Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
В зависимости от места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (такие места определены в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») проверка законности их содержания проводится соответствующим прокурором по надзору за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе.
При проведении проверок в ИВС прокурору следует обращать внимание на исполнение требований законодательства о нахождении там не более 10 суток в течение месяца переведенных из следственных изоляторов подозреваемых и обвиняемых для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневно доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса.
Прокурор также должен систематически проверять и соблюдение Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в которых отражаются такие важные вопросы, как порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и другие. Особого внимания заслуживают при проверках вопросы исполнения закрепленных в законе прав подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.
В законе закреплено право подозреваемых на личную безопасность во время содержания под стражей. При наличии оснований для принятия мер по обеспечению личной безопасности прокурору нужно проверить, все ли необходимые меры профилактического характера приняты администрацией мест содержания.
Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды информации, исходящей от подозреваемого и обвиняемого, подлежат цензуре. Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и принимаются от подозреваемых и обвиняемых в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено. В поле зрения прокурора должны попадать и такие важные вопросы, как условия содержания беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, несовершеннолетних, соблюдение требования закона о раздельном размещении в камере различных категорий подозреваемых и обвиняемых, особенно несовершеннолетних от взрослых, применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей и другие вопросы. Прокурор также вправе по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего или умершего провести проверку по данному факту.
37. Полномочия прокурора и формы прокурорского реагирования на нарушение закона, допускаемых администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
· посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
· опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
· знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
· требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
· проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений
· отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
38. Деятельность прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам
В соответствии со ст. 35 Закона о Прокуратуре, участвуя в судебном разбирательстве по уголовным делам, прокурор осуществляет уголовное преследование в форме поддержания государственное обвинения. Выступая в качестве обвинителя, прокурор занимает положение стороны в уголовном процессе. Его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Они равны нравам защитника в судебном разбирательстве. Пр. принимает участие в исследовании доказательств, дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого (ст.248 УПК). Участие прокурора в качестве государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовным делам призвано способствовать установлению истины судом, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального законов, вынесению законного и обоснованного приговора. На начальном этапе судебного разбирательства государственный обвинитель как сторона в процессе правомочен также заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, истребовании вещественных доказательств и документов, давать заключения о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц. Важным для государственного обвинителя является активное участие в исследовании доказательств, центральное место в котором по общему правилу занимают допросы обвиняемого и свидетелей. Если же гос. обвинитель полагает необходимым вернуть дело на дополнительное расследование, он, до начала судебных прений, заявляет об этом аргументированное ходатайство.
39. Обжалование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях
Закона о Прокуратуре прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда. Помощник прокурора, пр.управления, пр. отдела вправе принести протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. В соответствии с ч. 2 ст. 325 УПК опротестованию в кассационном порядке подлежит каждый приговор, который прокурор считает незаконным или необоснованным. Но если мнение прокурора, принесшего протест, изменилось, он может отозвать протест до начала рассмотрения его судом кассационной инстанции. Исходя из принципа централизации протест может принести также вышестоящий прокурор или его заместитель. Прокурор вправе представить в кассационную инстанцию также дополнительные материалы в подтверждение доводов, приведенных в протесте (ст. 337 УПК). Ими могут быть различного рода справки, характеристики и иные документы.
Апелляционное производство- самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой форму пересмотра в суде второй инстанции решений суда, не вступивших в законную силу.
Предметомрассмотрения в суде апелляционной инстанции являются приговоры и постановления мирового судьи. При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения только в той части, в какой оно было обжаловано.
Право обжалования решения в апелляционном порядке принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам, прокурору, потерпевшему и его представителю.
Гражданский и ответчик вправе обжаловать в данном порядке решения в части, касающейся гражданского иска. Основанием возбуждения апелляционного производства служит подача жалобы участниками процесса или подача представления прокурором. Апелляционные жалобы в соответствии с ч. 2 ст. 355 УПК РФ подаются в районный суд.
40. Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу
В деятельности прокурора, связанной с участием в рассмотрении уголовных дел судами, значительное место занимает опротестование приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. В кассационном порядке далеко не всегда устраняются ошибки и нарушения закона, допущенные судами первой инстанции. Правом на принесение протеста в порядке надзора обладают не все прокуроры, а начиная с прокуроров субъекта РФ. Прокуроры районов, городов могут лишь истребовать дела из судов того же уровня и вносить представление вышестоящему прокурору о принесении протеста в порядке надзора. К компетенции прокурора субъекта Федерации относится принесение надзорного протеста на приговор и определение районного суда, и определение судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта Федерации, рассматривавшего дело в кассационном порядке. Генеральный прокурор (его заместитель) вправе принести протест в порядке надзора на приговор, определение любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Протест на вступивший в силу незаконный приговор, определение или постановление районного суда, на кассационные определения суда субъекта РФ приносятся в Президиум этого суда и им же рассматриваются. Основанием для принесения протеста прокурора на вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут стать вновь открывшиеся обстоятельства.
