Тема 1. Процессуальные и организационные основы судебной экспертизы

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(квалификация «академический бакалавр»)

Воронеж

 

Автор:

Гришин А.В. - старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «академический бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 2 от 17 сентября 2014 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 2 от 17 сентября 2014 г.)

© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2014

© Гришин А.В. 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………....11

Тематический план …………………………………………………………….12

Программа курса ……………………………………………………………....15

Планы семинарских занятий …………………………………………………...17

Планы практических занятий…………………………………………………...23

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя ………………….………………………………27

Контрольные задания……………………………………………………...……33

Литература………………………………………………………………………39

Вопросы для подготовки к зачету …………………………………………… 43

ВВЕДЕНИЕ

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.

Вузовская подготовка бакалавров является сложным и многогранным процессом. Гармоничное сочетание преподавания комплекса различных дисциплин обеспечивает выпуск квалифицированных юристов, компетентных в применении правовых норм в различных общественных отношениях, в том числе и в области обеспечения законности и правопорядка.

Судебная экспертиза как институт, использующий специальные знания, научные и правовые основы, история ее становления и развития, системы экспертных учреждений в России, предмет, объект, экспертные задачи и их классификация, методы и их классификация, экспертные методики и их виды, экспертные технологии и их специфика познавательной деятельности, концептуальные направления развития судебной экспертизы, виды экспертиз в уголовном судопроизводстве, классификация судебных экспертиз, формирование новых видов экспертиз, основы правовой регламентации судебно-экспертной деятельности, субъекты судебно-экспертной деятельности, закономерности развития теории судебной экспертизы, основные понятия криминалистической идентификации, заключение эксперта и его структура, оценка заключения эксперта, комплексные исследования в судебной экспертизе, экспертные ошибки и возможности их предотвращения.

Социально - экономические процессы, происходящие в стране в последние годы, укрепляющиеся рыночные отношения, тенденции к построению правового государства обуславливают растущую общественную потребность в высококвалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам. У многих граждан и хозяйствующих субъектов постоянно возникают проблемы юридического характера. Нередко и сами проблемы просто не замечаются, пока не вспомнят о себе самыми неприятными последствиями. В этих условиях в доказывании по уголовным делам роль института судебной экспертизы значительно возрастает, а вместе с этим, не мало важное значение имеют научные методики производства судебной экспертизы.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом, судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Под экспертной методикой понимается научно обоснованная последовательность действий для решения конкретной (типовой) экспертной задачи, т.е. методика, в которой выражен обобщенный опыт решения типовой (часто встречающейся в практике) экспертной задачи, а ее содержание представляет собой совокупность основных данных об объектах исследования, экспертной задаче, оборудовании, материалах и способах ее решения*.

Разнообразная профессиональная деятельность судебных экспертов должна отвечать требованиям законности. Практически вся она строго регламентирована существующим законодательством. Для квалифицированного выполнения своих профессиональных функций судебным экспертам и должностным лицам, назначающим судебные экспертизы, необходимо хорошо знать процессуальные основы судебной экспертизы, права и обязанности эксперта, полномочия органов, назначающих экспертизу и другие правовые и организационно-методические основы ____________

* Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2006. - С.67-72

использования различных методов в криминалистической экспертизе, т.е. должен умело использовать экспертные технологии.

Основная цельучебного курса состоит в подготовке юристов, обладающих знаниями по основным положениям порядка назначения и проведения судебной экспертизы, правилам оценки заключений эксперта в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

В соответствии с этой целью основными задачамикурса являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания теории судебной экспертизы, сущности судебно-экспертной деятельности; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения норм материального и процессуального права в процессе назначения судебных экспертиз и при оценке заключений эксперта в различных видах судопроизводства.

В результате изучения дисциплины выпускники должны знать:

- основные положения и рекомендации методологии судебной экспертизы;

- научные методики производства судебных экспертиз;

- теоретические и практические основы применения научных методов при производстве различных видов судебных;

- законы РФ и подзаконные нормативные правовые акты, подлежащие обязательному применению в судебно-экспертной деятельности, при назначении и производстве экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном процессах;

должныуметь:

- применять технико-криминалистические средства и методы получения и исследования информации о преступлении и его участниках, механизме преступления;

- правильно сформулировать вопросы, подлежащие разрешению при назначении экспертиз и предварительных исследований;

- использовать в процессе раскрытия и расследования преступлений различные формы криминалистических учетов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «академический бакалавр») к результатам обучения по дисциплине «Судебная экспертиза» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в нормотворческой деятельности:

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

должныиметь представление:

