Защита прав человека в местах принудительного содержания
По данным ФСИН России, по состоянию на конец 2016 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 630 155 человек, из них - 49 237 женщин и 1 655 лиц, помещенных в воспитательные колонии для несовершеннолетних. Это самая низкая численность за последние годы.
Как и в прежние годы, обращения осужденных к лишению свободы и лиц, находящихся под стражей в порядке меры пресечения, составляют значительную часть корреспонденции Уполномоченного.
В 2016 году их поступило 3681 (на 5,9% меньше, чем поступило в 2015 году). Из них коллективных жалоб - 253 (в 2015 году - 337). В списке вопросов, по которым поступило наибольшее количество жалоб, - неправомерное применение физической силы и специальных средств; ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; отсутствие специализированных врачей (а также возможности обследования или лечения за пределами СИЗО и ИУ (исправительное учреждение), обеспечения медикаментами, оформления инвалидности, отказ в регистрации телесных повреждений); содействие в переводе в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников; отсутствие биотуалетов в автозаках, невозможность осуществлять трудовую деятельность, несоблюдение условий содержания в СИЗО, ИУ, изоляторах для временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС), комнатах в судах, переполненность некоторых СИЗО, которая не позволяет обеспечить всех подследственных индивидуальным местом; несоответствие санитарным нормам комнат для длительного свидания, неотгороженность туалетов в СИЗО и другие.
Наибольшее количество жалоб на нарушения прав человека в местах принудительного содержания получено от обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в СИЗО города Москвы, Краснодарского края, Московской, Самарской и Ростовской областей, города Санкт-Петербурга.
По всем случаям нарушений прав лиц, находящихся под стражей, ставшим известными Уполномоченному, направлялись обращения в прокуратуру и к руководству ФСИН России о проведении проверок и восстановлении нарушенных прав. Уполномоченный и сотрудники его Аппарата также лично проводили проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом в СИЗО и колонии.
Почти пятая часть обращений касается неправомерного применения физической силы и специальных средств. В 2016 году поступило 785 (21,3%) таких обращений, в 2015 году - 815 (18,8%).
2 ноября 2016 года Уполномоченный посетил ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия. Целью данного визита была встреча с осужденным Дадиным И. И. для проверки имеющейся информации о нарушении его прав и условий содержания в учреждении, а также допущенных в отношении него пытках.
Анализ полученных материалов, в том числе предоставленных ФСИН России видеоматериалов, не позволил сделать однозначных выводов о незаконном применении физической силы и спецсредств к осужденному, поскольку соответствующие противоправные действия сотрудников учреждения не зафиксированы ни на одном из предоставленных видеоматериалов, а телесные повреждения у осужденного на момент посещения отсутствовали.
Вместе с тем необходимо отметить недостаточность сроков хранения видеоматериалов со стационарных камер видеонаблюдения и носимых сотрудниками видеорегистраторов (30 суток), поскольку соответствующие видеоматериалы на даты предполагаемого избиения осужденного на момент проверки уже были уничтожены по истечении сроков хранения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости внесения изменений в существующий порядок хранения видеоматериалов со стационарных камер видеонаблюдения и носимых видеорегистраторов сотрудников исправительных учреждений в части существенного увеличения сроков их хранения.
Кроме того, в ходе посещения ИК-7 УФСИН по Республике Карелия были проведены встречи с осужденными М. и Г., содержавшимися в данном учреждении. В ходе беседы осужденные отметили необоснованное применение в отношении них со стороны администрации ИК-7 физической силы, если они отказывались от употребления в пищу определенных продуктов по религиозным соображениям, а также указывалась невозможность отправления религиозных обрядов во время, не определенное для этого Правилами внутреннего распорядка учреждений УИС. Также дополнительно проверяется информация родственников осужденных о том, что после обращения к Уполномоченному применение физической силы и помещение в штрафной изолятор в отношении осужденных были активизированы.
В 2017 году обращения осужденных, их родственников, законных представителей и правозащитных организаций о незаконном применении физической силы в ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия планируется проверить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ОНК.
По результатам проверок, проведенных компетентными органами, в том числе по инициативе Уполномоченного, в 2016 году к уголовной ответственности были привлечены 75 сотрудников ФСИН России (в 2015 году - 71), к административной - 33 (в 2015 году - 14), к дисциплинарной - 4656 (в 2015 году - 3645).