41. Формы участия прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел. Правовые средства реализации полномочий прокурора в суде первой инстанции
Необходимость предъявления прокурором исков возникает в тех случаях, когда спор приобрел государственную или общественную значимость, имеет принципиальный характер, затрагивает интересы регионов, значительной части населения или крупных трудовых коллективов. В тех случаях, когда нарушены права и свободы человека и гражданина, право пр. на предъявление иска применяется в первую очередь в интересах лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сами отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (п. 4 ст. 27 ФЗ закона «О Прокуратуре РФ»), Прежде чем предъявить исковое заявление в суд, прокурор должен выяснить многие материально-правовые и процессуальные вопросы. Прокурор должен иметь в виду следующее: гражданско-процессуальное законодательство допускает соучастие как на стороне истца, так и на стороне ответчика или на обеих сторонах одновременно (ст. 35 ГПК); в исходе дела могут быть заинтересованы и третьи лица, которых должны выявить и привлечь в дело. Рассмотрение гражданских дел происходит в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Для того чтобы суд вынес обоснованное решение по заявлению прокурора, ему следует точно определить предмет доказывания- круг тех фактов, которые необходимо установить для разрешения спора между сторонами.
Прежде чем обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, прокурору необходимо определить подведомственность дела, вытекающего из административно-правовых отношений, суду. Прокурор. в случае несогласия с решением суда по его заявлению опротестовывает решение в кассационном порядке. Прокурор обязан не только представить суду доказательства обоснованности заявленных требований, но и в целях принятия положительного для него решения активно участвовать в рассмотрении дела. Защита прав и охраняемых законом интересов граждан осуществляется прокурором в порядке особого производства. Участие прокурора в рассмотрении дел особого производства происходит либо в форме обращения с заявлением в интересах других лиц, либо в форме вступления в уже начатое дело.
42. Пересмотр в гражданском судопроизводстве судебных решений и определений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в суде второй инстанции.
Незаконные или необоснованные судебные решения по гражданским делам (определения или постановления) могут быть опротестованы прокурором. Право принесения кассационных протестов в соответствии со ст. 36 Закона о Прокуратуре принадлежит, в пределах их компетенции, прокурору и его заместителю. Помощники прокурора, прокурорских управлений, прокурорских отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие. Не подлежат кассационному опротестованию решения Верховного Суда РФ, а также решения судов по жалобам граждан на действия административных органов по вопросу о взыскании штрафов, наложенных в административном порядке на неправильности в списках избирателей (ст. 235 ГПК). Перечисленные решения вступают в силу немедленно и могут быть опротестованы только в порядке надзора. Для подачи кассационного протеста (как и кассационной жалобы) закон установил срок – десять дней после вынесения судом решения в окончательной форме. За это время прокурор должен проверить законность и обоснованность судебного решения и в случае необходимости принести кассационный протест. Прокурор в соответствии со ст. 294 ГПК вправе прилагать к протесту новые материалы, доказывающие необоснованность решения суда. В протесте следует указывать на все допущенные по делу нарушения. Прокурор. вправе представить в суд кассационной инстанции новые доказательства, которые свидетельствуют о наличии в рассматриваемом деле новых фактов. Однако новые доказательства могут быть приняты судом кассационной инстанции при условии, что с ними ознакомлены стороны. Задача прокурора в кассационной инстанции состоит в том, чтобы добиться отмены незаконного или необоснованного решения. Поэтому пр. должен обратить внимание судей на то, что решение суда не является правильным в силу незаконности или необоснованности его; изложить мотивы, почему именно оно незаконно или необоснованно.
43. Участие прокурора в рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве судами надзорной инстанции
Вступившие в законодательную силу решения, определения и постановления всех судов РФ могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора. Закон не предоставляет право принесения протеста в порядке надзора прокурор города, района. Они могут только обратиться к вышестоящему прокурору с представлением о принесении протеста. В то же время протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района. ГПК связывает возможность отмены судебного постановления в порядке надзора только с нарушениями, допущенными судом в области права. В протесте указываются: наименование суда, которому адресуется протест; решение, определение или постановление какого суда опротестовывается; в чем заключается их неправильность, т.е. должно быть четко указано – какая норма материального права неправильно применена или истолкована судом; какие нарушения норм процессуального права допущены судом. В протесте указывается, какие документы приобщаются к нему. Прокурор представляет протест в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавливает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление прокурора о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, который вынес это решение.
44. Правовой статус прокурора в арбитражном судопроизводстве
Выделение деятельности по участию в арбитражном процессекак одного из самостоятельных направлений работы органов Прокуратуры обусловлено объективными предпосылками:
1) общественные (гос.) потребности, в таком виде прокурорской деятельности,;
2) правую природу прокурорской деятельности как целостной системы, подчиненной внутренним закономерностям;
3) формально-юридические основания в виде закрепленных в ФЗ норм;
Участие прокурора в арбитражном процессе, в виде обращения в суд с иском, является специфической формой гос. влияния на соблюдение законности в хозяйственной деятельности. Обращение прокурора с иском (заявлением) в арбитражный суд зачастую является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствам. Основное внимание в исковой работе прокурора уделяется защите имущественных интересов государства и общества в лице гос. предприятий и организаций либо предприятий со значительной долей гос. собственности в их имуществе, населения регионов, трудовых коллективов. Вмешательство прокурора для защиты гос. и общественных интересов необходимо в случаях: выявления правонарушений, для устранения которых законодательство прямо обязывает прокурора обратиться с иском. установления фактов занятия предприятиями или гражданскими предпринимателями запрещенными видами деятельности либо занятие коммерческой деятельностью.
