Анализ судебных гарантий свобод и прав предусмотренных Конституцией РФ

Право на судебную защиту является основным конституционным правом физического лица и гражданина. Частью 1 ст. 46 Основного закона РФ[20] каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав. Данная норма находится во взаимном согласовании с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Основным законом или законом».[21]

Ниже приведем схему (Рисунок 1) судебных правовых гарантий свобод и прав предусмотренных Основным законом РФ

Анализ судебных гарантий свобод и прав предусмотренных Конституцией РФ - student2.ru

Рисунок 1. Судебные правовые гарантии свобод и прав предусмотренных Основным законом РФ

Европейская конвенция о защите прав физического лица и основных свобод, принятая в Риме, 4 ноября 1950 г. определяет право на защиту как право на справедливое судебное разбирательство (ст.6 Европейской конвенции о защите прав физического лица и основных свобод).(Рим, 4 ноября 1950 г.)[22]. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. рассматривает право на судебную защиту в контексте равного доступа к правосудию и равенства перед судом. Право на судебную защиту определяется через систему правовых гарантий обеспечения справедливого рассмотрения и разрешения уголовного и гражданского дел (ст. 14 Пакта). Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) закрепляет право на доступ к правосудию и справедливое обращение путем создания и укрепления судебных механизмов и совершенствования судебной процедуры (А Жертвы преступлений п. 4-7). Анализ международно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что право на судебную защиту носит комплексный характер. Оно включает совокупность прав, которые обеспечивают реализацию данного права.

Одним из неотъемлемых элементов права на защиту является право на обращение в суд.

В науке нет единого мнения относительно соотношения права на судебную защиту и права на обращение в суд. Одни авторы рассматривают право на судебную защиту как субъективное материальное право, то есть как право на получение защиты, средством реализации которого является право на обращение за судебной защитой. Другие авторы право на судебную защиту полностью отождествляют с правом на обращение за судебной защитой.

Некоторые учёные рассматривают право на судебную защиту в двух аспектах: как право на обращение за защитой и право на получение защиты. Приведенные точки зрения односторонне характеризуют сущность права на судебную защиту, потому что не рассматривают либо процессуальную составляющую (когда право на судебную защиту отождествляется с правом на получение защиты), либо материально-правовую составляющую (когда право на судебную защиту отождествляется с правом на обращение за защитой).

Для того, чтобы иметь право на судебную защиту в смысле права на её получение, нужно иметь право на обращение к суду за защитой. Наличие же у заинтересованного лица права на обращение за судебной защитой само по себе не в состоянии гарантировать её получение. Однако право на судебную защиту включает не только право на обращение в суд, но и право на квалифицированную юридическую помощь, право на участие в судебном разбирательстве, право на обжалование приговора и т. д.

