Понятие субъективной стороны прест-я.
Субъективная сторона прест-я — это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением прест-я. Она образует психологическое содержание прест-я, поэтому является его внутренней (по отношению к объективной) стороной. Субъективная сторона прест-я характеризует процессы, протекающие в психике виновного, и непосредственному восприятию органами чувств человека не поддается. Она познается только посредством анализа и оценки поведения правонарушителя и обстоятельств совершения прест-я. Содержание субъективной стороны прест-я раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель. Вина как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию составляет ядро субъективной стороны прест-я, хотя и не исчерпывает полностью ее содержания. Вина - обязательный признак любого прест-я. Мотив прест-я — это побуждение, которым руководствовался виновный, совершая общественно опасное деяние, а цель — это конечный результат, к достижению которого он стремился. Эти признаки субъективной стороны прест-я являются факультативными. Субъективная сторона прест-я имеет важное юридическое значение, вытекающее из значения состава прест-я: как составная часть основания уголовной ответственности она отграничивает преступное поведение от непреступного. Так, не является прест-ем причинение общественно опасных последствий без вины, неосторожное совершение деяния, наказуемого лишь при наличии умысла (ст. 115 УК РФ), а также предусмотренное нормой уголовного права деяние, но совершенное без указанной в этой норме цели (ст. 158-162 УК РФ) или по иным мотивам, нежели указаны в законе (ст. 153-155 УК РФ); субъективная сторона прест-я позволяет отграничить друг от друга составы прест-я, сходные по объективным признакам. Так, прест-я, предусмотренные ст. 105 и 109, различаются только по форме вины; самовольное оставление части или места службы военнослужащим (ст. 337 УК РФ) отличается от дезертирства (ст. 338 УК РФ) только по содержанию цели; вид и направленность умысла, вид неосторожности, характер мотивов и целей в значительной мере определяют степень общественной опасности как прест-я, так и лица, его совершившего, а значит, характер отв-ти и размер наказания с учетом предписаний, изложенных в ст. 61, 63 и 64 УК РФ.
45.84.СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ТЯЖКИХ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТ-Й И ХУЛИГАНСТВА; основные направления предупреждения этих прест-й.
Взятая в целом, тяжкая насильственная преступность занимает в структуре всей преступности относительно скромное место. На ее долю приходится в среднем всего лишь 3-6% в общей совокупности всех уголовно наказуемых деяний. Достаточно устойчиво соотношение слагаемых этой преступности. Так, в 2000-2005 гг. на одно умыш-е убийство приходилось в среднем 2,5 тяжких, телесных повреждения. В течение 90-х годов она последовательно возрастала, в дальнейшем отмечалась определенная стабилизация ее уровня (в частности, по убийствам - в 1990-1993 гг.), а затем и снижение вплоть до 1999г. По всем рассматриваемым категориям прест-й наибольшее снижение приходилось на 1996г. Сработало сразу несколько факторов, среди которых решающая роль принадлежала: а) активизации борьбы с менее тяжкими насильственными прест-ями; б) реализации принятых в 1995г. антиалкогольных нормативных актов. С 1998г. число тяжких насильственных прест-й начинает вновь увеличиваться. Наиболее существенный рост отмечался в 2003 г. Неблагоприятная динамика тяжких насильственных прест-й сочетается с ухудшением их качественных характеристик. Негативные изменения выражаются, например, через: а) рост числа оконченных прест-й по сравнению с покушениями (в 1990г. доля оконченных умышленных убийств среди всех умышленных убийств составляла 80%, в 2005г. - 92%, оконченных изнасилований - соответственно 68 и 85%); б) рост доли убийств при отягчающих обстоятельствах в регионах с наиболее неблагоприятной динамикой насильственных прест-й; в) возрастание количества наиболее общественно опасных разновидностей убийств, а именно убийств, сопряженные с разбойными нападениями (в 2005г. по сравнению с 2004г. более чем в полтора раза), и убийств, совершенных из хулиганских побуждений (на 26% в 2005 г. по сравнению с 2004 г.); г) увеличение преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан, совершенных в группе; д) рост рецидивной преступности.
К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных прест-й и хулиганства, относятся: выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов; нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников; обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел; ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление отв-ти за нарушение этих ограничений; запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и отв-ти за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ; усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к отв-ти лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями; выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских; принятие мер, затрудняющих совершение насильственных прест-й и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных прест-й и хулиганства; четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными прест-ями и хулиганством; рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные прест-я и хулиганство, по месту их работы или учебы; организация правового обучения и воспитания населения.
