В.6. Административная процессуальная право- и дееспособность, административная процессуальная правосубъектность.
Административная процессуальная правосубъектность включает в себя административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность.
Под административной процессуальной правосубъектностью понимается способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве.
Административная процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми лицами, обладающими согласно КАС и другими федеральными законами правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
Такими лицами могут быть граждане, орагны гос влсати, иные гос органы, органу местного самоуправления, их должностные лица, общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Под административной процессуальной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручить ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности и административное судопроизводство.
Согласно положенияям КАС АПД принадледит:
- гражданам, достигшим возраста 18 лет и не признанным недееспособными;
- несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, по административным делам, возникающим из спорных администратинвых и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут учавствовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении администратинвых дел законных представителей этих граждан;
- органам гос власти, иным гос органам, органам МСУ, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;
- общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которвх эти объединения и организации согласно законодательству могут учавствовать.
Так же КАС дает определение административной процессуальной правоспособности дееспособности иностранных граждан, лиц без гражданства.
Административная правосубъектность указанных лиц определяется их личным законом, международным договором этой страны с РФ и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
Личным законом иностранного гражданина считается:
- право страны, гражданство которой гражданин имеет;
- российское право, если гражданин наряду с гражданство РФ имеет гражданство иностранного государства;
- право страны, в которой гражданин имеет место жительства при наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств;
- российское право, если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории РФ обладающим административной дееспособностью в соответствии с российским правом.
Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.
Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.