Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени Государства деятельность специально уполномоченных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем

своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Предмет прокурорского надзора - это деятельность прокуратуры в различных сферах: надзор за исполнением закона, надзор за ОРД, надзор за ФСИН и т.д.

Прокурорский надзор – это регламентированная деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и Нормативно-правовых актов.

Сущность прокурорского надзора состоит в том, что прокурорский надзор:

1) это самостоятельный, специфический вид гос. деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры;

2) он осуществляется от имени государства – Российской Федерации;

3) он заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ;

4) он обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Виды ПН:

1. Общий надзор = Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должн. лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина

Соблюдение указанных прав федер. министерствами, гос. органами, комитетами, службами, представительными и иными органами.

Государство соблюдает баланс законных интересов гражданина и общества!

Средства прокурорского реагирования: - Протест (срок рассмотрения и ответа – 10 дней) - Представление (--"—30 дней)

3. Надзор за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием

14 оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено законом об ОРД, они делятся на 2 группы:

-- ограничивающие конституционные права граждан -- не ограничивающие конституционные права граждан

4. Надзор за учреждениями и органами, исполняющими наказание

В любом случае перед прокуратурой поставлена задача основополагающего характера – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основные этапы истории прокуратуры России

Прокуратуры судов и

Губернские прокуроры, которые не обладали функциями обвинит. власти, но имели полномочия по осущ-ю общего надзора.

Прокуратура была строго централизованной структурой, действующей на единых принципах, и прежде всего на единоначалии.

Период с 1864 по 1917 г. не внес существенных изменений в организацию и деятельность российской прокуратуры, хотя неоднократно поднимались вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора.

Концепция развития прокурорского надзора на современном этапе

4. Прокуратура Российской Федерации после 1992 г. (современный период).

Предконституционный период.

Распад СССР привел к ликвидации Прокуратуры СССР и образованию единой системы органов Прокуратуры РСФСР, в соответствии с постановлением ВС РСФСР от 15 ноября 1991 г. "Об образовании единой системы органов Прокуратуры РСФСР".

Закон "О Прокуратуре СССР" 1979 г. был признан не действующим на терр. РФ в связи с принятием Верховным Советом РСФСР первого Закона "О Прокуратуре РСФСР" 17 января 1992 г. Определялось понятие прокуратуры, ее задачи, предмет, полномочия прокурора.

"Предконституционный период". Действовала К РСФСР 1978 года с изменениями и дополнениями. Прокуратура являлась самостоятельным гос. органом, осуществляла различную деятельность, одним из важнейших направлений ее деятельности был надзор, до 9.12.1992 надзор определялся как "высший".

Конституционный период.

21.09.1993 – Указ Президента РФ – назначение Ген. Прокурора Президентом РФ, подотчетность Президенту РФ.

Существенные изменения были внесены в него ФЗ от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре РФ", что послужило шагом в уравновешивании системы, оформлении ее государственно-правового статуса, внеся определенность в ее надзорные полномочия. В законе от 17 ноября 1995 г. предусматривался ряд новелл.

В частности, появилась глава "Надзор за соблюдением прав человека и гражданина".

В качестве специальных функций прокуратуры предусматривалось уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1, 8, ч. 2 ст. 35).

Деятельность прокурора в суде стала называться не надзором за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, а участием прокурора в рассмотрении дел судами (ч. 3 ст. 1 разд. IV), что более точно определяет содержание соответствующей функции прокуратуры.

В законе предусматривается также обращение прокурора в суд о признании правовых актов недействительными (ст. 22), осуществление надзора за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 29).

По-иному сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры (ст. 4).

Специальный раздел (IV) посвящен особенностям организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры и др.

24 февраля 1996 – вступление России в Совет Европы. 16 мая 1996 – Указ Прездента РФ – усилить надзор за исполнением законов об усл-ях содержания лиц, осужденных к смертной казни.

1997 – Положение о классных чинах работников прокуратуры.

1998 – изменения в З о прокуратуре – дополнение видов ПН надзором за исполнением законов судебными приставами.

13 мая 2000 – Указ Президента РФ "о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" – деление терр. РФ на 7 федеральных округов => приказ Ген. Прокурора "об образовании управлений Ген. Прокуратуры РФ в федеральных округах". Управления не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют, не вмешиваясь в их деятельность.

2001, 2002 – обновление кодифицированного законодательства РФ. Отказ в кодексах от протеста прокурора.

Уголовный, арбитражный, гражданский процессы – представление, и только административное производство – протест.

2007 – изменения в УПК, в ФЗ "О прокуратуре РФ" – видоизменение организации прокуратуры и ее деятельности. Формирование при прокуратуре системы органов Следственного комитета – для осуществления уголовного преследования.

Развитие законодательства о прокурорском надзоре на протяжении всех трех этапов (досоветского, советского и российского) преследовало 2 цели:

1. определить место прокуратуры в системе органов гос. власти

2. установить объем полномочий прокуратуры, сводимых в конце концов к направлениям (функциям) ее деятельности.

