Виды гарантий свобод и прав человека и гражданина, предусмотренных Основным законом РФ
Под гарантиями обычно понимаются закрепленные в национальной Конституции и актах текущего законодательства условия и средства, обеспечивающие осуществление, практическое воплощение в жизнь основных свобод и прав человека, физического лица и гражданина, их всестороннюю защиту от нарушения. правовые гарантии служат тем надежным мостиком, который позволяет осуществить необходимый переход от предусмотренной Основным законом возможности индивида к реальной действительности. Без них права и свободы остаются конституционными фикциями, благими пожеланиями.
В систему правовых гарантий свобод и прав человека, физического лица и гражданина входят экономические, социальные, политические, юридические, духовно-нравственные и институциональные гарантии.
Экономические правовые гарантии представляют собой установленные государством стандарты материально-финансовой обеспеченности свобод и прав человека, физического лица и гражданина. Они выражают степень непосредственной гарантированности свобод и прав, позволяют получить реальное представление об объеме их практической реализации. В соответствии с Основным законом РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), предоставляется малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату социальное жилье (ст. 40), оказывается бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), обеспечивается доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях (ст. 43). В Италии заработная плата работника должна быть достаточной для обеспечения себя и всех членов семьи средствами, необходимыми для свободного и достойного существования (ст. 36 Основного закона)[9].
Важной экономической гарантией реализации политических прав физических лиц служит порядок финансирования подготовки и проведения референдумов и выборов за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного или муниципального бюджета. Это дает возможность гражданам без каких-либо затрат реализовать свои избирательные права и право на участие в референдуме.
Однако главной экономической гарантией свобод и прав является частная собственность на средства производства. Только собственник может независимо от государства, по своей воле совершать действия по удовлетворению материальных и духовных потребностей, реально пользоваться социально-экономическими и культурными правами и свободами.
В качестве социальных правовых гарантий свобод и прав выступают различные государственные программы, планы и приоритетные проекты, направленные на социальную защиту человека, физического лица и гражданина, на удовлетворение их важнейших потребностей. Наиболее важные из них обозначаются в содержании самих конституций. Так, в ст. 41 Основного закона РФ сформулирована норма, согласно которой в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения (ч. 2). На основе Основного закона Португалии утверждаются планы экономического и социального развития, которые нацелены на мотивацию экономического роста, гармонизированного и целостного развития ее секторов и областей, справедливого распределения между лицами и областями национального продукта, координации экономической политики с социальной политикой и политикой в области образования и культуры, защиты сельской округи (ст. 90). В Турции в рамках планирования создаются учреждения здравоохранения, формируется общественный жилой фонд (ст. 56 - 57 Основного закона). В Швейцарии на конституционном уровне установлено, что максимальная пенсия не может превышать минимальную более чем в два раза. При этом пенсия должна обеспечивать достойную жизнь и покрывать рост цен (ст. 112 Основного закона).[10]
В числе социальных правовых гарантий прав физического лица и гражданина значительное место занимают и правительственные программы, в содержании которых выражается социальная роль государства. В России такие функции выполняют федеральные целевые программы на среднесрочную перспективу по строительству жилья, развитию образования и культуры. Они осуществляются в тех областях жизнедеятельности общества, в которых не каждый может реализовать свои права и свободы без помощи государства.
К политическим гарантиям свобод и прав обычно относят принцип разделения властей, политическое и идеологическое многообразие, реальное участие физических лиц в управлении делами государства, как через своих представителей, так и непосредственно.
Такое понимание политических правовых гарантий свобод и прав является по существу правильным. В их перечне фигурируют основные признаки демократического политического режима, который играет решающую роль в создании условий для осуществления прав предусмотренных Основным законом РФ. Даже в экономически развитых странах, но с тоталитарным политическим режимом реализация свобод и прав практически невозможна. Примером тому может служить Саудовская Аравия, где утвердился теократический политический режим[11].
В странах с рыночной экономикой, в которых существует авторитарный политический режим, власть стремится не допустить физических лиц к участию в управлении делами государства. В этой связи осуществление политических свобод и прав, закрепленных в национальной Основного закона, облекается актами текущего законодательства в такие усложненные процедурно-процессуальные формы, что их воплощение в жизнь может рассматриваться скорее как исключение.
