелких предприятий промышленности и строительства осуществляется на условиях инвестиционного коммерческого конкурса.

Для предприятий с иностранными инвестициями существуют льготы, предоставляемые в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров и ее значение для регулирования контрактов международной купли-продажи товаров 25. Источники правового регулирования договора международной купли-продажи товаров

1. Каждая сделка купли-продажи товаров, заключаемая сторонами из различных государств, имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон, содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами. Поэтому особо важное значение имеют на практике точное и четкое формулирование условий сделки, в т.ч. определение ответственности сторон. Существенные различия в нормах национального законодательства, а также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения наиболее подробно в самом контракте. Это ведет к усложнению переговоров. Отсюда тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной купли-продажи (см. гл. 2). Такая унификация может осуществляться путем введения в национальное законодательство нормативных положений, разработанных в рамках международных договоров; формирования модельных и единообразных законов; выработки различных типовых договоров; формулирования международными организациями сложившихся торговых обычаев в виде так называемых торговых терминов.

Принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров, способствует устранению правовых барьеров в международной торговле и содействует ее развитию. Для российских организаций, заключающих сделки с иностранными контрагентами, значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (см. гл. 2), разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене (Венская конвенция 1980 г.). Конвенция подлежит применению в случаях, предусмотренных в ней: во-первых, когда коммерческие предприятия сторон контракта находятся в разных государствах - участниках Конвенции; во-вторых, когда в силу коллизионной нормы надлежащим правом контракта признается право государства-участника, даже если коммерческое предприятие одной из сторон контракта (или обеих сторон) не находится в государствах-участниках.

Конвенция 1980 г. разрешает сторонам исключать применение к их договору Конвенции в целом. Кроме того, нормы Конвенции, как общее правило, носят диспозитивный характер. Но если в контракте не оговорено, что стороны согласились на применение к их контракту каких-либо иных положений или что стороны по конкретному вопросу договорились иначе, тогда к соответствующим отношениям будут применяться положения Конвенции. Пример: дело N 224/1993 (решение МКАС 1994 г.). В контракте, из которого возник спор, отсутствовало указание о применимом праве. Т.к. коммерческие предприятия истца и ответчика находятся в государствах, являвшихся на момент заключения контракта участниками Венской конвенции, МКАС признал, что отношения сторон по данному контракту регулируются этой Конвенцией, и применил при разрешении спора ее предписания. В другом решении 1994 г. по иску украинского предприятия к германской фирме, суд, исходя из того, что обе стороны находятся в государствах - участниках Венской конвенции, вынес решение, руководствуясь ее положениями. Пример 2: решение 1994 г. МКАС констатировал, что, как следует из п. 9 договора, сторонами (фирмами России и Иордании) достигнуто соглашение о применении к правоотношениям, вытекающим из договора, законодательства России. Так как РФ - участница ВК, то эта Конвенция на основании ст. 7 ГК РФ стала частью российского права и в силу соглашения сторон, и в соответствии с п. 1б ст. 1 ВК она применима к настоящему спору. ВК как международный договор в силу ст. 15 Конституции РФ 1993 г. стала составной частью правовой системы России, что привело к широкому применению ее положений как в практике международного коммерческого арбитража (прежде всего МКАС) в России, так и в практике государственных судебных арбитражных органов (ВАС РФ и др.).

Информационное письмо Президиума ВАС от 16 февраля 1998 г.: Российское АО обратилось с иском в арбитражный суд РФ к болгарской фирме. Стороны выбрали в качестве применимого права российское право. Истец ссылался на нормы ГК РФ, а ответчик обосновывал свои возражения положениями ВК 1980 г. При разрешении спора по существу арбитражный суд исходил из того, что выбор сторонами российского права в качестве права, регулирующего отношение по сделке, означает выбор российской правовой системы, а не отдельных законов, регулирующих отношения сторон. Сославшись на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ, предусматривающие, что договоры являются составной частью ее правовой системы, суд применил нормы ВК.

Некоторые виды продаж под действие ВК не подпадают: продажи с аукциона, ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, электроэнергии. ВК не определяет порядок разрешения споров и сроки исковой давности. Как предусмотрено в ст. 3 ВК, она не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товар, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг.

ВК содержит правила по всем основным вопросам договоров международной купли-продажи товаров, состоит из 4 частей: "Сфера применения и общие положения", "Заключение договора", "Купля-продажа товаров" и "Заключительные положения" и содержит 101 статью. В отношении заключения договора посредством направления оферты и акцепта ВК содержит преимущественно традиционные нормы гражданского права, совпадающие в основном с положениями ГК РФ. Однако более полно определяются правомочия стороны на отзыв оферты и акцепта, а также признается имеющим силу акцепт, не меняющий существенно условий оферты, если только оферент не возражает против таких расхождений.

Национальная принадлежность сторон, их гражданский или торговый статус, а также гражданский или торговый характер договора не имеют значения при решении вопроса о применении Конвенции.

