Сфера действия норм трудового права
Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
1. В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет о трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях, установленных в ст. 1 ТК (см. ч. 2 ст. 1).
Трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (см. ст. 15, 16, ч. 1 и 2 ст. 20 ТК), а также на участников (стороны) иных непосредственно связанных с ними отношений (см., например, ст. 25, 370 ТК).
Часть 2 данной статьи определяет, что трудовое законодательство и названные акты также применяются к другим отношениям при условии, что они связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Данное положение установлено в ч. 7 комментируемой статьи.
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(34) установлено, что нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом. Таким образом, здесь нашел свое проявление порядок субсидиарного применения норм трудового права.
2. Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44) и др.
3. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при вступлении ими в трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. 3-5, 7-10 ст. 20 ТК).
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
5. Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства, либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.*(35) и двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан различных государств, работающих на территории РФ, например Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 19 июля 1994 г.*(36)
Указанные акты действуют в соответствии с нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009)*(37), которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 18.07.2009))*(38), быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ (в ред. от 19.07.2009) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(39) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешенном порядке.
6. Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными нормативными правовыми актами. ТК предусматриваются общие нормы, распространяющиеся на всех работников, и особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, которые обусловлены теми или иными факторами (см. ст. 251, 252). Таким образом, комментируемая статья определяет единство и дифференциацию правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).
7. В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, и если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор, согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Действие законов (ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1, 6-10 ст. 5 ТК), во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы. В самом законе или ином нормативном правовом акте, содержащем нормы трудового права, может быть указан день, когда он вступает в силу. При отсутствии такого указания дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.1999)*(40). Согласно данному Закону все указанные законы и акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В других случаях дата введения закона в действие и нередко порядок такого введения устанавливаются отдельным законом. Так, ТК был подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК).
Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Указы и распоряжения нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России и должны быть официально опубликованы в газете "Российские вести", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанные акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.
3. В ч. 2 комментируемой статьи установлены случаи, при которых закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращают свое действие, а именно:
- истечение срока, что влечет за собой прекращение действия тех законов и иных нормативных правовых актов, в которых точно определен срок их действия во времени. При этом уточняется, что прекращается действие также отдельных положений, а не только указанных законов и нормативных правовых актов;
- вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы, когда прекращается применение (полностью либо частично) формально не отмененного нормативного правового акта. Поэтому приоритет отдается более позднему закону или иному нормативному правовому акту, но обязательно акту того же уровня либо имеющему большую юридическую силу, например постановление Правительства РФ - постановлением Правительства РФ или указом Президента РФ, федеральным законом;
- отмена (признание утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. При этом необходимо иметь в виду, что закон или иной нормативный правовой акт подлежит отмене (признается утратившим силу) только законом или иным актом того же уровня либо более высокого уровня. В более позднем по сроку законе или акте указываются законы или акты, которые считаются утратившими силу (см., например, ст. 422 ТК).
4. Закон или иной нормативный правовой акт, вступивший в действие, как правило, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Исключение составляют те редкие случаи, когда в принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введения этого акта в действие.
В ст. 12 ТК уточняется, что в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного акта, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Соответственно в ст. 424 ТК установлено, что ТК применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК, то ТК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Например, если работник расторгает срочный трудовой договор после вступления в силу ТК, на него в полной мере распространяется ст. 80 ТК, согласно которой он вправе расторгнуть срочный трудовой договор по собственному желанию и должен предупредить работодателя за 2 недели об этом.
5. В части 6 комментируемой статьи уточняется, что действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в том порядке, как это установлено ТК (см. ст. 43, 44, 47, 48 и коммент. к ним).
6. Согласно ч. 7 комментируемой статьи локальный нормативный акт вступает в силу с того дня, когда он принят работодателем либо со дня, указанного в самом локальном нормативном акте. Порядок принятия локальных нормативных актов установлен ТК (см. ст. 8 и коммент. к ней). Локальный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие. Если правоотношения возникли до введения локального нормативного акта, то данный акт применяется к правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.
В ч. 8 предусмотрены случаи прекращения действия локальных нормативных актов. Эти случаи охватывают: а) истечение срока действия, когда локальный нормативный акт был принят на определенный срок, т.е. точно определен срок его действия во времени; б) в связи с отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом, например, принятие новых правил внутреннего трудового распорядка отменяет действовавшие у данного работодателя правила, либо отдельный раздел этих правил, принятый работодателем, ведет к отмене действовавшего раздела; в) вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, а также коллективного договора, соглашения ведет к прекращению действия локального нормативного акта, если законом или указанным актом, а также коллективным договором, соглашением установлен более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.
Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
1. Действие законов и иных нормативных правовых актов в пространстве связывается с их распространением на территории (в ее пределах). Эти пределы в Российской Федерации обусловлены федеральным устройством государства.
В ч. 1 комментируемой статьи установлено действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, на всей территории РФ, что означает обязательность их применения на всей территории РФ, если в этих законах и иных актах не предусмотрено иное.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределах территории соответствующих субъектов РФ. Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам (ч. 9 ст. 5 ТК). Органы государственной власти субъектов принимают нормативные правовые акты, которые не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (ч. 9 ст. 5 ТК). Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК или иными федеральными законами, то, как следует из ч. 4 ст. 6 ТК, применяется ТК или иной федеральный закон.
Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными актами РФ (см. ч. 2 ст. 6 ТК).
3. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что органы местного самоуправления принимают не акты, а нормативные правовые акты. При этом установлено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Следует иметь в виду, что ст. 7 ТК утратила силу.
4. В новой редакции ТК вместо слова "организация" используется более широкое понятие "работодатель", что позволило приблизить правовой статус индивидуального предпринимателя как работодателя к правовому статусу работодателя - юридического лица (организации). Но одновременно сохранились необходимые различия между индивидуальным предпринимателем и работодателем - физическим лицом, вступающим в трудовое отношение с работником в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (см. ч. 4-6 ст. 20 ТК и коммент. к ней).
В ч. 4 комментируемой статьи ныне установлено, что принятые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя, т.е. ограничены пределами работодателя независимо от места выполнения работником работы. Территориальный признак, в данном случае не всегда сочетается с местом выполнения работниками работы, например в командировке, у работников, работающих вахтовым методом, на транспорте, работников творческих профессий, профессиональных спортсменов и др.