Юридические правовые гарантии сформулированы в юридических нормах, которые, во-первых, непосредственно закрепляют права и свободы индивида, во-вторых, определяют процедурно-процессуальные формы их реализации и, в-третьих, устанавливают ответственность органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, физических лиц и их объединений за злоупотребление правами и свободами, за их нарушение.
По источникам закрепления правовые гарантии свобод и прав подразделяются на:
Конституционные;
Законодательные;
Подзаконные.
Наиболее важными из них являются конституционные гарантии, поскольку они провозглашаются в основном законе государства, обладают высшей правовой силой и признаются непосредственно действующими. О характере данных гарантий, основах их классификации можно судить по содержанию приведенной в Приложении 1, составленной в результате анализа норм Основного закона РФ.
Таким образом, общие правовые гарантии обеспечивают реализацию всех свобод и прав физического лица и гражданина, предусмотренных Основным законом РФ. Специальные правовые гарантии предназначены для претворения в жизнь только конкретных свобод и прав индивида. В конституционно-правовой практике приоритет отдается специальным гарантиям, поскольку они жестко привязаны к определенным правам и свободам, образуют с ними своеобразный симбиоз.
Конституционные правовые гарантии правосудия направлены на защиту прав потерпевших, подсудимых и их ближайших родственников, участвующих в уголовном процессе, на соблюдение демократических процедур отправления правосудия, установленных федеральным законом России.
В отличие от Основного закона РФ в основных законах некоторых государств выделены в качестве структурных подразделений главы или отдельные статьи, посвященные гарантиям основных свобод и прав человека, физического лица и гражданина. В Основного закона Испании, например, правовые гарантии закреплены в четвертой главе, в Основного закона Македонии - в третьей, в Хартии основных свобод и прав Чехии - в пятой, в Основного закона Польши - в четырех статьях, объединенных под общим названием «Средства защиты свобод и прав» (ст. 77 - 81)[12].
Такой способ конституционного оформления правовых гарантий основных свобод и прав человека, физического лица и гражданина вряд ли можно признать оптимальным. Посредством его применения в конституциях закреплены самые общие гарантии, которые лишь с большими оговорками можно назвать непосредственно действующими. Почти каждая из них требует обстоятельной детализации нормами текущего законодательства.
Исключением из общего правила являются Основного закона Аргентины и Перу. В них выделены специальные статьи и разделы, в которых достаточно полно закреплены судебно-процессуальные правовые гарантии свобод и прав физического лица и гражданина (ст. 43 Основного закона Аргентины, разд. V Основного закона Перу).
К духовно-нравственным гарантиям свобод и прав человека, физического лица и гражданина относятся общая и правовая культура населения страны. Только культуре под силу превратить важнейший принцип конституционного строя, определяющий человека, его права и свободы как высшую социальную ценность, во внутренние убеждения личности, в быт, в привычку, поскольку право неспособно заставить кого-либо быть нравственным. Личность высокой духовной культуры никогда не будет осуществлять свои права и свободы способами, которые могут нарушить права и свободы других лиц. Поэтому решающий успех в защите свобод и прав человека, физического лица и гражданина принесет России не укрепление их юридических правовых гарантий или внедрение в конституционно-правовую практику мифических европейских стандартов, а резкое повышение уровня общей и правовой культуры населения страны[13].
В качестве институциональных правовых гарантий выступают органы государственной власти и должностные лица, специально уполномоченные защищать права и свободы человека, физического лица и гражданина. В соответствии с Основным законом РФ к ним относятся Президент РФ (ст. 80), Правительство РФ (ст. 114), федеральные судебные органы общей юрисдикции (ст. 126), Конституционный Судебный орган РФ (ст. 125) и Уполномоченный по правам физического лица РФ (ст. 103).
Сходные системы институциональных правовых гарантий свобод и прав человека, физического лица и гражданина сформировались и во многих зарубежных странах. Разница в основном заключается в официальном названии государственной должности и объеме полномочий лица, специально уполномоченного осуществлять мониторинг за соблюдением прав человека. В России, как уже отмечалось, это Уполномоченный по правам физического лица РФ, в Албании - Народный Адвокат, в Великобритании - Парламентский комиссар, в Испании - Народный защитник, в Польше - Уполномоченный по гражданским правам, в Португалии - Проведор юстиции, в Румынии - Адвокат Народа, во Франции - Медиатор, в Швеции и Намибии - Омбудсман и т.п. Независимо от названия занимаемой должности все они рассматривают главным образом жалобы физических лиц на нарушения их прав предусмотренных Основным законом РФ, а также проводят расследования по собственной инициативе, если есть основание полагать, что юридически значимые действия органов исполнительной власти нарушают закон либо противоречат принципам справедливости и целесообразности. В их компетенцию входит также составление ежегодного доклада о состоянии защиты свобод и прав человека, физического лица и гражданина на территории страны[14].