Раскрытию темы исследования посвящены работы таких ученых, как: Николаева З.А., Громов И.А., Пашин С., Л.М. Карнеева, П.А. Лупинская, И.В. Тыричева, Бахин В. П., Карпов Н. С., К.Ф. Гуценко, А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский А.Д. Бойкова, И.И. Карпеца. При написании выпускной квалификационной работы использовались исторический и логический анализ, синтез, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 7 параграфов, заключения и приложений. Глава 1. Теоретико-правовые основы правовых гарантий свобод и прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ 1.1. Понятие правовых гарантий свобод и прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ Гарантии прав физического лица - один из элементов правового статуса личности. Однако эта категория в науке конституционного права исследована недостаточно. Актуальным является выявление сущности и формулировки содержания данной категории, а также классификация видов правовые гарантии прав человека, поскольку единой классификации в науке конституционного права до сих пор не выработано. К объективным гарантиям отнесен конституционный строй государства,­ в рамках которого происходит реализация прав человека. Среди объективных правовых гарантий выделяются экономические, политические, социальные, юридические, идеологические средства. Организационные правовые гарантии - это деятельность органов государства, обеспечивающих реализацию и защиту прав человека. Проведена оценка органов государства с точки зрения их участия в гарантированности прав человека. Дана характеристика специальных правовых гарантий - юридических средств обеспечения прав человека. По территории действия классифицированы и проанализированы международные, государственные, региональные и местные правовые гарантии прав человека. Эффективное гарантирование конституционных прав физического лица в России возможно только при взаимных усилиях государства и человека. правовые гарантии прав физического лица являются необходимым и важным элементом правового статуса личности. Однако в последние годы этот элемент подвергнут незаслуженному забвению, во многих учебниках по конституционному праву он даже не упоминается. Тем не менее сама система гарантирования свобод и прав физического лица в настоящее время, наоборот, находится в фокусе юридической и политической действительности,­ поскольку из-за последствий финансово-экономического кризиса правовые гарантии прав физического лица приобрели особую значимость. В ст. 2 Конституции РФ прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение и защита свобод и прав физического лица и гражданина - обязанность государства. Общее начало, которое присуще реализации всего комплекса конституционных свобод и прав личности, состоит в их гарантированности. Именно правовые гарантии права физического лица придают им свойство реальности. Как верно отмечает Б. С. Эбзеев, «­Таким образом, под конституционными гарантиями прав физического лица следует понимать совокупность способов, условий и средств обеспечения прав человека, закрепленных в конституции государства и выступающих в качестве юридические обязанности государства и его органов. Значение конституционных правовых гарантий прав физического лица достаточно ве��ико, поскольку данные условия и средства реализации человеком своих прав содержатся в конституционных нормах и обеспечиваются силой Конституции. Как отмечает А. А. Уваров, значение конституционных правовых гарантий свобод и прав личности состоит в том, что они «становятся важной политической составляющей при принятии каких-либо ответственных политических решений по любым вопросам государственной жизни». Основным субъектом, на которого должна быть возложена обязанность гарантировать права и свободы человека, является государство и система формируемых им органов. Правовые гарантии устанавливаются для всего комплекса свобод и прав граждан, закрепленных в Конституции страны. Однако если для личных и политических прав конституционные правовые гарантии заключаются в обеспечении невмешательства органов публичной власти и должностных­ лиц в эту сферу индивидуального самоопределения личности, если это не вступает в противоречие с законом, то для социальных, экономических и культурных прав государственные правовые гарантии носят позитивный характер. При обеспечении данных прав государство несет юридические обязанности по созданию материальных условий для их реализации. Например, для обеспечения права на бесплатное основное общее образование государство должно построить школы, обучить учителей, выпустить учебники и др., поскольку только при наличии этих условий данное право на образование будет реализовано в полной мере. Практически во всех современных конституциях присутствует закрепление обязательств государства перед гражданином в социальной сфере. Достижение идеалов социального государства - это задача, которая будет ставиться перед каждым даже высокоразвитым и экономически благополучным обществом. Россия, объявив себя «социальным государством», столкнулась с проблемой перехода от стратегии социалистической, государственно-патерналистской социальной защиты физических лиц к стратегии социально ориентированной на основе рыночной экономики. Однако в государствах с рыночной экономикой­ возникают противоречия между необходимостью развивать свободу конкуренции и предпринимательскую деятельность и социальной защищенностью различных групп населения, которые не смогли адаптироваться к рыночным условиям. Эффективная реализация социально-экономических прав во многом зависит от установленного государством оптимального баланса между этими двумя тенденциями. Российское государство в нынешний непростой период финансово-экономического кризиса должно быть социальным. Такое государство берет на себя обязанность обеспечения социальной справедливости, благополучия своих граждан, их социальной защищенности, гарантирования всего спектра социально-экономических прав. Однако выполнение этой юридические обязанности требует от государства и его органов значительных материальных, организационных, политических усилий. Гарантии, по мнению некоторых юристов, включают в себя «­ совокупность факторов объективного (социально-экономический строй общества, состояние политической системы и т.