Анализ процессуальных правовых гарантий свобод и прав
Признание, соблюдение и защита свобод и прав физического лица как высшей ценности являются конституционной обязанностью государства (статья 2 Основного закона РФ). Конституционные права и свободы человека, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти. Россия заявила о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее свобод и прав высшей ценностью в обществе и государстве. Наиболее ощутимо права физического лица затрагиваются в такой сфере государственной деятельности как уголовное судопроизводство. Обеспечение свобод и прав физического лица является важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни страны. Уголовно-процессуальное законодательство должно быть современным, эффективным, отражать и защищать интересы государства, общества и отдельного человека.
Механизму обеспечения конституционных свобод и прав личности присущ многоотраслевой характер. Лишь реализация правовых норм различных отраслей права в комплексе гарантирует их защиту. Значительное место среди правовых правовых гарантий обеспечения конституционных свобод и прав личности занимают уголовно-процессуальные средства и способы, поскольку в ходе судопроизводства нередко возникает необходимость существенного ограничения таких свобод и прав личности.
В мировой практике эти правовые гарантии либо включаются в те же статьи, в которых провозглашены гарантируемые права и свободы, либо излагаются в отдельных статья?. Особенно часто они встречаются в конституциях, принятых вскоре после ликвидации авторитарного режима и победы демократии в соответствующей стране.
Это прежде всего: презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, запрет обратной силы закона, недействительность незаконно полученных доказательств, гарантия от самообвинения. Схема процессуальных правовых гарантий представлена ниже на рисунке 2.
Рисунок 2. Процессуальные правовые гарантии конституционных свобод и прав
Важным показателем реальности гарантированных свобод и прав является установление судебного порядка их защиты.
Действия ущемляющие права физических лиц обычно проявляются в форме неисполнения властными структурами и должностными лицами возложенных на них обязанностей. Их уклонение от исполнения прежде всего обусловлено бюрократизацией общества. Поэтому декларации призывы и увещевания здесь неуместны и беспочвенны. Только жесткая ответственность четкий порядок привлечения к ней властных структур государства и должностных лиц будут содействовать соблюдению свобод и прав физического лица и гражданина.[30]
В ст. 49 Основного закона РФ закреплены правовые гарантии способствующие решению одной из главных задач правосудия не допустить осуждения невиновны. Эти правовые гарантии входят в понятие презумпции невиновности.
Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Именно Судебный орган признает лицо виновным или невиновным в совершении преступления.
С одной стороны вина физического лица должна быть доказана в предусмотренным законом порядке, а, с другой стороны обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Это должны делать прокурор, следователь и лицо, производящее дознание. Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. И еще одна немаловажная деталь — неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
В соответствии со ст. 50 Основного закона РФ, если человек уже был судим, и судебный орган вынес приговор или прекратил дело, то по этому же обвинению уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено повторно.
Запрет повторного осуждения дополняется запретом на использование на всех стадиях уголовного процесса незаконно полученных доказательств (ч. 2 ст. 50 Основного закона РФ). Это означает, что не могут быть использованы доказательства, полученные посредством унижения достоинства личности, пытки и насилия, незаконного вторжения в жилище, злоупотребления семейной тайной, несанкционированным прослушиванием телефонных разговоров и т.д. Таким образом, сведения, полученные с нарушением свобод и прав физического лица и гражданина, не признаются доказательством.
Необходимой гарантией против судебной ошибки является право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просьба о помиловании или смягчении приговора. Право помилования принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
Человек имеет право отказаться от дачи показаний, если они могут быть использованы против него и его родственников (ст. 51 Основного закона РФ). Согласно Основному закону круг близких родственников определяется федеральным законом. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. В случае причинения морального, физического или имущественного вреда человеку вследствие преступления или злоупотребления властью, государство обязано обеспечить потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Такие уголовные дела, как клевета, оскорбление и другие, подлежат возбуждению только по жалобе потерпевшего, от него зависит и прекращение этих дел в случае примирения с обвиняемым. Но в случае изнасилования или нарушения авторских прав дело, начинаясь по жалобе потерпевшего, не может быть прекращено по его желанию вследствие его общественной опасности.
В 54 ст. Конституции РФ закрепляет общеизвестную демократическую гарантию: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Это значит, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В случае же принятия закона, отменяющего или смягчающего ответственность по принципу гуманизма обратная сила закона как раз признается.
Эти правила закреплены нормами уголовного, административного, гражданского и другого законодательства России.
В связи с нарушением нормальных условий жизни и деятельности людей на определенной территории, вызванным, например, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией эпизоотией (массовые заразные заболевания животных, приведшие или могущие привести к большим людским и материальным потерям), а также возникновением национальных конфликтов и массовых беспорядков государство может ввести режим чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение — это временно вводимый особый правовой режим деятельности государственных органов предприятий учреждений и организаций (независимо от формы собственности), допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения свобод и прав физических лиц для обеспечения их безопасности и охраны конституционного строя государства.
Согласно Основного закона РФ чрезвычайное положение может вводиться на всей территории России и в ее отдельных местностях в порядке: установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56).
Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ, а утверждение его Указа по этому вопросу входит в компетенцию Совета Федерации ( п. «в», ч. 1 ст. 102 Основного закона РФ).
В условиях чрезвычайного положения могут быть установлены отдельные ограничения свобод и прав с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Основного закона РФ). Но в Основном законе четко определен также перечень тех свобод и прав, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения а именно: право на жизнь (ст. 20), право на обеспечение достоинства личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности ( ч. 1 ст. 34), право на жилище (ч. 1 ст. 40). Кроме того, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия ( ст. 24). И наконец, в условиях чрезвычайного положения гарантируется весь комплекс процессуальных правовых гарантий прав физического лица и гражданина, которые предусмотрены в статьях 46-54[31].
В завершение данной главы можно сделать следующий вывод: судебные процессуальные гарантии государственной защиты прав человека образуют достаточно сложную систему, в которой можно выделить как минимум три уровня:
1) уровень универсальных принципов судопроизводства: состязательности и равноправия сторон, объективности и беспристрастности суда, законности, публичности (гласности) правосудия;
2) уровень типов судопроизводства;
3) уровень процессуальных средств и институтов (суд присяжных, институт ходатайств, институты обжалования и пересмотра судебных решений, сроки и др.).