45. Координация деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью
В соответствии с приказом Генерального Прокурора РФ «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора уполномоченные прокуроры должны:
-обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел, правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, обеспечении раскрытности и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков.
-осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.
- осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, ОМС.
- участвовать в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов. Привлекать виновных к установленной законом ответственности, осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства
46. Участие прокурора в правотворческой деятельности
Приказ Генерального Прокурора РФ «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правответственной деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре РФ» в целях достижения единства прав политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключая фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правответственной деятельности.
На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Ген П РФ возложено решение следующих вопросов:
— учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных НПА, ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;
— учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения;
— проведение консультативно-справочной работы;
— обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юр литературой;
— издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников НА по отдельным отраслям законодательства;
— внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;
— проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;
— организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка;
— сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
47. Организация работы с обращениями и приема граждан в системе прокуратуры
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Рассмотрение и разрешение обращений способствует решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Организационная работа в системе прокуратуры направлена на то, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса. Прокуроры обеспечивают рассмотрение обращения и приём заявителей в строгом соответствии с требованием законодательства. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица в суд. Решение прокурора по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Ответ на обращение должен быть мотивирован. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а так же прав а обращения в суд, если такое предусмотрено законом. По результатам рассмотрения обращений прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решение либо действие которых обжалуется. Под управлением понимается многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на них Законом "О прокуратуре" и иным Федеральным законодательством. Важная задача управления это выработка и корректировка критериев оценки деятельности прокурорских работников, в том числе по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
48. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры РФ
Составной частью правовых основ организации и деятельности Прокуратур служат международные договоры РФ. Здесь имеются в виду нормы этих договоров, конвенций, касающихся Прокуратур, порядка исполнения поручений, прямого указания на Прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо это вытекает из общих положений договоров, когда исполнитель определяется согласно компетенции Прокуратуры, устанавливаемой ФЗ. Международное поручение об уголовном преследовании направляется через Генеральную Прокуратуру и должно содержать обязательные реквизиты, определяемые международными в международных договорах РФ об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам либо прокуратура прямо называется как субъект соответствующих правоотношений, либо, в этих договорах содержится норма, разъясняющая, что при обозначении различных компетентных органов государства используется термин «учреждения юстиции- суды, Прокуратуры, нотариальные органы и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, принятие по ним решений согласно российскому законодательству. Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела гражданские (трудовые, жилищные), семейные и уголовные, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции, включая Прокуратуру. В двусторонних международных договорах такого типа обычно содержится норма, определяющая порядок сношений. Норма, в соответствии с которой помимо оказания помощи по конкретным гражданским, семейным и уголовным делам Генеральная прокуратура РФ и Прокуратура или иной соответствующий орган другой Договаривающейся Стороны предоставляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.
49. Общая характеристика органов прокуратуры зарубежных стран
Прокуратура в Дании.Прокуратура подчинена министру юстиции, и основным направлением прокуратуры является поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. Особенности данной прокуратуры:
1) министр юстиции назначает прокуроров, судей в соответствии с их квалификацией;
2) функции прокурорской службы регламентируются Законом об отправлении правосудия;
3) министр юстиции финансирует подчиненные ему прокуратуры;
4) государственный обвинитель – главный констебль (прокурор низшего уровня), окружной прокурор, директор департамента государственного обвинения;
5) в деятельность прокуратуры не входит надзор за управленческими и властными структурами.
Прокуратура в Германии. Прокуратура является исполнительной властью и относится к обычным административным ведомствам, а это ведомство находится в системе юстиции. Прокуроры являются государственными чиновниками, главная их задача – осуществление уголовного преследования. Особенности германской прокуратуры:
1) прокуратурой производятся следственные действия;
2) при проведении расследования прокуратура опирается на полицию;
3) прокурор не может отозвать обвинительный акт, если суд принял дело к своему производству;
4) возбуждает иски по гражданским делам о признании брака недействительным, о признании лица недееспособным, по установлению факта смерти лица, который был объявлен без вести пропавшим;
5) существуют 114 земельных судов, и при каждом из них есть своя прокуратура, есть генеральная прокуратура, которая подчиняется министерству юстиции земли.
Прокуратура во Франции.Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде, а прокуроры республики называются прокурорами при трибуналах малой и большой инстанции. Особенности данной прокуратуры:
1) все прокуроры назначаются и отстраняются от должности Президентом Франции;
2) прокурор не подлежит отводу в суде;
3) прокурор не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке;
4) предварительное следствие осуществляют следственные судьи – магистры судебного ранга;
5) прокурор контролирует деятельность судебной полиции.