По поручению Уполномоченного было организовано проведение проверки по обращениям осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, о причинении побоев осужденному М., послуживших причиной его смерти. В адрес Председателя Следственного комитета Российской Федерации Уполномоченным был направлен запрос с просьбой о проверке законности и объективности принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту. По итогам рассмотрения обращения сотруднику учреждения Т. предъявлено обвинение в совершении данного преступления. Дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Разрешение подобных ситуаций невозможно без принципиальной позиции по данному вопросу со стороны ФСИН России, а также контролирующих и надзирающих за ней органов. Уполномоченный надеется, что по каждому случаю применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств, а также при обнаружении у подозреваемых, обвиняемых и осужденных телесных повреждений компетентными органами незамедлительно будет проводиться проверка, а виновные в нарушении закона строго наказаны. Содействовать этому должны и недавние уточнения законодательства относительно требований и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС. Уполномоченный намерен в 2017 году осуществить мониторинг действия данных поправок.
Второе место занимают обращения по поводу неудовлетворительного медицинского обеспечения.Их количество осталось примерно на том же уровне (596 обращений против 601 в 2015 году). Несмотря на некоторое улучшение медико-статистических индикаторов эффективности деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы (что связано как с улучшением ситуации со своевременными поставками медицинских препаратов и соответствующего оборудования в исправительные учреждения, так и с привлечением квалифицированного медицинского персонала), обращают на себя внимание имеющиеся факты несвоевременного направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных на дополнительное обследование и лечение.
В целом проводимые ФСИН России реформы в сфере медицинского обеспечения начали приносить положительные результаты, что отмечали обвиняемые и осужденные во время личного приема Уполномоченного в местах заключения (Владимирский централ, СИЗО-1 города Симферополя). Но остаются проблемы нехватки профильных врачей-специалистов, необходимых лекарств, несвоевременного направления на дополнительное обследование и лечение. Эти вопросы поднимались на встрече региональных уполномоченных с руководством ФСИН России в июне 2016 года в рамках Координационного совета, и в ряде случаев они нашли разрешение. Весьма позитивным в связи с этим является создание Комиссии по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности на основании приказа ФСИН России от 27 мая 2016 г. N 384.
Вместе с тем в ряде случаев потребовалось вмешательство контрольно-надзирающих органов, Уполномоченного и общественности, для того чтобы находящимся под стражей была оказана надлежащая медицинская помощь.
Так, была организована проверка в связи с обращением по делу осужденного П., отбывающего наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Самарской области, с жалобой на отказ в оказании оперативной медицинской помощи. По ходатайству Уполномоченного осужденный был направлен в ФКЛПУ ОБ им. Ф. П. Гааза УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для обследования и лечения.
Осужденный В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, обратился с жалобой на отказ в оказании повторной операции по установлению хрусталика в правый глаз. После обращения Уполномоченного осужденному было назначено оперативное лечение в МНТК "Микрохирургия глаза".
Уполномоченный считает целесообразным обратить внимание Правительства Российской Федерации (Минздрава России и Минфина России) на необходимость оказания содействия ФСИН России в своевременном и полном обеспечении учреждений УИС медицинским оборудованием и препаратами, постоянного мониторинга ситуации с их наличием и в выделении дополнительного финансирования на указанные цели при соответствующей потребности.
На необоснованное ограничение сотрудниками УИС трудовых прав осужденных поступило 545 обращений (12,9%); в 2015 году - 715. Они касались следующих вопросов: непредоставление осужденному возможности трудиться в исправительном учреждении, превышение времени трудового дня, необоснованно низкая заработная плата, несоблюдение условий труда и других нарушений прав, гарантированных законодательством о труде.
К Уполномоченному обратился осужденный С., содержащийся в ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, с жалобой на неполучение пособия по временной нетрудоспособности. После соответствующего обращения и проведенной проверки листок нетрудоспособности был направлен в бухгалтерию учреждения для начисления пособия. Только после обращения Уполномоченного задолженность по заработной плате перед осужденным А., образовавшаяся в период отбывания им наказания в ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Красноярскому краю, на сумму более 22 тыс. руб., была перечислена на его лицевой счет.
