Разъяснение о том, у кого и в каких местах должно искать указаний
CCXIX. В настоящем нашем и Священной империи уложении многократно указано было, что уголовные суды должны всячески искать совета, если у суда в уголовных процессах возникают сомнения при отправлении правосудия и вынесении приговора. В этих случаях они должны просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних, сложных обычаях. Если уголовное правосудие осуществляется по требованию истца, то суды, над которыми нет высшего суда, должны в вышеупомянутых случаях искать указаний у своей власти, имеющей преимущественное право непосредственно вершить сей уголовный суд и объявлять опалу.
Если же уголовное обвинение против преступника и судопроизводство осуществляются властью ex officio и по долгу службы, то в случае возникших сомнений судьи должны и обязаны искать совета в высших школах, городах и общинах или у прочих законоведов, где только могут получить наставление с наименьшими издержками...
Указ о преследовании еретиков в Нидерландах1
Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних
веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1950. Т. III. С. 227-229
Воспрещается печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать, раздавать в церквах, на улицах и других местах все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера, Иоанна Эколампадия, Ульриха Цвингли, Мартина Бусера, Иоанна Кальвина и других ересиархов, лжеучителей и основателей
1 Так называемый Кровавый указ, изданный 25 сентября 1550 г. в Аугсбурге Карлом V. Вынужденный мириться с наличием протестантской церкви в Германии, Карл V стремился искоренить всякие попытки религиозного свободомыслия в Нидерландах, издавая один за другим так называемые плакаты (т. е. постановления), направленные против еретиков. Филипп II после своего вступления на престол полностью подтверждает Указ 1550 г. и требует его точного применения. Применение Кровавого указа вызвало бурю негодования в Нидерландах, и революционное движение в первую очередь было направлено против гнета католической церкви и ненавистной народу инквизиции.
еретических бесстыдных сект, порицаемых святой Церковью... Воспрещается разбивать или оскорблять иным способом образа Пречистой Девы в признаваемых церковью святых...
Воспрещается допускать в своем доме беседы или противозаконные сборища, а также присутствовать на таких сходках, где вышеупомянутые еретики и сектанты тайно проповедуют свои лжеучения, перекрещивают людей и составляют заговоры против святой Церкви и общественного спокойствия...
Воспрещаем, сверх того, всем мирянам открыто и тайно рассуждать и спорить о Святом Писании, особенно о вопросах сомнительных или необъяснимых, а также читать, учить и объяснять Писание, за исключением тех, кто основательно изучал богословие и имеет аттестат от университетов...
Воспрещаем тайно или явно проповедовать, защищать, повторять или распространять учения вышеупомянутых еретиков; в случае нарушения одного из этих пунктов виновные подвергаются наказанию как мятежники и нарушители общественного спокойствия и государственного порядка.
Такие нарушители общественного спокойствия наказываются: мужчины — мечом, а женщины — зарытием заживо в землю, если не будут упорствовать в своих заблуждениях; если же упорствуют, то предаются огню; собственность их в обоих случаях конфискуется в пользу казны...
Воспрещаем давать убежище, пищу, одежду, деньги и вообще каким бы то ни было образом помогать лицам, уличенным в ереси или подозреваемым в ней; виновные в этом подвергаются тем же наказаниям, что и сами еретики.
Если кто-либо, хотя бы и не уличенный в ереси или заблуждении, но сильно заподозренный в них и приговоренный духовным судьею к отречению от ереси или светским судом к публичному покаянию и пене, будет вновь заподозрен в ереси или окажется зараженным ею, хотя бы не было доказано, что он преступил или нарушил в чем-нибудь вышеозначенные пункты, — того тем не менее приказываем считать вновь впавшим в ересь и, сообразно этому, наказывать лишением жизни и собственности без всякой надежды на уменьшение или смягчение вышеуказанных наказаний.
