Статья 198. Ученический договор
- юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к .
Статья 199. Содержание ученического договора
Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Статья 200. Срок и форма ученического договора
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.
Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Статья 201. Действие ученического договора
Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.
Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.
Статья 202. Организационные формы ученичества
Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Статья 203. Время ученичества
Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.
, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.
В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к , направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.
Статья 204. Оплата ученичества
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом .
Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.
Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об .
Статья 206. Недействительность условий ученического договора
Условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, , соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статья 208. Основания прекращения ученического договора
Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.
Правовое понятие охраны труда. Содержание института охраны труда.
Охрана труда – это система сохранения здоровья и жизни работника, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В науке трудового права охрана труда рассматривается в нескольких аспектах: 1.Как принцип трудового права; 2.Как институт трудового права – это совокупность трудовых норм, направленная на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, а также на улучшение условий труда. Нормы охраны труда содержаться как в актах централизованного характера, так и в ЛКН.
Наряду с нормами, утверждаемыми централизованно, существенную роль в охране труда играют локальные правила и нормы, учитывающие специфику отдельных работодателей – это раздел коллективного договора, соглашения по охране труда, заключаемые работодателями с профсоюзными комитетами, инструкции по безопасному проведению работ и др. В институт охраны труда включаются:
1. Нормы, содержащие общие требования охраны труда.
2. Нормы, устанавливающие обязанности работодателя по созданию нормальных и безопасных условий труда работников, а также обязанности работников по соблюдению требований охраны труда.
3. Нормы, содержащие дополнительные меры охраны труда работников, работающие в тяжелых, вредных, опасных производственных условиях.
4. Нормы, содержащие дополнительные меры охраны труда отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью).
5. Нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
3.охрана труда как элемент трудового правоотношения. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда – это право включает в себя право на рабочее место, соц. страхование, отказ от выполнения работы в случае опасности на рабочем месте и т.д. Этому праву работников корреспондируют обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Наряду с этим ТК РФ закрепляет обязанности работника в области охраны труда.
Государственное управление охраной труда:
Осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (министерство труда и социальной защиты РФ), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Государственное управление охраны труда на территории субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраны труда могут быть переданы органам МСУ. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель ИП лично, руководитель организации, другой, уполномоченный работодателем работник, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. По инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты, комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители профсоюзного комитета или иного представительного органа работников. Комитеты или комиссии по охране труда организуют совместные действия работодателя и работника по обеспечению требований охраны труда – проведение проверок. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств всех видов бюджетов, внебюджетных источников, финансирование может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.