Индивидуальная профилактика насильственных прест-й и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих прест-й со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных прест-й и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия
47.86.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТВОДА ЗАЩИТНИКА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.При принятии решения судья должен руководствоваться статьей 67-1 УПК, которая гласит, что адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации не вправе участвовать в деле в качестве защитника или представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или если он ранее участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации состоит в родственных отношениях. Таким образом, налицо условия, необходимые для отвода адвоката – принимал участие в деле в качестве понятого, и возможен также отвод общественного защитника, так как, хотя норм об отводе общественных обвинителя и защитника нет в УПК, но, применяя по аналогии нормы для отвода других участников процесса можно усмотреть в неприязненных отношениях с подсудимым личную заинтересованность в неблагоприятном исходе дела общественного защитника, что в соответствии со статьей 23 УПК является основанием для отвода. Защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он: 1) ранее участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого; 2) является близким родственником или родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, принимавшего либо принимающего участие в производстве по данному уголовному делу, или лица, интересы которого противоречат интересам участника уголовного судопроиз-ва, заключившего с ним соглашение об оказании защиты; 3) оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подоз-го, обвиняемого либо представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
Решение об отводе в ходе досудебного произ-ва по уголовному делу принимает дознаватель, следователь или прокурор, а также суд. В ходе судебного произ-ва указанное решение принимает суд, рассматривающий данное уголовное дело, или судья, председательствующий в суде с участием присяжных заседателей. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 61 УПК РФ, отвод может быть заявлен сторонами, а в случае обнаружения некомпетентности - также свидетелем, экспертом или специалистом.
46.85.ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ.Лишения свободы является наиболее жестким видом наказания и предусм-ся в виде лишения свободы на опред-ый срок либо в виде пожизненного лишения свободы. Лишение свободы на опред-ый срок. В соответствии со ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в воспит-ую колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы является основным видом наказания и назначается только в тех случаях, когда оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК. Оно оказывает наиболее сильное воздействие на осужденного, так как сопряжено с возложением на него определенных правоограничений. Осужденный лишается права свободного передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с близкими и т. п. Лишение свободы на опред-ый срок в уголовном законодательстве предусм-ся в следующих размерах: за единичное прест-е - на срок от двух месяцев до двадцати лет; в случае сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности прест-й максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет; по совокупности приговоров – не более тридцати лет. Пожизненное лишение свободы. Такой вид наказания не входил в систему наказаний в прежнем УК РСФСР. В 1992 г. пожизненное лишение свободы было предусмотрено для назначения этого вида наказания в порядке помилования при замене смертной казни. В новом УК РФ это наказание включено в систему наказаний. В соответствии со ст. 57 УК РФ пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких прест-й, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких прест-й против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим прест-я в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Такое ограничение закономерно, так как доля женской преступности составляет всего лишь около 10% от общей преступности. Несовершеннолетние не могут в полном объеме осознавать общественной опасности содеянного, а лица, чей возраст перевалил за 65 лет, при назначении им пожизненного лишения свободы не смогут практически воспользоваться условно-досрочным освобождением.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в следующих исправ-ых учреждениях: колонии-поселения; - исправ-ые колонии общего режима; исправ-ые колонии строгого режима; исправ-ые колонии особого режима; воспит-ые колонии общего режима; тюрьмы. Выбор исправ-го учреждения для отбытия наказания в виде лишения свободы зависит от различных факторов, к которым можно отнести: возраст осужденного; форму вины; пол; категорию тяжести содеянного; множественность прест-й; размера наказания. Ст. 58 УК РФ устанавливает правила определения вида исправ-го учреждения, в котором осужденный будет отбывать лишение свободы: а) осужденным за прест-я, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных прест-й небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения прест-я и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправ-ых колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения; б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких прест-й, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких прест-й, в том числе при любом виде рецидива, - в исправ-ых колониях общего режима мужчинам; в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких прест-й, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве прест-й, если осужденный ранее отбывал лишение свободы - в исправ-ых колониях строгого режима; г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве прест-й - в исправ-ых колониях особого режима; д) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких прест-й на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве прест-й отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме; е) лицам, осужденным к лишению свободы, не достигших к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспит-х колониях. Таким образом, законодатель исключил отбытия для женщин наказания в виде лишения свободы в колониях строго режима.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ФУНКЦИИ РЕЖИМА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
Режим - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Иначе сформулированы и задачи (требования), предъявляемые к режиму, включающие в себя не только традиционные положения об обеспечении охраны, изоляции, постоянного надзора за осужденными, исполнения возложенных на них обязанностей, раздельного содержания различных категорий осужденных и различных условий их содержания, но и совершенно новые - обеспечение реализации прав и законных интересов осужденных, личной безопасности осужденных и персонала. Режим, являясь одним из основных средств исправления осужденных, создает условия для применения других средств исправления осужденных.