Духовные судьи, намереваясь преследовать кого-либо за ересь, должны требовать, чтобы верховные суды или провинциальные советы назначали кого-нибудь из своей среды или какое
нибудь другое должностное лицо, по их выбору, для председа-тельствования в суде над обвиняемым. Всякий, кто откроет лицо, зараженное ересью, обязан доносить на него начальству, судьям, епископам или другим установленным властям под страхом наказания, сообразно благоусмотрению судьи. Все обязаны также доносить начальству о местопребывании таких еретиков под страхом быть сочтенными за сообщников виновных и подвергнуться наказанию наравне с ними.
Доносчик в случае уличения обвиненного получает половину собственности осужденного, если она не превышает 100 фламандских фунтов; если же превышает, то десять процентов со всего, превышающего эту сумму...
Присутствовавшие на тайном сборище получают полное прощение, если по возвращении оттуда выдадут своих товарищей...
Чтобы лишить судей и начальников повода смягчать наказания под предлогом, что оно слишком строго и тяжко и имеет целью только внушить страх виновным, чтобы виновные подвергались всей силе вышеперечисленных наказаний, воспрещаем судьям изменять или смягчать каким бы то ни было образом положенные наказания; воспрещаем всем лицам, какого бы они ни были звания, просить нас или кого другого, имеющего власть, о помиловании, а также подавать просьбы за еретиков, изгнанников или эмигрантов под страхом лишения навсегда права занимать гражданские и военные должности и сверх того иного наказания, которое определяют судьи.
Аугсбургский религиозный мир1
Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. И. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В Зт. М., 1950. Т. III. С. 118-119
XV. Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, — пусть ни его императорское
1 Заключенный 25 сентября 1555 г. Аугсбургский мир подтвердил завоевания протестантов в Германии и, в частности, положение первого Шпейерского рейхстага 1526 г. о полной религиозной независимости князей и о том, что каждый князь определяет религию своих подданных (cujus regio ejus religio — чья страна, того и вера). Аугсбургский мир признаал лютеранство таким же полноправным и официальным религиозным культом, как и католичество.
величество, ни курфюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу аугсбургско-го исповедания1, но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями; и полный религиозный мир должен быть достигнут только христианскими средствами согласия или же страхом наказания в форме имперской опалы.
XVI. Равным образом имперские чины, придерживающиеся аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями.
XVII. Однако все, не принадлежащие к двум вышеупомянутым вероисповеданиям, не будут включены в настоящий трактат, но будут совершенно исключены из него.
XVIII. Так как выяснилось, что предметом большого спора является вопрос о судьбе епископских, монастырских и других церковных бенефициев тех католических духовных лиц, которые с течением времени оставят старую религию, то мы в силу полномочий, полученных от римского императора, постановили следующее: если архиепископ, епископ, прелат или какое-либо иное духовное лицо нашей старой католической религии откажется от нее, то их архиепископские, епископские, прелатские и прочие бенефиции со всеми их доходами должны быть оставлены ими без дальнейших возражений или промедлений. Монастыри и те, кто на то имеет право по общему закону или по местному обычаю, изберут лицо, исповедующее старую религию, которое может вступить во владение и пользование всеми правами и доходами бенефиция без каких бы то ни было дальнейших препятствий и без предрешения какого-либо окончательного полюбовного религиозного соглашения.
1 На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший сотрудник Лютера Филипп Меланхтон представил императору систематическое изложение основ лютеранства, так называемое Аугсбургское вероисповедание, в котором наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой Церкви, была установлена обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа в духе буржуазного требования «дешевой церкви»: упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо мессы вводилась проповедь, а из семи таинств было оставлено только два — таинство крещения и причащения.
XX. Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы [исключая права курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины] отныне прекратится, и последователям аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.
XXIII. Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать подданных других чинов оставить свою религию или защищать их против их собственных властей. Те, кто имеет от старых времен права патроната, не включены в настоящую статью.
XXIV. В случае если наши подданные, принадлежащие к старой религии или же к аугсбургскому исповеданию, вознамерятся со своими женами и детьми оставить свой дом, чтобы поселиться в другом месте, никто не должен препятствовать им продавать свое имущество после уплаты ими надлежащих местных податей или же наносить оскорбление их чести.