Очень важно сохранить прокуратуру в системе органов гос. власти в качестве самостоятельного органа, предназначенного для осуществления точно обозначенных законом функций.

Коллективом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка была разработана и опубликована в 1994 г. Концепция развития прокуратуры, а затем с учетом развития и изменений в законодательстве, в практике работы, выработаны взгляды и предложения по дальнейшему реформированию прокуратуры в переходный период, который переживает наше государство.

При разработке Концепции развития прокуратуры в РФ нельзя не учитывать нашей истории, обычаев, разнообразных мнений, правовых взглядов, что, кстати говоря, отмечали и зарубежные ученые и практики, представители Совета Европы на встрече, посвященной празднованию 275-летия Российской прокуратуры, которая была организована Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Москве. В документах встречи было указано: «...феномен прокуратуры следует оценивать в контексте социально-политических условий ее функционирования, национальных традиций, особенностей правовой культуры народа...» В итоговом документе подчеркивалось, что «изменение статуса, структуры, задач и норм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является».

При разработке Концепции развития прокуратуры может быть учтено следующее:

1.Как установлено законодателем, прокуратура есть единая, централизованная, федеральная система, независимая от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и представительной (законодательной) власти,местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций. Так гласит закон, так указано в Конституции страны.

2.Прокуратура — представитель федеральной высшей власти, ибо Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента государства и подотчетен Федеральному собранию и президенту. Отсюда следует, что и все прокуроры должны назначаться без согласия органов власти субъектов Федерации, ибо это ставит их в определенную зависимость.

3.Генеральному прокурору следовало бы восстановить право на законодательную инициативу в Федеральном собрании.Именно он, руководя органами надзора, анализируя состояние законности, исполнения законов, причины и условия, порождающие и способствующие совершению преступлений и правонарушений, обладает информацией, позволяющей наиболее компетентно вносить предложения по созданию, улучшению и развитию законодательства. Тем более, что большинство прокуроров субъектов Федерации по действующим там Конституциям и уставам таким правом обладают, а

закон предусматривает право и обязанность прокурора участвовать в правотворчестве (ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

4.Прокуратура, как орган надзора — одна из немногих структур, которая уполномочена законом выступать при его осуществлении от имени государства — Российской Федерации. При этом она осуществляет не контрольные функции по управленческим вопросам, не просто надзор за исполнением законов, а надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции страны. То есть она уполномочена быть органом конституционного надзора в пределах полномочий, которыми она наделена.

5.С учетом возложенных на органы прокуратуры задач и целей, определенных законом, за прокуратурой несомненно должна быть сохранена ее важнейшая функция — надзор за исполнением законов,как это определено главой 1 раздела III Федерального закона «О прокуратуре РФ», всеми органами, учреждениями, их должностными лицами и руководителями, в том числе надзор за соответствием закону издаваемых ими правовых актов.

6.В законодательстве о прокуратуре и других законодательных актах, должны быть четко определены полномочия, правовые средствареагирования со стороны прокуроров и установлена ответственностьза нарушения закона, в том числе и за неисполнение и необоснованное отклонение актов прокурорского реагирования.

7.В Концепции развития органов прокуратуры, прокурорского надзора должно быть более четко определено развитие взаимоотношений и взаимоположений органов прокуратуры и судебной власти, положение прокурора в осуществлении правосудия, в судопроизводстве — уголовном, гражданском, административном, конституционном.

Это особенно важно в связи с тем, что суд, судебная власть обоснованно приобретает все больше контрольных полномочий, выполняя наряду с осуществлением правосудия — именно как орган правосудия — контрольные функции в отношении, в частности, органов исполнительной и законодательной власти.

8.В Концепции прокурорского надзора также следует четко регламентировать положение и полномочия прокурора при рассмотрении гражданских дел как судами общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

9. прокуратура должна осуществлять надзор и за соблюдением в судебных постановлениях Конституции и законов Российской Федерации и реагировать в случаях, когда нарушаются требования Конституции или законов.При этом не имеет значения форма реагирования. Но прокурор должен и здесь быть независим, и его протест или представление обязательно должны стать предметом рассмотрения.

Гласность;

Принцип гласности закреплен в п. 2 ст. 4 Закона "О прокуратуре РФ" и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит треб-ям законод-ва РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о гос. и иной охраняемой законом тайне.

Реализация принципа гласности обеспечивается

- сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности;

- информир-ем федер. органов гос. вл., органов мест. самоупр-я и насел-я о сост. закон-ти и о рез-тах своей работы по ее укрепл-ю;

- ежегодным представлением Ген. прокурором РФ палатам Федер. Собрания доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению;

- созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со СМИ, организующих эту работу на местах. В частности, в Ген. прокуратуре РФ создано структур. подразделение – Центр информации и обществ. связей.

Прокуратура информирует органы гос. власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению. Причем Закон говорит лишь о деятельности Ген. прокурора РФ, однако на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие в пределах своих полномочий, также регулярно информируют местные органы власти о результатах своей работы.

