Этапы конституционного развития россии

Этапы Год принятия Основной закон российского государства
I Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)
II Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)
  Конституция РСФСР
  Конституция РСФСР
  Конституция РСФСР
  1989—1993 Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.
III Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе Их подтверждение
Принимается народом (или от его имени) 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
Обладает высшей юридической властью Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования




Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

№ главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
Основы конституционного строя 1—16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
Права и свободы человека и гражданина 17—64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
Федеративное устройство 65—79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
Президент Российской Федерации 80—93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
Федеральное Собрание 94—109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
Правительство Российской Федерации 110—117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
Судебная власть 118—129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
Местное самоуправление 130—133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134—137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ  
 
Преобразование России в демократическое правовое государство Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами  
   

Наши рекомендации