Ответ № 3 .Защита прав человека при проведения ОРД.
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Ответ №4. Система принципов Орд. Соотношение общеправовых и специальных принципов. Принципы ОРД — это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.
Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.
В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.
1. Правовые принципы классифицируются на две группы:
конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;
отраслевые, относящиеся только к ОРД.
Общеправовые принципы — это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.
Законность непосредственно указан в ст. 4 Закона и является основополагающим (для любого вида государственно-правовой деятельности) и состоит в том, что все субъекты и участники ОРД обязаны точно и неуклонно следовать духу и букве закона, выполнять его предписания разрешительного и запретительного характера.
Специфической чертой оперативно-розыскной деятельности является необходимость обеспечения тайны в организации и тактике применения ее сил, средств и методов. Данное обстоятельство делает невозможным ее детальную правовую регламентацию. Большинство оперативно-розыскных правил и процедур регулируется закрытыми подзаконными нормативными актами. В этой связи реализация принципа законности в оперативно-розыскной деятельности предполагает наличие высокой правовой культуры оперативных работников (знание не только буквы, но духа закона), а также четких морально-нравственных ориентиров.
Принцип соблюдения прав и свобод личности выражается в том, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий имеет главной целью защиту прав и законных интересов граждан, общества, государства от преступных посягательств, служит соответствующей гарантией их полноценной реализации.
Принцип соблюдения прав и свобод личности означает также, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, они могут и должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законодательством исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других граждан и удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и согласия в демократическом обществе. Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств.
Принцип конспирации подчеркивает направленность оперативно-розыскной деятельности на борьбу с тайно замышляемыми, подготавливаемыми, совершаемыми и совершенными преступлениями. Эффективность осуществления соответствующих мер во многом зависит от того, насколько осведомлены о их конкретном содержании, организации и тактике проведения представители криминогенной среды. Пренебрежение правилами конспирации препятствует эффективному изобличению преступников, позволяет им уйти от ответственности, совершить новые противоправные деяния.
Принцип конспирации в ОРД означает сохранение в тайне конкретных направлений и объектов разведывательно-поисковой работы, негласных сил, специальных средств и методов, используемых при проведении мероприятий в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений.
Особенно велика роль принципа конспирации в организации и осуществлении конфиденциальной помощи (содействия) граждан проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средствотражает комплексный подход к решению задач оперативно-розыскной деятельности. Как государственно-правовое средство ОРД не может строиться и осуществляться лишь на конспиративной основе, в тайне от общества. В противном случае ОРД вряд ли можно было бы отнести к конституционной, законной деятельности.
Необходимость оптимального сочетания гласных и конспиративных мер обусловлена и чисто тактическими соображениями, когда широкое информирование общественности позволяет максимально эффективно решить стоящую практическую задачу. Например, целесообразны привлечение граждан к проведению поисковых мероприятий в районе места происшествия, информирование населения о совершенных (готовящихся) преступлениях и причастных к ним лицах и т. д.
Ответ № 5 Виды оперативно-розыскных мероприятий. 5 вопрос:
Органы, осуществляющие ОРД, имеют право на проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий (cт.6 ФЗ «об ОРД»):
1. Опрос (гласный или негласный) -специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу.
2. Наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности;
3. Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности. Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное имущество, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), и т.д. Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами;
4. Проверочная закупка - совершение мнимой сделки купли - продажи с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т.д.). Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.). Проверочная закупка может быть осуществлена сотрудником оперативного аппарата или любым др лицом, действующим по его поручению. Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т.е. в момент совершения сделки купли - продажи ее субъект скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также свою принадлежность к правоохранительным органам. Проверочная закупка проводится в гласной либо негласной форме. Гласная форма предполагает заключение сделки купли - продажи под видом обычного покупателя с последующим немедленным объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием, осмотром товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии, удостоверенного подписями участвующих в нем лиц.
5. Исследование предметов и документов - это непроцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ, проводимое, как правило, до возбуждения уг дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. При исследовании предметов, веществ и документов может быть получена информация об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках и их отождествлении; о содержании документов, лицах, их исполнивших; о биологических объектах (кровь, сперма, волосы и т.д.), их принадлежности; об иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно - криминалистическими службами правоохранительных органов, а также специалистами научно - исследовательских учреждений др министерств и ведомств. При наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных аппаратов
6. Наблюдение (наружное наблюдение) - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающем в себе элементы того и другого. Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению. Электронное наблюдение, основанное на применении спец технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками спец оперативно - технических подразделений правоохранительных органов. Оно может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых. В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. Наблюдение - мероприятие ограниченного использования. Оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата МВД (УВД) субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
7. Отождествление личности - это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным. Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно - тактических формах, с использованием различных средств ОРД, а факт его проведения - сохраняться в тайне от разыскиваемого. Одной из распространенных разновидностей данного мероприятия явл отождествление личности подозреваемого потерпевшими, очевидцами либо иными лицами по имеющимся в органах внутренних дел фото- и видеоучетам. Условия проведения такого отождествления должны быть максимально приближены к условиям проведения процессуального опознания по фотографии.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных мест - это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и др объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения др информации, необходимой для решения задач ОРД. Основные виды объектов оперативного осмотра перечислены в названии этого мероприятия: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления. Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер. Гласное обследование осущ с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие его личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Содержание понятия "иные сообщения" законодатель раскрывает в ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД, относя к ним сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи. А определение понятий "сети электрической связи" и "почтовая связь" дается в ФЗ "О связи". Это мероприятие ограничивает установленное ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а поэтому осущ только на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать 6 месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.
10. Прослушивание телефонных переговоров - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по абонентским телефонным линиям связи. может осуществляться только на основании судебного решения. может проводиться в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнит решение на основании вновь представленных материалов. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов. ПТП может осуществляться на любых сетях электросвязи (общего пользования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных).
11. Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, заключающееся в перехвате с помощью спец технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. Термин "технические каналы связи" в др законодательных актах, кроме Закона об ОРД, не встречается, поэтому его содержание весьма неопределенно. В ведомственной инструкции, объявленной Приказом МВД России от 10 июня 1994 г., к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т.п. Правомерно отнести сюда компьютерные сети и различные радиопереговорные устройства, основанные на использовании радиоволн. Осущ только на основании соответствующего судебного решения.
12. Оперативное внедрение - это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД. Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована; сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; др сотрудники органов внутренних дел; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД.
13. Контролируемая поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.
14. Оперативный эксперимент - это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Производство оперативного эксперимента допускается, если не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их здоровья. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных "ловушек" и "приманок".
Перечень оперативно розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только ФЗ.
В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также др технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД). В теории выделяют различные классификации ОРМ:
1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).
2. В зависимости от формы проведения. ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно можно свести в две основные группы:
а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, проверочная закупка.