п.) и субъективного (индивидуальное и массовое правосознание, уровень и особенности правовой культуры) свойства, которые оказывают или способны оказывать позитивное воздействие на правовой статус личности в целом, права и свободы в частности». Именно поэтому для лучшего понимания содержания правовых гарантий желательно их классифицировать. Так, например, А. И. Умиев под гарантиями свобод и прав личности понимает широкий комплекс условий экономического, политического, социального, юридического, духовного, идеологического характера, сформированных в данном обществе, действие которых направлено на максимальное обеспечение возможности индивида реализовать свои права и свободы. Р. В. Енгибарян и Ю. К. Краснов делят правовые гарантии на общие и юридические. Общие они классифицируют на социально-экономические, к которым относят: обеспечение занятости, повышение жизненного уровня населения, создание эффективной социальной инфраструктуры и условий для роста экономики, а также политические, т. е. создание условий для физических лиц для участия в управлении государством. Под юридическими гарантиями Р. В. Енгибарян и Ю. К. Краснов понимают детально разработанную законодательную базу, позволяющую гражданам осуществлять свои права и защищать их через систему государственных органов. Известный исследователь прав физического лица Л. И. Глухарева правовые гарантии прав физического лица рассматривает как условия и средства. По ее мнению,­ гарантии-условия – ­среди видов правовых гарантий прав физического лица можно выделить объективные, организационные и специальные. Кроме того, по территории действия правовые гарантии можно классифицировать на международные, общегосударственные, региональные и местные. К объективным гарантиям можно отнести конституционный строй определенной страны, в рамках которого происходит реализация прав человека. Объективные правовые гарантии призваны обеспечить благоприятную для реализации прав физического лица среду его обитания. Среди объективных правовых гарантий выделяются экономические, политические, социальные, юридические, идеологические средства, действие которых направлено на максимальное обеспечение возможности личности реализовать свои права и свободы. Экономические гарантии - это создание материальной основы, при которой возможно полноценное использование свобод и прав человеком. К ним можно отнести: рыночную экономику; многообразие форм собственности: частную, государственную, муниципальную и иные; единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, [40] поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; защита и охрана всех форм и субъектов экономической деятельности; единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Роль государства в развитии рыночной экономики, обеспечении экономической стабильности страны состоит в создании законодательства, определяющего правила поведения хозяйствующих субъектов, контроль за соблюдением установленных правил, а также их защита от всяких противоправных нарушений. Будет способствовать развитию экономических правовых гарантий также регулирование мероприятий, направленных на поощрение экономически выгодных форм предпринимательской деятельности. Политические гарантии предполагают проведение такой политики в государстве, которая будет способствовать политической стабильности, достижению гражданского согласия и развитию демократии. В Российской Федерации признаются политическое и идеологическое многообразие, политический плюрализм, что означает предоставление возможности оказывать влияние на политический процесс всем общественным организациям, деятельность которых носит политический характер. Цель осуществления политических правовых гарантий заключается в эффективном регулировании индивидуальных, групповых и всеобщих интересов, имеющихся­ в обществе для достижения всеобщего согласия. Важным усл��вием устойчивого политического положения государства выступает широкая социальная поддержка населением тех действий, которые осуществляются органами власти. Максимально возможная реализация свобод и прав возможна при сохранении политической и социальной целостности общества, поддержании оптимальных для общества пропорций между индивидуальной свободой и общественным благом. Социальные гарантии связаны с закреплением в ст. 7 Конституции России положения о том, ­ что Российская Федерация - это [6] социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь может быть обеспечена лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены подобающие и равные возможности удовлетворения всех [24] насущных жизненных потребностей: в питании, проживании, здоровье, образовании и культуре. Социальные правовые гарантии должны обеспечить возможность для каждого члена общества достойного существования, а также закрепить социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения, способствовать полноценному участию народа в социальном развитии страны и использовании его результатов для обеспечения прав и основных свобод человека. Именно в социальном государстве должны быть созданы равные возможности для всех граждан, оно выступает гарантом и защитником свобод и прав не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех членов общества. Юридические гарантии состоят в создании устойчивой правовой среды реализации свобод и прав человека. Россия объявила себя правовым государством, что означает, что вся деятельность в сфере свобод и прав физического лица должна проходить в правовом пространстве. Государство, принимая законы и другие нормативные акты, обеспечивает четкие и ясные правила, соблюдать которые должны не только граждане государства, но и все должностные лица, органы публичной власти и общественные объединения. При этом сами нормативные акты должны соответствовать Конституции­ РФ, а также быть понятны и непротиворечивы. Идеологические правовые гарантии представляют