- о дискуссионных положениях теории судебной экспертизы;

- о практике применения судами РФ отдельных норм уголовного, гражданского, арбитражного законодательства в области судебной экспертизы;

- о практических проблемах применения норм УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ в области судебной экспертизы, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», возможных путях их решения;

- о направлениях совершенствования процессуальных вопросов уголовного, гражданского, арбитражного законодательства в области судебной экспертизы, и организационных вопросов, регулируемых Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ и иными нормативными правовыми актами;

- об эффективном использования возможностей судебной экспертизы и помощи специалиста;

- о рациональном определении последовательности и содержании собирания, хранения, исследования и использования объектов судебной экспертизы;

должны иметь навыки:

- работы с методическими, учебными и научными источниками, содержащими информацию в области судебных экспертиз, судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

Изучение дисциплины базируется на знаниях следующих дисциплин: «Уголовный процесс»; «Уголовное право»; «Гражданско-процессуальное право»; «Административное право»; «Криминалистика»; «Арбитражный процесс».

Структура дисциплины состоит из 6 взаимосвязанных тем. Программа учитывает совершенное содержание специальных знаний: новые теории, понятия, научно-технические средства и методы. При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обучения. Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий, степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам, возможности самостоятельного изучения ряда тем.

Учебный материал по наиболее важным темам студентам дается на лекционных, семинарских и практических занятиях. Повышенное внимание уделяется самостоятельной работе студента. Учебным планом предусмотрено выполнение студентом одного контрольного задания. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы (по учебному плану) Заочная форма
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессиональ- ного образования на базе высшего образования
Общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч. 3 з.е. – 108 ч. 2 з.е. - 72
Всего аудиторных занятий Из них:
Лекции
Семинарские занятия Практические занятия  
Самостоятельная работа
Контрольные задания (количество)
Форма итогового контроля зачёт зачёт зачёт
           

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Тематический план

(разделы дисциплины и темы занятий)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Номера и наименование разделов и тем Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции Семинары практические занятия Самостоятельная работа
Тема №1 Процессуальные и организационные основы судебной экспертизы -  
Тема №2 Методология судебной экспертизы -  
Тема №3 Особенности производства идентификационных судебных экспертиз - -  
Тема№4 Особенности производства диагностических судебных экспертиз -  
Тема №5 Типичные ошибки при производстве судебных экспертиз - -  
Тема №6 Правила оценки заключения эксперта - - (интерактивная форма занятия)
Форма итогового контроля - зачет        
Всего по курсу -
           

Тематический план

(разделы дисциплины и темы занятий)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Номера и наименование разделов и тем Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции Семинары практические занятия Самостоятельная работа
Тема №1 Процессуальные и организационные основы судебной экспертизы -  
Тема №2 Методология судебной экспертизы - -  
Тема №3 Особенности производства идентификационных судебных экспертиз -  
Тема№4 Особенности производства диагностических судебных экспертиз -  
Тема №5 Типичные ошибки при производстве судебных экспертиз - -  
Тема №6 Правила оценки заключения эксперта - - (интерактивная форма занятия)
Форма итогового контроля - зачет        
Всего по курсу

Тематический план

(разделы дисциплины и темы занятий)

для студентов заочной формы обучения

на базе высшего образования

Номера и наименование разделов и тем Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции Семинары практические занятия Самостоятельная работа
Тема №1 Процессуальные и организационные основы судебной экспертизы -  
Тема №2 Методология судебной экспертизы -  
Тема №3 Особенности производства идентификационных судебных экспертиз -  
Тема№4 Особенности производства диагностических судебных экспертиз -  
Тема №5 Типичные ошибки при производстве судебных экспертиз - -  
Тема №6 Правила оценки заключения эксперта - - (интерактивная форма занятия)
Форма итогового контроля - зачет        
Всего по курсу

Программа курса

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Семинарское занятие № 2

Семинарское занятие № 3

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 141-ФЗ ) // СЗ РФ 24.12.2001 № 52. Ст. 4921.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ 04.06.2001 № 23. Ст. 2291.

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» - "Российская газета" от 30 декабря 2010 г. N 296, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2011 г., N 2.

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г.,

№ 2.

Основная:

Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории / Т.В. Аверьянова. – М.: НОРМА, 2006. – С.459-477.

Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.- М.: Норма, 2006.- С.268-278.

Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская ; под ред. Р.С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2008. – С.383-435 с.

Дополнительная:

Аверьянова Т.В., Статкус В.Ф. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов / Под ред. Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса. – М.: Юрайт, 2012. – 720 с.