В той части Конвенции, которая регулирует собственно отношения сторон по договору международной купли-продажи товара, определяются обязательства продавца, в частности, касающиеся поставки товара и передачи документов, количества и качества товаров, а также обязательства покупателя, в т.ч. относительно цен и принятия поставки. Качество проданного товара, если оно не определено заключенным договором, должно делать его пригодным для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется. Срок исполнения определяется договором. Принятие досрочно поставленного товара зависит от усмотрения покупателя. Конвенция регулирует средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем, содержит нормы о переходе риска. В отдельную главу Конвенции выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней решаются вопросы предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм и т.п.

Наиболее важной особенностью ВК 1980 г. является введение понятия "существенное нарушение договоров", которое имеет место, если допущенное нарушение влечет такой вред для другой стороны, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора. При наличии существенного нарушения покупатель может требовать замены поставленного товара (а не устранения дефектов). Допускается также отказ от договора. ВК предоставляет сторонам право приостановить исполнение обязательств, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части обязательств.

Общей формой ответственности в случае нарушения обязательств по договору купли-продажи, согласно ВК, является требование о возмещении убытков, включая упущенную выгоду. Условие о неустойке, например за просрочку исполнения, должно оговариваться в договоре. Возмещаемые убытки не могут превышать ущерб, который нарушившая сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора. Ответственность не наступает, если обязанная сторона докажет, что нарушение договора было вызвано "препятствием вне ее контроля". Эта формула понимается в комментариях к ВК как возлагающая ответственность независимо от наличия вины.

ВК 1980 г. не содержит коллизионных норм, хотя и исходит из того, что по вопросам, в ней не урегулированным, подлежит применению право на основании коллизионных норм. Это следует из п. 2 ст. 7 ВК, где говорится, что "вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм МЧП".

В качестве общих принципов в литературе справедливо были названы Принципы международных коммерческих договоров, разработанные в 1994 г. УНИДРУА (новая редакция была принята в 2004 г.) Наиболее часто МКАС шел по пути субсидиарного применения российского законодательства по вопросам, не разрешенным в ВК. Оно применялось дополнительно на основании договоренности об этом сторон или на основании коллизионных норм российского законодательства.

В практике международной торговли широкое применение имеют типовые условия, типовые контракты, которые стали разрабатываться крупными экспортерами и импортерами, а также их объединениями и ассоциациями в конце XIX в. Типовые контракты - формы договоров, которые обязательны для сторон только по их соглашению. Содержание же таких условий основано исключительно на праве и практике страны, где они были выработаны.

Под руководством Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) разработано более трех десятков общих условий и типовых контрактов для различных видов торговых сделок (Общие условия поставок оборудования и машин, пиломатериалов хвойных пород и др.). Общие условия применяются только при наличии ссылки на них в договорах.

При заключении и исполнении договоров купли-продажи, связанных с морской перевозкой товаров, большую роль играют обычаи. Обычаи не вполне совпадают по своему содержанию в различных странах и даже в отдельных портах одной и той же страны. На основе обычаев в практике международной торговли выработаны договоры на условиях "фоб" и "сиф", их разновидности - договоры на условиях "фас" и "каф". Эти термины образованы из первых букв английских слов: "фоб" - free on board; "сиф" - cost, insurance, fright; "фас" - free along side ship; "каф" - cost and freigh. По договору на условиях "фоб" продавец обязан за свой счет доставить товар в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, оплатить все налоги и сборы в порту погрузки. Продавец несет риск случайной гибели и порчи товара до момента перемещения товара через поручни судна. При продаже на условиях "фоб" фрахтование судна совершает покупатель, а отгрузка товара производится, из страны продавца, продавцу удобнее совершить операцию фрахтования. В таких случаях покупатель поручает продавцу по особому договору и за вознаграждение зафрахтовать для него и от его имени необходимое судно. Договор купли-продажи в связи с этим обстоятельством не перестает быть договором "фоб", поскольку сторонами договора фрахтования являются перевозчик и покупатель (а не продавец). По договору "сиф" в обязанности продавца входит: за свой счет доставить товар в порт отгрузки; зафрахтовать для перевозки товара надлежащее судно, т.е. заключить договор фрахтования; поместить груз на борт судна; уплатить все налоги и сборы, связанные с вывозом товара, все вывозные пошлины; за свой счет застраховать товар в пользу покупателя. Толкование терминов "фоб", "сиф" и других содержится в сборнике торговых обычаев "Trade Terms", изданном Международной торговой палатой. Кроме того, Международная торговая палата приняла Правила толкования торговых терминов - "Международные торговые термины" (Incoterms). Инкотермс 2000 признан в России торговым обычаем. Инкотермс 2000 г. учитывает применение средств компьютерной связи, изменение способов транспортировки, использование контейнеров и др. В этой редакции Инкотермс проведена классификация терминов в зависимости от способов транспортировки товара.