По инициативе Уполномоченного в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, был включен раздел "Трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных", что позволит более эффективно защищать трудовые права лиц, находящихся в местах лишения свободы. Реализация его положений должна предоставить дополнительные гарантии соблюдения и защиты трудовых прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В адрес Уполномоченного поступает значительное число обращений по вопросам перевода отбывающих наказания в местах лишения свободы в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания их родственников. В 2016 году поступило 531 такое ходатайство (в 2015 году - 450).
В соответствии со ст. 81 УИК осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Вместе с тем, несмотря на подавляющее число отказов ФСИН России в переводе осужденных в иное место отбывания наказания, Уполномоченному при наличии объективных причин удается положительно разрешить некоторые обращения осужденных.
После обращений Уполномоченного осужденный М. был переведен из ИК-8 в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия. Основанием для обращения стала жалоба матери данного осужденного, содержавшая просьбу о переводе сына в другое исправительное учреждение этого региона.
Препятствия, проявляющиеся в ходе защиты прав и интересов осужденных, сопряженных с сохранением их социальных связей, обусловливаются недостатками законодательного регулирования соответствующего вопроса и определяют потребность в дальнейшем совершенствовании правовых норм. В связи с этим Уполномоченным разработан законопроект, предусматривающий дополнение ч. 2 ст. 81 УИК РФ положением, согласно которому необходимость обеспечения права осужденного на свидание с близкими родственниками будет являться возможным основанием для перевода указанных осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида.
В 2016 году Уполномоченному поступило 550 (14,9%) обращений о ненадлежащих условиях содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в 2015 году - 478).
Продолжается поступление жалоб на неотгороженность туалетов от жилого помещения камер, неудовлетворительное обеспечение постельными принадлежностями, некачественное питание и т. п.
Тем не менее в ряде случаев ФСИН России и МВД России изыскивают возможность проводить ремонт отдельных учреждений и приводить в соответствие условия содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных и временно задержанных. К сожалению, нередко данные действия осуществляются лишь после выявления данных обстоятельств надзорными органами и (или) Уполномоченным.
Была организована проверка по многочисленным обращениям лиц, содержавшихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, в которых сообщалось о неудовлетворительных условиях содержания в указанном учреждении. Уполномоченный обратился в прокуратуру Новосибирской области с просьбой принять меры реагирования. В итоге проведен капитальный ремонт 1-го и 2-го этажей режимного корпуса, введено в эксплуатацию 26 камерных помещений, закончен ремонт 11 камерных помещений, введен в эксплуатацию режимный корпус N 4, исключено размещение подозреваемых, обвиняемых в камерах сверх лимита, в камерах поддерживается установленное законом санитарное состояние.
По жалобе осужденного Б. об антисанитарных условиях в транзитном отделении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области по обращению Уполномоченного прокуратурой Ярославской области проведена проверка, результатом которой явилось проведение ремонта помещений, замена электросветильников, обеспечение установленными санитарными нормами уровня искусственного освещения.
В части обеспечения достойных условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных отдельно следует назвать их обращения, связанные с отказом от употребления отдельных видов продуктов по религиозным мотивам, а также о препятствовании совершать религиозные обряды вне определенного Правилами внутреннего распорядка личного времени. Важно найти законодательное решение данной проблемы.
Особое внимание Уполномоченным было уделено обеспечению надлежащих условий содержания в камерах СИЗО.
По результатам рассмотрения предложений Уполномоченного в связи с гибелью четырех человек в следственном изоляторе УФСИН России по Ульяновской области внесены изменения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189, дополнительно регламентирующие условия содержания подозреваемых, обвиняемых или осужденных, которые своим поведением дают основания полагать, что могут причинить вред себе или иным лицам.
В ходе рабочей поездки в Республику Крым и город Севастополь Уполномоченным исследована ситуация с обеспечением надлежащих условий в местах содержания под стражей. "Украинское наследие" превзошло все ожидания: практически все ИВС оказались непригодны для содержания в них людей, а единственный на территории полуострова СИЗО многие годы не ремонтировался и был переполнен. Уполномоченным сообщалось о ситуации Президенту Российской Федерации В. В. Путину, после чего соответствующее финансирование было выделено и в соответствии с уточненной федеральной программой "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю осуществляется строительство следственного изолятора на 366 мест.
По мнению Уполномоченного, в проект федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)" необходимо включить дополнительно позицию, предусматривающую строительство также следственного изолятора в городе Симферополе с лимитом наполнения 1000 мест, а также реконструкцию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю.
Определенная часть обращений затрагивает вопросы примененияамнистии, УДО, освобождения от наказания в связи с болезнью.