Гришин А.В. Судебная медицина: правовые основы судебно-медицинской экспертизы. Учебно-методическое пособие./ А.В. Гришин. - Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2009. – 193 с.

Гришин А.В. Как правильно оценивать заключения эксперта по уголовному делу / А.В. Гришин // Уголовный процесс. – 2011. - № 11. – С.60-66.

Гришин А.В. Проблемы уголовно-правовой квалификации неизгладимого обезображивания лица / А.В. Гришин // Уголовный процесс. – 2012. - №1. – С. 30-35.

Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.

Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е.Р. Россинской - Москва: Проспект, 2012. – 544 с.

Хатуаева В.В., Гришин А.В. Использование в доказывании по уголовному делу результатов специальных исследований, полученных на начальной стадии уголовного судопроизводства / В.В. Хатуаева, А.В. Гришин // Российское правосудие. – 2012. - № 6. – С.65 – 71.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя

Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров и завершается сдачей зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная подготовка. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекции вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить нормативно-процессуальные акты;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по вопросам, изучаемым в курсе «Судебная экспертиза», выполняется после согласования с преподавателем, ведущим курс, в ходе индивидуальных консультаций.

преподавателя.

ния аргументировать и защищать выд
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено около 60% часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнять конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала.

Практические занятия проводятся интерактивно в форме учебной дискуссии. Во время занятия студенты предлагают рассмотрение проблемных вопросов судебной экспертизы с позиции своего видения и решения спорных вопросов.

При подготовке к темам, на которые учебным планом не отведено аудиторных занятий, студентам необходимо проанализировать следующие вопросы:

Вариант 1

1. Перечислите виды идентификационных экспертиз.

2. Опишите этапы идентификационной экспертизы в случае смерти человека в результате повреждения острым предметом, обладающим колюще-режущими свойствами.

3. Оцените заключение эксперта.

БУЗ «Воронежское областное бюро Медицинская документация

Судебно-медицинской экспертизы» Форма № 172/У-80

Г. Воронеж, ул. Ипподромная, 18а

Заключение эксперта № 1455.12

Экспертиза начата 08.04.2012 г. 11:53:52

Экспертиза окончена 11.04.2012 г. 10:45:00

На основании постановления старшего дознавателя ОД отдела МВД России по Новоусманскому району майора полиции Щегловой О.М. от 5.04.2012 г., в помещении БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», судебно-медицинский эксперт Сомов Игорь Александрович, имеющий высшее медицинское образование, сертификат специалиста А №3349589, специальность «судебно-медицинская экспертиза», стаж работы 5 лет, произвёл судебно-медицинскую экспертизу гражданина Зайцева Анатолия Митрофановича, 1989 года рождения, проживающего по адресу: 394000, г. Воронеж, ул. Моисеева,18, кв.61. Паспорт серия 2006 номер 110123, выдан отделением УФМС России по Воронежской области в Новоусманском районе.

С правами и обязанностями эксперта по ст.57 УПК РФ ознакомлен.

Об ответственности по ст.307 УК РФ предупрежден.

Эксперт: _______________________ Сомов И.А.

На разрешение экспертизы поставлены вопросы

1. Какие телесные повреждения были причинены потерпевшему Зайцеву А.М., ка­ков их характер, локализация, механизм, время образования и какой степени тяжести вреда здоровью они соответствуют?

2. Могли ли телесные повреждения у потерпевшего Зайцева А.М. образоваться от насильственных действий подозреваемого Рудакова А.Н. при обстоятельства, изложенных в описательной части постановления?

3. Имеют ли телесные повреждения, причиненные Зайцеву А.М. признаки борьбы или самообороны?

Представлены медицинские документы:

- Медицинская карта № 3321 стационарного больного МУЗ «Новоусманской ЦРБ» на имя Зайцева Анатолия Митрофановича, 1989 года рождения (представлена с постановлением о назначении судебной экспертизы).

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Из постановления известно следующее: «Около 23 часов 15 февраля 2012 г. гражданин Рудаков Алексей Николаевич, пресле­дуя корыстную цель личного обогащения, совершил разбойное нападение с целью хищения денежных средств на гражданина Зайцева A.M., проживающего в д.3 по ул. Свободы в с.Новая Усмань Воронежского района Воронежской области. Проникнув в жилище, Рудаков А.Н. имеющейся у него деревянной бейсбольной битой, используя её в качестве оружия, применил на­силие, напал на Зайцева A.M., нанеся ему не менее 4 ударов в область головы и 3 ударов по левой руке, а затем прошёл в комнату, где из шкафа открыто похитил денежные средства в сумме 45000 рублей, принадлежащие Зайцеву А.М. С похищенным чужим имуществом Рудаков А.Н. с места происшествия скрылся, деньги использовал по своему усмотрению. В связи с полученными телесными повреждениями потерпевший Зайцев A.M. находился на стационарном лечении с 16 февраля по 27 февраля 2012 года в Новоусманской ЦРБ Воронежской области с диагнозом «Закрытый перелом левой локтевой кости в с/з с умеренным смещением. Ушибленная рана головы». С 28.02.2012г. по 17.03.2012 г. Зайцев А.М. находился на амбулаторном лечении Новоусманской ЦРБ.