Материально-правовые нормы содержатся в Общих условиях поставок. В отношениях российских организаций, осуществляющих внешнеторговые операции с организациями КНР, применяются двусторонние Общие условия поставок. Нормы Общих условий поставок с Китаем содержат указания в отношении базиса поставки, определения качества товара, порядка его отгрузки и оплаты, заявления претензий по качеству и количеству поставленного товара, уплате штрафа при нарушении срока поставки. Общие условия поставок СССР-КНР 1990 г. потеряли обязательный характер, они носят факультативный (рекомендательный) характер. В период существования СЭВ были разработаны Общие условия поставок СЭВ в различных редакциях (последняя редакция ОУП СЭВ 1968/1988 гг.). ОУП СЭВ до 1 января 1991 г. подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов СЭВ, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ОУП потеряли свой нормативный характер и стали применяться сторонами факультативно или дополнительно. При ссылке в контракте на отдельные положения ОУП, как отмечал М.Г. Розенберг, применяются только те положения, на которые сделана ссылка, а не на весь документ в целом. ОУП СЭВ 1968/1988 гг. охватывают широкий круг вопросов (заключение, изменение и прекращение контракта, базис поставки, сроки поставки, качество товара, гарантии качества, количество товара, упаковка и маркировка, техническая документация, проверка качества товара, права и обязанности сторон при поставке товара с недостатками по качеству и количеству, порядок платежей; некоторые общие положения об ответственности, санкции, порядок и сроки предъявления претензий, арбитраж, исковая давность и др.).

Соглашение об Общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. Соглашение вступило в силу с 1 июля 1992 г. Общие условия содержат, в частности, положения, касающиеся заключения, изменения и расторжения договоров. Однако это Соглашение не получило широкого применения, поскольку оно не было рассчитано на отношения стран с переходной экономикой. Поскольку ряд вопросов, непосредственно относящихся к договорам международной купли-продажи, в соглашении 1992 г. не был урегулирован, по всем этим вопросам, как правило, применяются положения ВК 1980 г., а также положения гражданского права, подлежащие применению в силу соглашения сторон или коллизионных норм. Участники СНГ заключили также Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (Киев). Российские арбитражные судебные органы при рассмотрении спора, вытекающего из внешнеторговой сделки, принимают меры к установлению применимого права на основе международного договора, если стороны при заключении контракта не подчинили сделку определенному правопорядку.

В российском законодательстве соответствующие положения содержатся в третьей части ГК РФ. В случае если при рассмотрении спора не будут применяться нормы Венской конвенции 1980 г., Принципы УНИДРУА или какие-либо Общие условия, или торговые обычаи, тогда перед судом при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению, встанет вопрос о выборе такого права. В силу ст. 1211 подлежит применению право стороны, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для договора купли-продажи. В договоре купли-продажи это продавец.

26. Основные вопросы международного частного права в электронной торговле.

Переход к преобразованию и использованию документов в цифровой форме и возможность их пересылки по компьютерной сети «Интернет» с целью решения торговых вопросов дала основу для появления термина «электронная коммерция», хотя с точки зрения этимологии было бы правильнее использовать термин «Интернет-торговля», как появился, например, термин «интернет-банкинг» или «интернет-маркетинг».

М.М. Богуславский рассматривает электронную коммерцию, как особую форму совершения сделок, которая предусматривает использование электронных коммуникационных сетей и не оказывает влияния на правовую природу сделок.

Мы рассматриваем под понятием «торговля» широкий круг аспектов: изучение рынка и поиск возможностей сбыта, реклама, поиск партнеров, обмен с ними документами, предшествующими сделке, обсуждение вопросов контракта, поставка товаров, платеж, обслуживание покупателя, решение вопросов, связанных с возможным появлением споров. С помощью электронного обмена данными возможна реализация любых торговых сделок – как внутринациональных, так и внешнеторговых. Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технологические элементы (так как электронная коммерция отличается глобальным характером), а законодательные.

На международном уровне (по сравнению с внутринациональным) реализация коммерческих операций через сеть Интернет существенно усложняется. Это объясняется такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных пошлин и сборов, отсутствием унифицированного международного правового регулирования процессов электронной торговли.

С целью преодоления проблем правового характера в 1996 г. в рамках ЮНСИТРАЛ (Комиссией ООН по праву и международной торговле) были разработаны типовые законы «Об электронной коммерции»и «Об электронной цифровой подписи», направленные на либерализацию электронных деловых операций на мировом рынке.

В России на их основе был выработан и принят Закон «Об электронной цифровой подписи», который несколько жестче регулирует процессы электронной торговли.

Развитие электронной торговли стимулируется следующими факторами:1.Глобальное присутствие продавцов и покупателей на мировом рынке – свобода вступления в контакт с партнером из любой страны. 2. Непрерывны

Наши рекомендации