Регулирование социально-трудовых отношений на

муниципальном, федеральном и мировом уровнях

Поскольку регулирование СТО происхо­дит на определенной территории с соответствующими ей ресурсами, кли­матом, географическим положением, то возникает особый уровень реали­зации населением своей производительной и потребительской функции – территориальный. В связи с этим появляется целый ряд факторов, влияю­щих на протекание хозяйственных процессов, а следовательно, и СТО. Такими факторами являются усиливающаяся концентрация производственно-хозяйственной деятельности субъектов и появляющиеся так называемые социальные (общественные) потребности в транспорте, медицинском обслуживании, обеспечении пресной чистой во­дой, электроэнергией и другими благами, связанными с жизнеобеспечени­ем населения. На уровне территории должно осуществляться воспроизвод­ство трудовых ресурсов: удовлетворяться по­требности в жилье, обучении, обмене полученных доходов на соответст­вующие потребительские товары, обеспечиваться охрана окружающей среды и др.

На муниципальном уровне организационно регулирование социально-трудовых отношений (СТО) построено на сочетании функций государственных органов, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех других субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

Цели регулирования внутримуниципальных отношений:

- обеспечение баланса интересов субъектов экономической и соци­альной деятельности, развитие между ними отношений социального парт­нерства;

- обеспечение общих условий для эффективного функционирования и развития каждого субъекта территориальной общности.

Процесс регулирования социально-трудовых отношений на муници­пальном уровне должен:

- создавать среду экономической деятельности (среду функциониро­вания социально-трудовых отношений) и соответствующую ей инфра­структуру;

- формировать институциональную структуру, обеспечивающую ра­мочные условия развития социально-трудовых отношений; создавать благоприятную социальную среду (условия воспроизвод­ства трудового потенциала муниципального образования);

- выявлять приоритетные направления экономического развития (формировать направления занятости).

Основу для реализации органами местного самоуправления своих ре­гулятивных функций, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, создают бюджетные отношения. Главным элементом в этом процессе вы­ступают отношения по формированию бюджета муниципального образо­вания (МО).

В связи с вступлением в силу Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система бюджетного регулирования претерпела кардинальные изменения: они кос­нулись как порядка формирования местных бюджетов (изменилась струк­тура источников доходов), так и уровня централизации бюджетных ресур­сов.

В отличие от существовавшей одноуровневой системы местных бюд­жетов с 1 января 2006 г. действует двухуровневая система: бюджеты городских и сельских поселений – бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления являются не только субъектами ре­гулирования социально-трудовых отношений. Они осуществляют собственную экономическую деятельность на основе муниципальной собствен­ности, то есть выступают непосредственными участниками социально-тру­довых отношений в сфере муниципального хозяйства.

Принципы регулирования социально-трудовых отношений на муни­ципальном уровне:

- обеспечение зависимости условий жизнедеятельности населения от эффективности функционирования производственно-хозяйственного ком­плекса территории, в частности, от предпринимательского сектора и от крупных градообразующих предприятий;

- четкое разделение функций и источников финансирования развития социальной сферы по уровням территориального управления;

- вовлечение в решение общемуниципальных задач всех обществен­ных сил через формирование социальной ответственности бизнеса и власти, концентрации финансовых ресурсов хозяйст­вующих субъектов, местных бюджетов, населения и направления их в це­левые социально значимые проекты;

- выделение в качестве приоритетной задачи регулирования повыше­ние благосостояния населения муниципального образования. Эффект от регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне необходимо рассматривать прежде всего с позиций возникновения и развития опреде­ленных социально-экономических процессов, которые определяются для субъектов социально-трудовых отношений, а также для населения муниципального образования в целом. Такие эффекты классифицируются как внутренние. Одновремен­но при регулировании социально-трудовых отношений часто возникают внешние эффекты, когда выгоды или негативные последствия от регуля­тивных мер, осуществляемых на одной территории (либо на одном уровне управления) распространяются на субъектов других территорий (уровней) (рис. 1.1).

Наличие эффектов на данной территории способствует их распро­странению на другие территории, на лиц, которые не являются субъектом хозяйствования либо не проживают на данной территории. Например, выгоды от качественного образования, развития культуры, хорошей органи­зации мест отдыха, восстановления окружающей среды, строительства до­рог, полученные в определенном муниципальном образовании за счет средств местного бюджета и иных внутренних источников, частично «пе­рельются» за его административно-территориальные границы и распро­странятся на жителей других териториальных единиц (выпускники школ, вузов и других учебных заведений часто уезжают работать в другие горо­да; жители близлежащих населенных пунктов пользуются дорогами, мес­тами отдыха, выигрывают от деятельности местной администрации, на­правленной на оздоровление окружающей среды, и т.п.). Высокий уровень доходов населения данной территории часто создает повышенный потре­бительский спрос совсем в других регионах, что способствует развитию в них потребительского рынка, рынка развлекательных услуг, туризма и т. п.

Регулирование социально-трудовых отношений на - student2.ru

Рис. 1.1. Показатели регулирования социально-трудовых отношений

Механизм регулирования социально-трудовых отношений на муни­ципальном уровне – это способ организации деятельности местных, регио­нальных и федеральных субъектов управления, а также субъектов хозяйст­вования на данной территории (предприятий, организаций) и населения (домохозяйств), направленный на упорядочение функционирования соци­ально-трудовых отношений.

Инструментарий механизма регулирования СТО включает:

1. Юридические и нормативные акты (Конституция РФ, ТК РФ, Закон о занятости и т.д.).

2. Система соглашений, советов по объединению сил совершенствования СТО.

3. Программы и проекты по развитию СТО.

4. Система организации и контроля за выполнением принятых решений, законов, соглашений и т.д.

Наши рекомендации