В 2016 году Уполномоченному поступило 368 (8,7%) обращений по проблемам данной категории, в 2015 году - 527 (12,2%).
Согласно действующему законодательству администрация пенитенциарных учреждений обязана в этих случаях направлять соответствующие материалы в суды. Данное законодательное положение выполняется. Однако заявители указывают на отдельные случаи затягивания предоставления процедур медицинского обследования и иные действия, которые на практике препятствуют объективному и своевременному рассмотрению указанных вопросов судами.
В рамках проверки таких обращений сотрудники Аппарата Уполномоченного выезжают в исправительные учреждения для проверки на месте достоверности материалов соответствующего дела.
Так, в целях проверки содержащихся в обращении обстоятельств о непредоставлении осужденному В. документов, необходимых для решения в суде вопроса об условно-досрочном освобождении, дважды сотрудниками Аппарата Уполномоченного были осуществлены выезды в ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области, в результате чего необходимые документы были выданы и представлены в суд, который принял решение об условно-досрочном освобождении.
Уполномоченный в течение 2016 года проводил мониторинг ситуации, связанной с освобождением осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями. В ряде случаев заключенные, страдающие тяжелыми заболеваниями, включенными в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, и формально имеющие право на освобождение, продолжали отбывать наказание. Такое положение складывалось как в связи с отдельными правовыми пробелами в данной области, так и по вине администраций исправительных учреждений и судов, которые по различным причинам отказывали в освобождении (отсутствие места жительства, близких родственников и т. д.).
По данным ФСИН, в 2016 году 3497 осужденных подали ходатайства об освобождении по болезни, из них освобождено судами менее половины - 1688 человек (48,3%), отказано в освобождении 941 осужденному. И, к глубокому сожалению, 749 осужденных, подавших соответствующие ходатайства, скончались до начала слушания дела в суде, а 119 осужденных скончались до вступления в силу постановления суда об их освобождении. Все это свидетельствует об актуальности проблемы.
С участием научного, экспертного и правозащитного сообществ, а также представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Минздрава России, Минюста России, ФСИН России Уполномоченным 15 ноября 2016 года проведено рабочее совещание по вопросу об освобождении от отбывания наказания осужденных в связи с тяжелой болезнью, включенной в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. По результатам совещания и круглого стола, проведенного по данной теме, при Уполномоченном создана рабочая группа, результатом работы которой стала подготовка проекта федерального закона, регламентирующего вопросы освобождения от отбывания наказания осужденных в связи с тяжелой болезнью.
Нередки обращения на нарушения, допускаемые при привлечении к дисциплинарной ответственности, субъективную оценку сотрудниками учреждений УИС действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных по признанию их нарушителями порядка отбывания наказания, содержания под стражей - 262 (6,2%); в 2015 году - 215 (5%).
По обращению к Уполномоченному осужденного Ф., отбывающего наказание в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Красноярскому краю, с жалобой на незаконное наложение дисциплинарных взысканий, вымогательство денежных средств, преследование за написание жалоб прокуратурой проведена соответствующая проверка, в результате которой большая часть сведений, изложенных в обращении, подтвердилась. В связи с этим прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено представление. Трое должностных лиц учреждения привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также в 2016 году Уполномоченным проведены проверки с выездом в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Республике Карелия по заявлениям о нарушении прав осужденного Д. Проверка обоснованности вынесенных постановлений о применении мер взыскания к осужденному выявила ряд нарушений, связанных с порядком привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности: осужденному не было предоставлено время на подготовку к защите, да и само заседание комиссии по профилактике правонарушений прошло формально и без его приглашения. О ее результатах проинформирована ФСИН России.
Факты незаконного привлечения заключенных к ответственности сотрудниками учреждений УИС обуславливают необходимость в более строгом контроле соответствующих учреждений со стороны ФСИН России и его территориальных органов.
Осужденные порой жалуются на нарушение их права на переписку - на отправку корреспонденции и обращений в органы государственной власти и общественные организации за защитой своих прав. Они указывают на неотправку сотрудниками УИС писем и обращений осужденных, уничтожение жалоб, поданных на отправку, или непринятие их для отправки адресатам, в том числе из-за отсутствия средств на отправку у заявителя, прочтение конфиденциальных жалоб с целью оказания воздействия на заявителя и др.