собой систему идей, взглядов, теорий, заложенную в конституционном строе и его основах, обеспечивающих правильное восприятие не только человеком, но и служащими государства системы свобод и прав человека. Гуманитарное правосознание оказывает особое влияние на законодателей, которые призваны разрабатывать и принимать законы, обеспечивающие права человека, правоприменителей, которые должны в соответствии со своими идеологическими установками обеспечивать и защищать права и свободы человека, а также на представителей контролирующих органов, которые призваны обнаруживать и пресекать нарушения прав человека. Следующий вид из классификации гарантий прав физического лица - организационные гарантии. Это деятельность органов государства, обеспечивающих реализацию и защиту прав человека. Эта деятельность должна соответствовать двум условиям: быть правомерной и исходить от компетентных государственных органов, учреждений и общественных организаций. Практически все органы государства в большей или меньшей степени призваны гарантировать права и свободы человека. Ведь смысл существования демократического­ государства - это наиболее полное и последовательное осуществление прав своих граждан. Все виды органов государства, начиная с Президента, задействованы в механизме гарантирования прав человека. Президент как глава государства является гарантом свобод и прав человека, обеспечивает сбалансированную деятельность органов власти по их обеспечению. Органы законодательной власти создают правовые предпосылки для выявления и защиты правовых возможностей физического лица в стране на данном этапе ее исторического развития. Органы исполнительной власти призваны неукоснительно исполнять все нормативные предписания по обеспечению и защите прав физического лица от нарушений. Органы контрольной власти контролируют соответствие реальности правовым предписаниям, затрагивающим права и свободы человека. судебные органы на всех этапах реализации прав физического лица охраняют их от посягательств со стороны государства и других лиц и применяют государственное принуждение к лицам и организациям, нарушающим прав граждан. Специальные правовые гарантии - это юридические средства обеспечения прав человека. Под юридическими гарантиями понимаются закрепленные в законодательстве средства,­ ­ специальные меры, которые призваны обеспечить правомерную реализацию и защиту [18] свобод и прав физического лица и гражданина. Л. П. Рассказов под юридическими гарантиями понимает систему правовых средств и способов охраны и защиты прав физического лица и гражданина. Среди них можно выделить объективно существующую законодательную базу, позволяющую гражданам осуществлять свои права и защищать их через систему государственных органов, а также юридические технологии обеспечения и защиты прав человека. Среди юридических правовых гарантий свобод и прав различают условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав), и средства их защиты (гарантии защиты прав). По территории действия можно выделить международные, государственные, региональные и местные правовые гарантии прав человека. На международном уровне создана система международно-правовых актов, которые распространяются и на жителей России, обязывающих государство не только признавать, но и гарантировать права человека. В России на конституционном уровне закреплена обязанность государства соблюдать принципы международного гуманитарного права. Общегосударственные правовые гарантии закрепляются в Конституции и федеральных законах, они обеспечивают равные возможности для всех­ жителей России пользоваться определенными благами и равную судебную защиту. В субъектах Федерации создана своя система гарантирования прав человека, которая выступает в качестве дополнительной к федеральной. В некоторых субъектах РФ за счет собственных бюджетных средств создаются дополнительные условия и средства помощи социально незащищенным категориям граждан. Муниципальные правовые гарантии прав физического лица предоставляют возможность органам местного самоуправления предоставлять дополнительные услуги своим жителям для более полной реализации своих прав на данной территории. Таким образом, в процессе гарантирования свобод и прав физического лица обязательно присутствуют два субъекта: государство и его органы, призванные обеспечить данный процесс, и сам гражданин, выступающий в качестве его инициатора. А. В. Черкасов полагает, что конституционно закрепленный процесс гарантирования свобод и прав представляет собой особую форму ­ всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой «одни элементы [34]выступают условием существования или взаимодействия между собой других элементов». [43] Гражданин России, живущий в социальном правовом государстве, может надеяться на взаимодействие с органами власти в деле реального обеспечения свобод и прав, социальных благ, гарантированных государством. Тем не менее в этом случае только возможностей государства и его органов оказывать такую поддержку недостаточно, необходимо, чтобы сам человек старался собственными усилиями способствовать наиболее полной реализации всех своих свобод и прав. 1.2. Виды гарантий свобод и прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право на обращение в Судебный орган является неотъемлемой составляющей права на судебную защиту. В рассматриваемом аспекте необходимо рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности ограничения права на обращение в суд. Прежде всего, следует указать на то, что право на судебную защиту является абсолютным и с позиции Европейского суда по правам физического лица (далее ЕСПЧ) не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. В настоящее время участники уголовного судопроизводства и их защитники нередко злоупотребляют правом и заваливают судебные органы обращениями: в 2015 году было рассмотрено 2,6 млн таких жалоб. По справедливому утверждению Председателя Верховного Суда РФ: «Абстрактные формулировки закона позволяют полагать, что любое действие или бездействие причиняет ущерб конституционным правам [граждан]»[23].

