Предуведомление о том, как должно карать за уголовные преступления
CIV. Если кто-либо, согласно нашему общему писаному праву, заслуживает смертной казни, то надлежит присудить способ и формы смертной казни, соответствующие обстоятельствам и злостности преступления, согласно добрым обычаям или указаниям благого и сведущего в праве судьи.
В тех случаях, когда наше императорское право не предписывает и не допускает карать кого-либо смертью [или в подобных им], мы также и в настоящем нашем имперском уложении не устанавливаем смертной казни, но предоставляем право за некоторые преступления подвергать телесным или увечащим наказаниям, с тем, однако, чтобы наказанному была сохранена жизнь.
Подобные наказания также могут назначаться и применяться согласно добрым обычаям каждой страны или же по указанию благого и сведущего судьи, как было предписано выше сего относительно смертной казни. Если же наше императорское право устанавливает какое-либо уголовное наказание, неприемлемое по обстоятельствам данного места и времени или не могущее применяться в известной части согласно букве закона, а также в том случае, если это право не указывает вида и меры каждого уголовного наказания в отдельности, но повелевает руководствоваться добрыми обычаями и указаниями сведущих судей, то судьи из любви к справедливости и в стремлении к общему благу должны назначать и осуществлять наказания по своему ус
мотрению, соответственно обстоятельствам и злостности преступления.
В особенности надлежит иметь в виду, что во всех тех случаях, когда наше императорское право не устанавливает и не допускает смертной казни и какого-либо другого телесного, увечащего или позорящего наказания [или в подобных им], судья и судебные заседатели также не должны никого приговаривать к смертной казни или прочим уголовным наказаниям. И дабы судьи и судебные заседатели, не обучавшиеся этим правам, назначая подобные наказания, не действовали вопреки праву и добрым приемлемым обычаям, ниже сего будет установлено, когда и как должны применяться некоторые уголовные наказания, согласно упомянутому праву, добрым обычаям и мудрости.
Как должны караться богохульство или кощунство
CVI. Если кто-либо приписывает Богу то, что ему не подобает, или в своих речах отрицает то, что ему присуще, либо оскорбляет всемогущество Божье Святой его матери Девы Марии, то он должен быть взят властями или судьей по долгу службы и посажен в тюрьму и подвергнут затем смертной казни, телесным или увечащим наказаниям, соответственно обстоятельствам и характеру богохульства и положению совершившего его лица.
Если такой богохульник схвачен и посажен в тюрьму, то судья и судебные заседатели должны обратиться к властям, сообщая им все обстоятельства дела, за надлежащими указаниями о том, как должна быть наказана такая хула, согласно нашему общему императорскому праву и в особенности соответственно содержанию особых статей нашего имперского уложения.
Наказание тех, кто, произнося по наущению присягу перед судьей и судом, даст ложную клятву
CVIL. Если кто-либо принесет по наущению лжеприсягу перед судьей и судом и такая присяга касается мирских благ, так что присягавший ложно извлекает из этого выгоду, то он прежде всего обязан, если он в состоянии это сделать, возвратить потерпевшему полученное путем лжеприсяги имущество, а также он должен быть за это опозорен и лишен всякой чести. Так как в Священной империи существует всюду обычай отсекать принесшему лжеприсягу те два пальца, которыми он присягал, мы также не желаем изменять данное общепринятое телесное
наказание. Но тот, кто своей ложной присягой навлекает на кого-либо уголовной наказание, должен быть подвергнут тому наказанию, которое он хотел своей лжеприсягой навлечь на другого. Такому же наказанию подлежит тот, кто заведомо, умышленно и коварно подстрекал к сему принесшего такую лжеприсягу.
Наказание колдовства
CIX. Если кто-либо путем колдовства причинит людям вред или ущерб, то он должен быть подвергнут смертной казни, и сия казнь должна быть произведена путем сожжения. Если же кто-либо занимается колдовством, но не причинил этим никому вреда, то он должен быть соответственно обстоятельствам дела наказан иначе, причем судьи должны воспользоваться обстоятельством дела и, согласно советам законоведов, подвергнуть изгнанию из страны, выставлению у позорного столба, отрезанию ушей, сечению розгами или иному наказанию.
Наказание измены
CXXIV. Тот, кто злоумышленно учинит измену, должен быть, согласно обычаю, подвергнут смертной казни путем четвертования. Если это будет женщина, то ее надлежит утопить.
В том случае, когда измена могла причинить великий ущерб и соблазн, например если измена касается страны, города, собственного господина, одного из супругов или близких родственников, то возможно усугубить наказание путем волочения [к месту казни] или терзания клещами перед смертной казнью. В некоторых же случаях измены можно сперва обезглавить, а затем четвертовать преступника.
Судья и судебные заседатели должны соразмерять назначаемое наказание с обстоятельствами дела, а в случае сомнений обращаться за советом. Однако те лица, благодаря свидетельству которых судья или власти могут подвергнуть злодея надлежащему наказанию, могут быть освобождены от всякого наказания.