Ответ № 13 Оценка допустимости доказательств ,сформированных на основе результатов ОРД. 13.
Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.Дознавателю, органу дознания представляются те результаты ОРД, которые могут:служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Результаты ОРД могут представляться по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении ими поручений органа дознания, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве.Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.Сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с представлением результатов ОРД дознавателю, органу дознания, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства РФ. устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, допустимые доказательства, порядок собирания и проверки доказательств.Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления. Сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут быть признаны доказательствами, если соблюдены три условия: сведения имеют отношение к существенным обстоятельствам дела (ст. 73 УПК);сведения собраны, проверены по правилам ст. 85-88 УПК, а равно статей, регламентирующих содержание доказательства того вида, которому в конкретных случаях предлагается отнести результаты ОРД;при проведении ОРМ соблюдались требования к основаниям и процедурам, указанным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Отмеченные выше общие условия допустимости результатов ОРД имеют особенности, касающиеся полученных таким путем сведений об обстоятельствах дела. Нельзя определить их допустимость в зависимости от характера осуществленных мероприятий. Например, нельзя заранее считать недопустимыми объяснения граждан, исследования образцов, выводы ревизии и т.п. Следует исходить из того, что они получены из законного источника, а после проверки и оценки могут быть трансформированы в письменные или вещественные доказательства по правилам ст. 86-88 УПК.При определении допустимости этих результатов в качестве доказательств целесообразно последовательно решить:относятся ли полученные сведения к предмету доказывания (ст. 73 УПК);соблюдены ли требования Федерального законы «Об оперативно-розыскной деятельности», особенно касающиеся оперативно-розыскных мероприятий определенного вида (например, есть ли постановление суда на прослушивание телефонных переговоров, на проникновение в жилище и т.д.), в том числе требования к форме и содержанию документов, фиксирующих ход и результаты проведенного мероприятия;есть ли убедительные данные об источнике получения предметов, документов и т.п., содержащих сведения об обстоятельствах дела; позволяют ли представленные данные произвести проверку надежности источника с помощью процессуальных действий;приобщать ли представленные предметы, документы к уголовному делу, признав их соответственно вещественными доказательствами, иными документами и т.п.
Необходимо также проверить и оценить их на общих основаниях по источнику происхождения (обнаружения), содержанию и форме. Представленные дознавателю, органу дознания справки, содержащие сведения, полученные по результатам ОРД, без указания на источник являются недопустимыми в качестве доказательств, хотя и могут служить основанием для производства тех или иных процессуальных действий.Подзаконными нормативными актами регламентирован порядок представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, в частности, это приказ ФСБ, МВД, ФСО, ФТС., СВР, ФСИН, ФСКН России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/ 97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».Согласно данной Инструкции, результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами. о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметов и документов, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства. удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Представление результатов включает в себя:вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания;вынесение, по необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылку по почте, передачу с нарочным и т.п.).
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
При передаче материалов и при последующей их оценке необходимо учитывать, что сведения об использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и о результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государстве иную тайну.
Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо в иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком введения секретного делопроизводства. Для проверки источника сведений, полученных в результате ОРД, должностные лица, их получившие или представившие дознавателю, могут быть вызваны в качестве свидетелей. При отказе этих лиц сообщить источник сведений или конкретные обстоятельства получения по мотивам государственной тайны или защиты участников ОРД и их готовности принять на себя ответственность за достоверность сведений возможно либо признание таких лиц свидетелями, показания которых будут производными доказательствами, либо признание сообщаемых ими сведений недопустимыми.
Вместе с тем допрос может быть произведен в условиях и порядке, гарантирующих сохранение государственной тайны, и в этих случаях свидетель должен дать показания по существу поставленных вопросов.
Ответ №14 Использование результатов ОРД при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Поводами для возбуждения уголовного дела могут быть поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Сведения о преступлении, оформленные в соответствующем виде, могут быть самыми различными, однако они должны быть конкретизированными, исходить из конкретного источника. В этой связи результаты ОРД, подтверждающие наличие признаков преступления и оформленные рапортом, исходящим от конкретного должностного лица, выступают в качестве законного повода к возбуждению уголовного дела. В таком рапорте должны содержаться сведения об обстоятельствах совершенного деяния и источнике получения информации об этом, а также должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего информацию о преступлении и составившего рапорт. Представляется, что сведения об источнике информации не обязательно должны быть конкретизированы в рапорте - они могут быть отражены и в общей форме, например: «в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий», без указания, каких именно, с чьим участием, времени и места их проведения и др. Рапорт в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам ОРД не должен составляться в момент получения первичной информации, когда информация является недостаточной для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем, что данные о совершенном или готовящемся преступлении, полученные в результате осуществления ОРД, имеют процессуально некон- кретизированную форму источника информации (отсутствие заявителя или лица, явившегося с повинной), изначально могут отсутствовать данные, указывающие на наличие факта общественно опасного деяния и признаков конкретного преступления ввиду его латентности.
Сама по себе информация о признаках преступления, полученная не из заявления или вследствие явки с повинной, а из оперативных источников, в результате проведения ОРМ, подлежит предварительной проверке и оценке до того, как она будет отражена в рапорте. Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как должностное лицо убедится, что полученные им оперативные материалы содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления. Если для констатации наличия признаков преступления необходимо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках ОРД или административно-служебной деятельности. Результаты ОРД в качестве повода для возбуждения уголовного дела могут появляться и в случаях получения субъектом ОРД данных в процессе проведения OPM по проверке заявлений или оперативной информации из конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных действий по уголовным делам по фактам других преступлений.
Возбуждение уголовного дела как начальная стадия уголовного судопроизводства состоит в установлении достаточных данных для принятия решения о начале предварительного расследования. Эта стадия не сводится лишь к процессуальному решению и его оформлению в виде постановления о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнение комплекса действий, сбора и проверки фактических данных, позволяющих установить признаки конкретного состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, и др.
Обязательным условием для принятия рассматриваемого процессуального решения помимо надлежащего повода к возбуждению уголовного дела законодателем является и наличие соответствующего основания. Только при единстве этих двух условий представляется законным и обоснованным решение о начале уголовного судопроизводства, его процессуальное оформление в форме постановления, последующее производство расследования.
Основанием для возбуждения уголовного дела является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления, наличии события и его уголовной противоправности. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не требуется установление всех без исключения признаков состава преступления, характеризующих все его элементы, а достаточно лишь установить отдельные признаки, отражающие наиболее существенные свойства конкретного состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и других обстоятельств совершения преступления не входит в задачу стадии возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только в досудебной и судебной стадиях уголовного процесса. Соответственно, результаты ОРД должны содержать лишь достаточные данные, указывающие на признаки преступления