Возможно несколько вариантов разрешения рассматриваемой проблемы. Прежде всего, предусмотреть закрытый перечень действий, бездействий и решений, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. Например, разрешив обжаловать только часть действий, бездействий и решений должностных лиц – участников досудебного судопроизводства, например, отказ в возбуждении уголовного дела, его прекращение, изменение процессуального статуса участников и т.д.

Для остальных решений следователей, дознавателей и других должностных лиц досудебного производства можно будет обжаловать только в порядке статьи 124 УПК РФ[24]. В любом случае рассматриваемый вариант предусматривает создание закрытого перечня.

Другой вариант – разрешить судьям отсеивать неприемлемые a priori жалобы по своему усмотрению без учета мнения сторон. Похожий механизм существует сейчас в Международном суде ООН. Более близкий российской системе аналог – фильтр обращений в кассационной и надзорных инстанциях общей юрисдикции.

Промежуточный вариант – оставление перечня открытым с установлением дополнительных критериев для принятия жалобы к рассмотрению. Классическим примером является практика ЕСПЧ по установлению критериев приемлемости жалобы. Так, право на обращение в судебный орган в практике ЕСПЧ имеет абсолютный характер и не подлежит никаким ограничениям. Этот принцип подразумевает, в частности, свободную переписку с Европейским судом лиц, лишённых свободы. Национальные органы власти не должны оказывать никакого давления на заявителя, которое было бы направлено на отказ от жалобы или на изменение её содержания. ЕСПЧ считает, что давление может принимать форму как прямого принуждения и откровенных актов запугивания состоявшихся или потенциальных заявителей, членов их семей или юридических представителей, так и косвенного воздействия в виде непрямых неуместных контактов (Mamatkoulov и Askarov против Турции, § 102)[25].

Рассматривая абсолютный характер данного права, следует обратить внимание на то, что беспепятственная подача жалобы не означает обязанность суда принять ее к рассмотрению. Для исключения возможности злоупотребления лицом таким правом ЕСПЧ устанавливает определенные ограничения на их подачу. Понятие «злоупотребление» из статьи 35 § 3 а Конвенции необходимо определить следующим образом. Речь идёт о ситуации, когда управомоченное лицо при реализации своего права грубо выходит за рамки дозволенного. Отсюда, злоупотребление есть любое поведение заявителя, явно не соответствующее назначению гарантированного Конвенцией права на обращение, нарушающее установленный порядок работы ЕСПЧ или затрудняющее надлежащее протекание разбирательств в ЕСПЧ (Miroļubovs и другие против Латвии, §§ 62 и 65). Согласно тексту статьи 35 § 3 a), в случае констатации злоупотребления жалоба объявляется неприемлемой, а не исключается из списка подлежащих рассмотрению дел. ЕСПЧ подчёркивал, что отклонение жалобы по причине злоупотребления правом на её подачу является мерой исключительной (Miroļubovs и другие против Латвии, § 62). Случаи, когда ЕСПЧ устанавливал наличие злоупотребления правом подачи жалобы строго регламентированы законом.

Рассматриваемые случай можно разделить на пять типичных категорий:

дезинформация ЕСПЧ;

использование оскорбительной лексики;

нарушение юридические обязанности хранить конфиденциальность по вопросу мирового соглашения;

подача жалобы без каких-либо серьёзных оснований или с сутяжническими намерениями;

а также все иные случаи, исчерпывающего списка которых не существует.

Таким образом, право на обращение в суд, как неотъемлемая составляющая права на судебную защиту, включает право на подачу жалобы, заявления или любого другого обращения в установленной форме и корреспондирующую обязанность суда принять эту жалобу. Однако принятие жалобы не означает обязанность суда во всех случаях ее рассмотреть по существу. Судебный орган определяет есть ли основания и препятствия для ее рассмотрения. Обращение к данной практике Европейского суда в современных условиях является достаточно актуальным.

Действительно, предусмотреть исчерпывающим перечень вариантов таких обращений в Судебный орган невозможно. Примерный перечень действий, бездействий и решений должен быть, но носить открытый характер, предоставляющий возможность суду по своему усмотрению решить вопрос о судьбе обращения, исходя из определенных обстоятельств в каждой конкретной ситуации.