Система прокуратуры РФ

Прокуратура в Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Система органов прокуратуры построена по принципу:
1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ;
2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений;
3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.
В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным дня оборонно-промышленной отрасли.
Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

ПРИКАЗ

От 5 сентября 2011 г. N 277

И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

В связи с изменением структуры и полномочий органов прокуратуры, в целях обеспечения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

1.1. Проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить:

в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц;

в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;

при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно.

1.2. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Особое внимание при этом обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

На системной основе проверять не только принятые решения, но и соблюдение сроков рассмотрения материалов, обоснованность принятия решений о продлении срока проверки сообщений о преступлении.

В случае направления органами предварительного расследования сообщений о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, незамедлительно принимать меры к проверке законности таких решений. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию в установленном порядке.

(абзац введен Приказом Генпрокуратуры России от 08.06.2015 N 283)

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии к тому оснований принимать решение о передаче материалов, находящихся в производстве, от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Решение об изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у одного органа предварительного расследования и передаче их в подразделения Следственного комитета Российской Федерации принимать с обязательным указанием оснований такой передачи.

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

1.3. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

1.4. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.

1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

На основании пп. 1 - 3 и 7 ч. 2, ч. 6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требовать полного устранения нарушений законов, используя перечисленные в законодательных нормах акты прокурорского реагирования. Добиваться привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности. При наличии оснований выносить постановления о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления. Принципиально подходить к результатам их рассмотрения.

Строго соблюдать предписания ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ при отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателей и следователей о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях повышения объективности ведомственных показателей регистрируемой преступности и ее раскрываемости задействовать весь комплекс предоставленных уголовно-процессуальным законодательством полномочий по отмене незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Выявлять и устранять причины и условия, способствующие укрытию преступлений от регистрации и учета. Постоянно осуществлять контроль за количеством регистрируемых продолжаемых преступлений, дополнительно выявленных в ходе предварительного расследования.

Контролировать своевременность, полноту и объективность разрешения материалов, направленных прокурорами согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов, внесенных в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, результаты проведения дополнительных проверок.

1.6. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанное с приемом, регистрацией и разрешением сообщения о преступлении, обеспечить обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор за исполнением законов на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.

При удовлетворении судом жалобы на решение или действие (бездействие) указанных органов, с которыми ранее согласился прокурор, а также в случае принятия судом решения вопреки позиции прокурора, участвовавшего в судебном заседании, решать вопрос о наличии оснований для персональной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за законностью принятых процессуальных решений.

1.7. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки.

1.8. Систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки.

1.9. В связи с вступлением в силу с 01.01.2012 новой редакции ст. 51 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", наделяющей органы прокуратуры функцией ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и прокурорского надзора, осуществить реализацию организационных и практических мероприятий по переходу органов прокуратуры к работе в новых условиях, обеспечить целенаправленный и системный подход к осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов), возложив персональную ответственность за надлежащую организацию этой деятельности лично на прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего Приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.

Регулярно обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий вопросы исполнения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия, принимать меры к укреплению законности в данной сфере деятельности. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проблемах, требующих разрешения на федеральном уровне.

По результатам полугодия к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом (с нарастающим итогом за год), направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации информационные материалы об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью в субъекте Российской Федерации (в Главное управление по надзору за следствием - в части компетенции органов предварительного следствия; в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части компетенции органов дознания; в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части компетенции следственных подразделений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте; в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму - в части компетенции органов федеральной службы безопасности).

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах каждое полугодие анализировать исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и следствия, за которыми осуществляется непосредственный надзор, о результатах докладывать соответствующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

Один раз в полугодие к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом (с нарастающим итогом за год), информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора в этой сфере.

4. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием:

4.1. Обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.

5. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2007 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".

6. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

31. Особенности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в новых условиях уголовного судопроизводства

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия следует иметь в виду, что ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»4 так же, как и применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена «Полномочия прокурора». В этой статье Закона указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В УПК РФ полномочиям прокурора в досудебном производстве посвящен целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст. 37, а также ст. 7, 10, 11, 16, 17, 19,20,21,25,26,28,38,41,67,87,88, 91, 94, 96, 97, 106, 108-111, 114, 115, 118, 124, 134-136, 144-149, 150-157, 161, 162, 163, 165, 172, 211, 212-214, 221, 222, 2261. К другим федеральным законам, содержащим нормы об осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, можно отнести, например, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», также законы «О милиции», «О федеральных органах налоговой полиции», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Таможенный кодекс РФ. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 7 УПК РФ при производстве по уголовным делам не могут применяться федеральные законы, противоречащие УПК РФ.

Полномочия и функции прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что все они носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия и функции прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ — это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям и функциям, направленным на выявление нарушений закона, относятся:

право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);

право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Прокурорский надзор – осущ

Наши рекомендации