Титул VI. О наследующих без завещания и легатах и об исключаемых из числа наследников вследствие неблагодарности
1. Если кто-либо умирает без завещания и у него остаются дети или внуки, то все они наследуют; если же у умершего остался отец и мать, дед или бабушка или более отдаленные предки, то они не могут наследовать при наличии детей и внуков.
2. Если же не имеется детей и внуков, но есть отец и мать, дед и бабушка, то они являются ближайшими наследниками.
3. Если сын или дочь при жизни родителей умирают бездетными, не оставив завещания, и имеют полнородных братьев или сестер по отцу или матери, родители привлекаются к наследованию от умершего, и не имеют права их братья говорить что-либо против этого. Если же нет родителей, но имеются дед или. бабушка, то они привлекаются к наследованию вместе с братьями по отцу и матери.
4. Если же у умершего не осталось ни деда, ни бабушки, ни братьев по отцу и матери, тогда право наследования переходит к братьям по одному из родителей.
5. И если, согласно сказанному, нет братьев, но имеются только родственники2, то наследуют наиболее близкие родственники.
6. Если же у умершего нет родственников, но имеется жена, то она наследует половину всего [его] имущества. Другая же половина поступает в фиск. Если же нет жены у умершего, все его имущество как безнаследственное поступает в фиск.
1 Буквально — оценена.
2 В вариантах — родители.
7. Если кто-либо умер и отказал легаты, которые связаны с известными расходами, то они должны быть выплачены легатарию. И не имеет права наследник под каким-либо другим предлогом израсходовать оставленный легат, но должен возвратить его легатарию.
8. Если наследник имеет сведения об оставленном ему наследстве и знает, что имеются долги, то пусть в присутствии свидетелей, достойных доверия, будет произведена опись имущества и пусть будет выявлена его ценность; и сначала должны быть удовлетворены кредиторы, а затем то, что останется, пусть будет передано наследнику.
9. Если же наследник самонадеянно и как попало примет наследство и, завладев им, наложит руку на имущество и выяснится, что он частично возместил некоторые из долгов, то он обязан выплатить и остальные, так как не определил путем соответствующей описи состава этого имущества.
10. Если же позднее появляются долги и наследник был о них не осведомлен, пусть с помощью свидетелей или клятвы он установит состав перешедшего к нему имущества. Тогда он будет освобожден от своих кредиторов, и в дальнейшем ничего нельзя с него требовать.
11. Если какой-либо наследник или легатарий, как выяснилось, скрыл оставленное ему завещание и в дальнейшем оно найдено [у кого-либо из них], то наследство у наследника отнимается, а легат отнимается у легатария.
12. Если кто-либо, умирая, оставил свое имущество своему наследнику без письменного завещания и без свидетелей и доверил ему управление имуществом и появился человек, претендующий на то, что умерший оставил ему легат, но не имеющий возможности доказать истинность своих слов с помощью свидетелей или как-либо иначе, то суждение предоставляется наследнику.
13. Исключаются из числа законных наследников вследствие неблагодарности дети, если они бьют своих родителей, если их тяжело оскорбляют, или возводят на них обвинения, или клевещут на них, или если кто-либо из них [детей] занимается знахарством, или завлекает их [родителей] с помощью знахарства, или если они злоумышляют каким-либо образом против жизни родителей, или вступают в связь со своей мачехой или конкубиной своего отца; если дети мужского пола отворачиваются от находящихся в за
точении родителей и отказываются от поручительства за них; если дочь не вступает в законный брак, согласно воле родителей, но предпочитает вести позорный образ жизни; если родители теряют рассудок, а дети не торопятся ухаживать за ними.
Титул VII. [Об оставшихся сиротах и об опеке над ними]
1. Если у кого-либо остались сироты и малолетние дети и у них имеется имущество и если их умершие родители назначили им в письменной или устной форме опекуна, да будет сохранена их воля. Если же опекуна нет, то опекунство получат благочестивые учреждения: в этом боголюбезном городе — приюты для сирот и прочие благочестивые учреждения и известные церкви; в провинциях же — епископства, монастыри и церкви; до тех пор пока наследники не достигнут брачного возраста и не женятся. Если же наследники не захотят вступить в брак, тогда до их двадцатилетнего возраста надлежит заботиться об их состоянии благочестивым учреждениям, монастырям и церквам, а затем полностью, [без всякого остатка], передать имущество указанным [лицам и] наследникам. Ибо не угодно Богу, как это было до сих пор, назначать опекунами других лиц, которые расхищают имущество сирот, так что последние вынуждены попрошайничать. Ибо эти благочестивые учреждения и Божьи церкви, которые стоят во главе чужих дел, и принимают чужеземцев, и дают им приют как своим в соответствии с Божьим указанием, гораздо лучше сохранят имущество сирот и своевременно осуществят передачу его им.
Титул VIII. Об освобождении [рабов] и возвращении в рабское состояние
1. Раб получает свободу, когда это обнародовано его хозяином либо в церкви, либо в присутствии пяти друзей, призванных для этой дели; если нельзя найти пятерых, то в присутствии трех свидетелей, которые подписывают и свидетельствуют о своем знании на акте; или же письмом хозяина раба, если на письме расписались пять или, как было сказано, три свидетеля. Рабу предоставляется также свобода письменным завещанием.
2. Так же, если, согласно воле умершего или с разрешения наследника, раб с мешком на голове сопровождает погребальное шествие своего умершего господина.
3. [Или] если господин подвластного ему раба женил на свободной женщине.
4. И опять же, если господин, или госпожа, или их дети с ведома и разрешения родителей принимали раба во время святого и спасительного крещения; или еще, если по воле и с ведома своего господина раб становится клириком или монахом. Перечисленные освобождения рабов предоставляются либо сразу, либо на определенных условиях их господами.
5. Если же кто-либо удостоился одним из этих способов свободы, но продолжает удерживаться в рабстве, пусть он войдет в святую божью церковь и обратится к надлежащим архонтам, докажет перед ними свои права на предоставленную ему свободу, и тогда да будет освобожден.
6. Если кто-либо выкупит у врагов свободного человека, попавшего в плен, и поместит его в свой дом, то, если этот человек в состоянии уплатить установленную [договоренную] между ними сумму, он будет освобожден. Если же не в состоянии, то выкупивший его будет иметь его в качестве мистия до тех пор, пока сумма не будет выплачена, как было ими установлено. Разумеется, судьями должно быть определено, сколько причитается ежегодно от должника платы выкупившему.
7. Вольноотпущенники, даже если они являются государственными чиновниками1, низводятся в рабское состояние в следующих случаях неблагодарности: если бьют своих господ, т. е. тех, кто освободил их, или детей этих господ; если оскорбляют, или из какой-то гордости выказывают презрение освободившим их, или вообще причиняют им какие-либо маленькие обиды, или наносят ущерб, или злоумышляют против них, или если они оговаривают кого-либо из них перед архонтом или судьей.
8. Раб, захваченный в плен врагами и причинивший им какой-либо ущерб в интересах государства, если он возвратился, сразу же подлежит освобождению. Но раб, взятый врагами в плен, если он снова бежал, не причинив неприятелю какого-либо ущерба в интересах государства, и просто так возвратился, остается рабом [в своем государстве] в течение пяти лет, а затем становится свободным.
9. Тот [же], кто по своей воле перебежит к врагам и, снова изменив свои намерения, убежит от них и возвратится, до конца своей жизни останется рабом, так как он дезертировал полностью по собственной воле.
В вариантах — стратиотами.