Исходя из закрепленных в Конституции принципов правового государства, основанного на уважении прав личности, подчинении праву и обеспечении прав и свобод правосудием, в России признаются и гарантируются, в частности, права каждого на защиту своих прав и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), а также на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).1 Этими положениями востребуется особое, характерное для цивилизованного демократического общества предназначение юристов, профессионально обеспечивающих правовую поддержку в любых процедурах защиты прав. Ими же обусловлено конституционное закрепление (в ч. 1 ст.48 Конституции РФ) субъективного права каждого на квалифицированную юридическую помощь. Из системного анализа этих прав – как признаваемых и гарантируемых государством в их объективной взаимосвязи следует, что судебная защита в состязательных процедурах и необходимое при этом получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой в предусмотренных законом случаях бесплатно, предполагают привлечение к осуществлению названных прав дипломированных профессионалов-юристов.[26] Гарантируемая государством квалифицированная юридическая помощь со стороны такого независимого по своему статусу специалиста, который в судебном процессе противостоял бы публичным институтам власти и мог бы способствовать также равенству перед судом участников гражданско-правовых отношений, невозможна, если не обеспечены соответствующие условия для подготовки и допуска к оказанию квалифицированной юридической помощи специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками в сфере права.1 В ряду других конституционных субъективных прав, реализация которых в процедурах, предназначенных для определения прав и обязанностей, в том числе рассмотрения предъявляемого лицу публичного обвинения, служит эффективности средств правовой , и, прежде всего, судебной защиты, право на квалифицированную юридическую помощь является необходимой ее гарантией.[27]

В международных документах о правах человека право на профессиональную помощь юриста также рассматривается как одна из составляющих справедливого правосудия, поскольку без юридической поддержки реально не может быть обеспечено участникам процесса равенство в средствах защиты перед судом, тем более в случаях, когда государство «направляет свои правовые ресурсы на обвинение лица в совершении преступления». Однако приводимое истолкование нормы статьи 48 Конституции РФ, поскольку его пределы в конкретном решении Конституционного Суда РФ всегда обусловлены предметом рассмотренной им конституционной жалобы, требует определенного уточнения. Исходя из взаимосвязи прав на защиту любым не запрещенным законом способом, в том числе на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь, предполагается необходимым обозначить содержание не ограничиваемого, а точнее не подлежащего ограничению, федеральным законодателем на квалифицированную юридическую помощь. Согласно конституционной норме части 2 статьи 55 Конституции РФ по отношению к данному праву действует общий для всех прав и свобод запрет такого нормативного регулирования, которое приводило бы к лишению этого права или умалению его содержания. По смыслу Конституции РФ, государство, за пределами организации юридического образования и определения необходимой для юридической поддержки защиты прав и свобод численности корпуса юристов, несет особую ответственность за предоставление квалифицированной юридической помощи, оказываемой независимыми по правовому и фактическому статусу ее субъектами, на которых нормативно возлагается публичная по своей природе функция субсидируемой государством юридической поддержки социально слабых членов общества в целях защиты их субъективных прав, а также признаваемая обязательной функция адвоката по защите от предъявляемых государством в уголовном судопроизводстве публичных обвинений. Это обеспечивается нормативным регулированием институтов специального допуска юристов к адвокатской деятельности, бесплатной квалифицированной юридической помощи и обязательного назначения адвоката-защитника.

Вместе с тем осуществляемая ими адвокатская квалифицированная юридическая помощь не является содержательным синонимом всех форм юридического консультирования и тем более не охватывает помощь в решении правовых вопросов и конфликтов, оказываемую пусть даже опытными юристами или не юристами в качестве представителей, переговорщиков, посредников, медиаторов, экспертов, предоставляющих свои услуги на коммерческой основе. Использование такой поддержки и услуг, безусловно, может служить реализации конституционного права защищаться всеми не запрещенными законом способами и в том числе обратиться к суду[28].

Право каждого на квалифицированную юридическую помощь признается неотторжимым и равным для всех (в этом смысле абсолютным) при рассмотрении правовых вопросов и конфликтов и вне судопроизводства, и во всех его видах, то есть по гражданским, административным и уголовным делам. Само понятие такой помощи в целях определения пределов позитивных обязательств государства по его обеспечению остается неутонченным[29].

Государственные гарантии квалифицированной помощи за пределами судопроизводства по уголовным делам могут обеспечиваться не только благодаря функциям адвокатуры, но и через другие структуры, действующие, в целях предоставления бесплатной, субсидируемой государством юридической поддержки. Их организация не может противоречить принципам независимого профессионального юридического представительства, то есть они не должны являться государственными или коммерческими учреждениями. Иное, какими бы ни были стремления и лозунги, приводило бы к замене цели правозащитной деятельности по оказанию юридической помощи интересами государственной службы или коммерческими интересами. То и другое не соответствует пониманию и конституционному предназначению не искажаемой конфликтом интересов правовой поддержки как позитивного обязательства власти во взаимоотношениях с гражданином.

Наши рекомендации