Из Медицинской карты № 3321 стационарного больного МУЗ «Новоусманская ЦРБ» известно, что Зайцев А.М. поступил в травматологическое отделение 16.02.2012 года в 0.45, в экстренном порядке, доставлен машиной скорой помощи. В сопроводительном листе поставлен диагноз «ЗЧМТ СГМ. Ушибленные раны головы. Закрытый перелом левого предплечья». При поступлении жаловался на боли в области ран головы, головную боль, боли в средней трети левого предплечья. Со слов больного, 15.02.2012г. был избит неизвестным у себя дома. Сознание ясное. Общее состояние средней тяжести. Лимфатические узлы не пальпируются. Телосложение нормостеническое. АД 130/80 мм рт.ст. Пульс 78 ударов в минуту. АД 130/80 мм рт.ст. Число дыханий - 18 в минуту. Тоны сердца ясные, звучные, ритмичные. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень и селезенка не пальпируются. Доставлен с иммобилизацией косыночной повязкой. При осмотре «в теменной области по средней линии 2 раны, кзади размером примерно 6х0,5 см с неровными осадненными краями, глубиной до костей черепа; кпереди - 3х0,5 см…Кровотечение из ран незначительное, капиллярное. По локтевой стороне левого предплечья рана около 2х0,3 см, в пределах кожи с геморрагическим отделяемым. Деформация с локтевой стороны в с/3 предплечья. При осевой нагрузке левого предплечья определяется крепитация костных отломков, болезненность в с/3 предплечья. Пульсация на периферических сосудах не нарушена. Функция левой верхней конечности ограничена из-за болей16.02.2012 г. г. под местной анестезией выполнена операция № 89 «ПХО ран головы». На левую верхнюю конечность наложена гипсовая лангета. На контрольной рентгенограмме костей левого предплечья отмечено расхождение отломков локтевой кости на ½ диаметра. Поставлен диагноз «Закрытый перелом левой локтевой кости в с/3 с умеренным смещением отломков. Ушибленные раны волосистой части головы». 24.02.2012 г. швы сняты. Выписан с улучшением. Дальнейшее лечение рекомендовано проводить амбулаторно, у травматолога поликлиники.

08.04.2012 г. Зайцев А.М. обследовании экспертом. При обследовании предъявлял жалобы на боль в левом предплечье. Представил медицинскую карту амбулаторного больного на имя Зайцева А.М. и 2 рентгенограммы. Из медицинской карты амбулаторного больного на имя Зайцева А.М. известно, что он находился на амбулаторном лечении в МУЗ «Новоусманская ЦРБ» с 28.02.2012г. по 17.03.2012 г. На рентгенограммах с/3 левого предплечья в 2-х проекциях – перелом с/3 левой локтевой кости с незначительным смещением; череп в 2-х проекциях – без костной патологии.

Судебно-медицинский эксперт ___________ Сомов И.А.

Выводы

На основании вышеизложенного, прихожу к следующим выводам:

1. Гражданину Зайцеву Анатолию Митрофановичу, 1989 года рождения, были причинены следующие телесные повреждения:

- закрытый перелом локтевой кости левого предплечья в средней трети, со смещением отломков;

- две ушибленные раны теменной области головы, по средней линии.

2. Указанные телесные повреждения причинены при воздействии твердым тупым предметом, не обладающим выраженными следообразующими свойствами, что подтверждается наличием ран с неровными, осадненными краями. Таким предметом могла быть бейсбольная бита, при нанесении ей ударов в теменную область головы и в область левого предплечья. Все телесные повреждения у потерпевшего Зайцева А.М. могли образоваться 15.02.2012 г. от насильственных действий подозреваемого Рудакова А.Н. при обстоятельства, изложенных в описательной части постановления.

3. Телесные повреждения, причиненные Зайцеву А.М. располагаются на верхней конечности и голове, что позволяет расценивать их как признаки борьбы или самообороны.