Помимо названных нарушений прав лица, содержащиеся в местах принудительного содержания, обращали внимание Уполномоченного на следующие проблемы:
- ненадлежащая социальная реабилитация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе отсутствие эффективного содействия бывшим осужденным в трудоустройстве и жилье после освобождения;
- отсутствие законодательных норм о возможности кратного зачета времени содержания под стражей в СИЗО в счет отбывания наказания лишения свободы в колонии общего режима (один день за полтора дня) или в колонии-поселении (один день за два дня), так как условия содержания в СИЗО более суровые, чем в колониях указанных режимов;
- сложности в оформлении прав на пенсионное обеспечение;
- трудности в получении паспорта, оформлении гражданства;
- неудовлетворительное обеспечение вещевым довольствием, несовершенство ценообразования в магазинах при учреждениях - 8 (0,2%), в 2015 году - 3 (0,1%).
В обращении осужденного Г., отбывающего наказание в ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан, говорилось о том, что он достиг пенсионного возраста, однако не имеет возможности оформить пенсию по возрасту, в связи с чем не может приобретать необходимые ему лекарства. В то же время, как утверждал заявитель, администрация не принимает мер, которые могли бы обеспечить право Г. на пенсионное обеспечение. По ходатайству Уполномоченного УФСИН России по Республике Татарстан провело проверку, по результатам которой трудовой стаж Г. подтвержден. Документы для назначения пенсии в установленном порядке представлены в Управление пенсионного фонда России в Приволжском районе города Казани.
По обращениям о ненадлежащем вещевом обеспечении осужденных Уполномоченный обратился в Минфин России с просьбой о дополнительном выделении средств на вещевое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 397-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" ФСИН России предусмотрены дополнительные лимиты бюджетных обязательств в сумме 238 млн руб. на приобретение вещевого довольствия, которые по ранее направленным заявкам доведены до территориальных органов.
Также по фактам завышения ФГУП "Калужское" цен при реализации товаров в магазинах при пенитенциарных учреждениях Уполномоченный обратился в ФАС России, приказом которой возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и в адрес ФСИН России направлено соответствующее предупреждение.
Кроме того, в результате обращения Уполномоченного отменены положения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189, запрещавшие получать в посылках и передачах табачные изделия и спички, а также отдельные предметы первой необходимости.
В 2016 году по поручению Уполномоченного сотрудники его Аппарата совершили 21 выезд в места принудительного содержания, по результатам которых принимались решения о восстановлении нарушенных прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных и (или) удовлетворении ходатайств осужденных в рамках судебных процессов (с учетом озвучивания в рамках судебных заседаний дополнительных доказательств и точек зрения).
В соответствии с планом действий по совместной проверке сотрудниками Аппарата Уполномоченного и ГУОООП МВД России изоляторов временного содержания проверено 26 ИВС и 4 спецприемника в Тверской, Тюменской, Волгоградской и Иркутской областях.
По результатам рассмотрения поступивших обращений, содержащих утверждения о нарушении прав в местах принудительного содержания, сведения, изложенные в 118 из них, нашли свое подтверждение, а принятые меры позволили восстановить нарушенные права более 19 тыс. лиц, содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы.
Представляется, что приведенные примеры свидетельствуют о системных проблемах, имеющихся в деятельности мест принудительного содержания, и для их разрешения необходим комплекс мер на различных уровнях государственной власти.
Необходимо в том числе усовершенствовать уголовно-исполнительное законодательство.
В 2016 году Уполномоченный и специалисты его Аппарата приняли непосредственное участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в рамках межведомственной рабочей группы Минюста России. Предложения касались: участия федеральной инспекции труда в федеральном государственном надзоре за соблюдением работодателями в уголовно-исполнительной системе трудового законодательства Российской Федерации; переработки критериев оценки деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере обеспечения прав человека; подготовки новой редакции Общей части УИК РФ.
Уполномоченный также высказывал свою позицию и вносил предложения при разработке следующих законопроектов:
- N 949326-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", направленного на повышение эффективности деятельности институтов гражданского общества;
- N 901151-6 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" в части установления возможности продления срока нахождения в воспитательной колонии молодых людей;
- N 4058-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы" в части повышения частоты общения матерей, находящихся в местах лишения свободы, с их детьми.
В настоящее время на стадии разработки находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам освобождения (предоставления отсрочки) от отбывания наказания по болезни".