Требованиями режима обусловливаются характер и степень правоограничений лиц, отбывающих наказание в том или ином виде ИУ, порядок реализации в них прав и обязанностей осужденных, особенности организации их жизни и быта в различных учреждениях и применения других средств исправления. Именно по этим признакам можно провести отличие одного вида ИУ от другого. Режим определяет степень изоляции осужденных от общества, количество правоограничений карательного и некарательного характера, суровость и тяжесть наказания в целом. Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденного от общества и вытекающие отсюда ограничения его прав и свобод, постоянный надзор и контроль за ним и его поведением, в чем прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного.
Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Данные функции осуществляет специальная служба безопасности. В необходимых случаях инспекторский состав этой службы производит обыски помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Они систематически проверяют наличие осужденных, выявляют причины их отсутствия в определенном месте и в определенное время, следят за выполнением распорядка дня, точным выполнением осужденными своих обязанностей, пресекают любые правонарушения с их стороны и выполняют другие функции по реализации режимных требований в полном объеме. Подобные действия позволяют достичь достаточно высокой степени предупреждения правонарушений со стороны осужденных.
Неотъемлемым требованием режима выступает обеспечение полного исполнения осужденными возложенных на них обязанностей и реализации их прав и законных интересов. Обязанности, права и законные интересы осужденных в законодательстве урегулированы достаточно полно, и дополнительных обязанностей на осужденных возлагать нельзя. На практике следует уделять равное внимание как реальному обеспечению выполнения осужденными своих обязанностей, так и реализации принадлежащих им прав и законных интересов. Только в этом случае можно обеспечить заинтересованное отношение осужденных к поддержанию правопорядка в месте отбывания наказания. Правила внутреннего распорядка ИУ конкретизируют поведение осужденных, порядок реализации возложенных на них обязанностей, принадлежащих прав и законных интересов, но они не могут ни отменить установленные УИК права и обязанности осужденных, ни видоизменить их, ни тем более ввести новые (особенно обязанности). Поэтому хотя данные Правила разрабатываются и утверждаются Минюстом России, они в обязательном порядке согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ и подлежат, как и все остальные нормативные правовые акты, регистрации в Минюсте России.
Администрация ИУ обязана обеспечить осужденных формой единого образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами РФ. УИК не содержит требования о ношении формы специального образца в ИК особого режима, хотя в ранее действовавшем ИТК подобная норма была. Каждый осужденный, как правило, имеет два комплекта одежды - повседневную и рабочую, кроме того, он имеет право дополнительно приобретать обувь, одежду, промышленные товары. В целях поддержания надлежащего правопорядка в ИУ и изъятия запрещенных к хранению и использованию осужденными вещей и предметов, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка ИУ, администрация ИУ производит обыски помещений (плановые и внеплановые) и осужденных, а вещи, посылки, передачи и бандероли осужденных подлежат досмотру. Администрация ИУ вправе производить досмотр находящихся на территории ИУ и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом ИУ организована специальная служба. В связи с этим корреспонденция осужденных должна проходить через контроль администрации. Несоблюдение этого требования является нарушением режима.
В местах лишения свободы установлен безналичный расчет с осужденными, все их наличные средства сдаются на лицевые счета финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные покупают в магазинах ИУ продукты питания и предметы первой необходимости, оплачивают дополнительные лечебно-профилактические услуги. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ до освобождения осужденного, но без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход гос-ва в соответствии с закон-твом РФ. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ, о чем составляется соответствующий акт. Уничтожаются обычно алкогольные напитки, наркотики, игральные карты, ядовитые вещества и т.п.
48.87.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ. Личность участника организованной преступности.Организованная преступность - это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти прест-я часто выходят за пределы государственных границ. Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей деятельности.
Войдя в период перестройки, политических и экономических реформ, Россия попала в область хаоса, разделяющую старый социально-экономический порядок и новый, будущий порядок. В области хаоса перед страной время от времени встает проблема выбора между различными вариантами дальнейшего движения (точка ветвления). В настоящий момент перед страной стоит проблема выбора между двумя областями устойчивости: тот или иной вариант рыночной экономики и правового гос-ва либо вариант экономики, базирующейся на организованной преступности, и криминальное государство (возврат к жестко планируемой экономике уже невозможен). Несмотря на драматичность сегодняшней ситуации побеждает (на наш взгляд) первый вариант, т.к. большинство влиятельных партий осознали опасность второго варианта и не дадут ему развиться. Главный корень организованной преступности - социальная бездуховность. В условиях потребительского, паразитически-агрессивного общества мафия «бессмертна». Лишь преодолевая чисто материальную ориентацию, восстанавливая идеалы нормального общества, высокую нравственность, ценность творческого труда, Россия преодолеет инерцию организованной преступности и возродится. Можно выделить следующие криминологические признаки организованной преступности: устойчивость; системность; масштабность; цели; способы; обеспечение собственной безопасности. Прест-ые организации представляют собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроиз-ва и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам опред-ый авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легализует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого «детективы» получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания и т. п.