4. Причиненные гражданину Зайцеву А.М. телесные повреждения в виде закрытого перелома локтевой кости левого предплечья в средней трети, со смещением отломков, сопровождались расстройством здоровья, продолжительностью с 15.02.2012 г. по 17.03.2012 г., квалифицируются согласно п.7 Медицинских критериев, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», и, в соответствии с квалифицирующими признаками, установленными Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522), - как средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья, продолжительностью более трёх недель (21 дня).

Ушибленные раны теменной области головы сопровождались временным расстройством здоровья продолжительностью менее трёх недель (21 дня), и, поэтому, в соответствии с Медицинскими критериями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», и в соответствии с квалифицирующими признаками, установленными Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522), - квалифицируются как телесные повреждения, повлекшие причинение легкого вреда здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья.

Судебно-медицинский эксперт Сомов И.А.

Вариант 2

1. Перечислите виды диагностических экспертиз.

2. Опишите этапы диагностической экспертизы в случае смерти человека от огнестрельного повреждения.

3. Оцените заключение эксперта

БУЗ «Воронежское областное бюро Медицинская документация

Судебно-медицинской экспертизы» Форма № 172/У-80

Г. Воронеж, ул. Ипподромная, 18а

Заключение эксперта № 1456.12

Экспертиза начата 08.04.2012 г. 14.15.00

Экспертиза окончена 10.04.2012 г. 10:40:00

На основании постановления следователя военного следственного отдела СК РФ по Воронежскому гарнизону старшего лейтенанта юстиции Леднева В.С. от 02 апреля 2012., в помещении БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», судебно-медицинский эксперт Сомов Игорь Александрович, имеющий высшее медицинское образование, сертификат специалиста А №3349589, специальность «судебно-медицинская экспертиза», стаж работы 5 лет, произвёл судебно-медицинскую экспертизу гражданина Бочагова Василия Викторовича, 1991 года рождения. Военный билет серия 2009 номер 910127, выдан Советским РВК г. Воронежа 15.10.2011 г.

С правами и обязанностями эксперта по ст.57 УПК РФ ознакомлен.

Об ответственности по ст.307 УК РФ предупрежден.

Эксперт: _______________________ Сомов И.А.

На разрешение экспертизы поставлены вопросы

1. Имеются ли у Бочагова В.В. телесные повреждения?

2. От действия каких предметов образовались у Бочагова В.В. телесные повреждения? Могли ли эти повреждения образоваться от ударов подозреваемого Семина В.Н.?

3. От какого количества травмирующих воздействий образовались данные телесные повреждения?

4. Могли ли имеющиеся у Бочагова В.В. телесные повреждения, образоваться 28.02.2012 г., при обстоятельствах, изложенных в постановлении?

5. Какова степень тяжести вреда, причиненного здоровью Бочагова В.В.?

Представлены медицинские документы:

- История болезни № 2302/51/395 войсковой части 74002 (427 ВГ) на имя Бочагова Василия Викторовича, 1991 года рождения.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Из постановления известно следующее: «Сёмин Вадим Николаевич проходит военную службу по призыву в в/части 12254, дис­лоцированной в г. Борисоглебск Воронежской области в воинском звании «рядовой» в должности «водитель механик». Бачагов Василий Викторович проходит военную службу по призыву в в/части 12254, дислоцированной в г. Борисоглебск Воронежской области в воинском звании «ефрейтор» в долж­ности «водитель». 28 февраля 2012 года согласно распорядка дня с 15 до 16 часов проводились мероприятия по на­ведению внутреннего порядка в спальном расположении казармы. Военнослужащие рядовой Сёмин В.Н. и ефрейтор Бачагов В.В. осуществляли заправку постельного белья. После за­правки постельной группы оба военнослужащих направились в комнату для умывания. При следовании в помещение ефрейтор Бачагов В.В. начал толкать рядового Семина В.Н. пле­чом в плечо. На толчки со стороны ефрейтора Бачагова рядовой Семин В.Н. отвечал тем же. Силу толчков друг на друга военнослужащие усиливали. Внезапно, не доходя до комнаты для умывания, находясь у комнаты информирования и досуга, ефрейтор Бачагов В.В. ударил рядового Семина В.Н. в область туловища и попал в грудь. Разозлившись, Семин В.Н. решил причинить Бачагову В.В. телесные повреждения. Замахнувшись, Семин В.Н. решил нанести удар кулаком правой руки в область туловища Бачагова В.В., однако последний при­сел, в результате чего Семин В.Н. нанес Багачову В.В. удар в область нижней левой части-челюсти, причинив последнему телесные повреждения в виде: «угловой перелом нижней челю­сти слева без смещения отломков».

Из истории бол

Наши рекомендации