Однако в современных условиях защита свобод и прав физического лица не входит в исключительную компетенцию государства. Как сказано в ст. 46 Основного закона РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите свобод и прав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3).
В конце марта 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав физического лица и основных свобод (1950 г.)[15] и Протоколов[16] к ней. В результате граждане России получили реальную возможность подавать жалобы в Европейский Судебный орган по правам физического лица о защите на международном уровне своих свобод и прав. Перед подачей жалобы необходимо соблюсти следующие условия[17]:
- предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантированные Конвенцией о защите прав физического лица и основных свобод или ее Протоколов;
- жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает определенное объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии к государству;
- жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения дела компетентным органом государства;
- жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после 30 марта 1998 г., даты ратификации Россией Конвенции о защите прав физического лица и основных свобод и Протоколов к ней;
- для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителю необходимо исчерпать все внутригосударственные средства защиты своего права, получить отказы во всех судебных инстанциях России.
Европейский судебный орган по правам физического лица не является высшей инстанцией по отношению к органам судебной власти России. В этой связи он не вправе отменить решение, вынесенное высшей судебной инстанцией России, давать какие-либо указания законодателю, осуществлять абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, давать распоряжения о принятии мер, имеющих правовые последствия. Судебный орган рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции о защите прав физического лица и основных свобод или Протоколов к ней. Однако судебный орган вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации государством материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне издержек и расходов[18].
Аналогичные международные судебные механизмы защиты свобод и прав физического лица применяются и в зарубежных странах Европы, ратифицировавших данную Конвенцию и Протоколы к ней, которые порой являются последним средством для восстановления справедливости.
Наряду с государственной и международной защитой свобод и прав человека, физического лица и гражданина почти во всех странах мира сложился межотраслевой институт самозащиты. Согласно ст. 45 Основного закона РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2).
Способы самозащиты довольно многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, индивидуальное пикетирование, использование механизмов правозащитных организаций и иных общественных объединений, в том числе профсоюзов. В Основного закона Португалии в качестве правозащитных организаций специально выделены объединения потребителей и потребительские кооперативы (ч. 3 ст. 60).
Исключительным способом самозащиты является применение оружия с целью обеспечения таких важнейших прав предусмотренных Основным законом РФ, как право на жизнь, право собственности, неприкосновенность жилища.
В национальных конституциях и актах текущего законодательства этот способ самозащиты нормативно оформляется как право на владение оружием. Так, например, вторая поправка к Основному закону США устанавливает, что «право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
Согласно ст. 10 Основного закона Мексики жители страны «вправе иметь оружие в своем жилище для обеспечения своей безопасности и для законной защиты, за исключением оружия, запрещенного федеральным законом, оружия, предоставленного в исключительное пользование армии, военно-морского и военно-воздушного флота и национальной гвардии».
Национальные законы устанавливают определенные ограничения на приобретение огнестрельного оружия и его использование для защиты своих прав. Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» гражданам России предоставлено право приобретать на основании лицензии оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие, которое может быть применено для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы полиции.
Совершенно незначительные ограничения на приобретение, хранение и ношение оружия установлены законодательством США, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и ряда других государств Северной и Южной Америки. В то же время в таких странах, как Дания, Германия, Румыния, Финляндия, Швейцария, Буркина-Фасо, Замбия и Уганда не существует никаких законодательных ограничений на приобретение гражданского огнестрельного оружия[19].
Обобщение специалистами опыта самозащиты с помощью оружия свидетельствует о ее крайне низкой эффективности. Жертвами преступлений с применением оружия становятся в основном законопослушные граждане, которые психологически не могут предполагать в каждом незнакомом человеке вероятного преступника и практически всегда остаются беззащитными.
В заключение главы следует отметить, что в качестве самостоятельного вида правовых гарантий свобод и прав физического лица и гражданина, предусмотренных Основным законом РФ, выступает юридическая ответственность лиц, виновных в их нарушении. Но эти вопросы изучаются в учебниках курса гражданского, административного, уголовного и трудового права.