Защита социально-экономических и культурных прав
Трудовые права
Соблюдение трудовых прав является одним из важнейших показателей качества жизни человека и устойчивости развития российского общества и государства.
В 2016 году Уполномоченному поступила 1681 жалоба в области трудовых правоотношений, что на 10,5% больше по сравнению с 2015 годом. Из них более 10% составили жалобы трудовых коллективов. Основная часть обращений связана с задолженностью по заработной плате, с несоответствием условий осуществления трудовой деятельности требованиям трудового и санитарного законодательства, увольнениями.
В отдельных случаях для защиты своих трудовых прав работники вынуждены идти на крайние меры - забастовки и другие акции протеста. Уполномоченный держит на особом контроле такие обращения и использует весь предоставленный ему законодательством инструментарий для содействия в разрешении проблемы.
К такой форме протеста, как забастовка, пришлось прибегнуть бывшим работникам угледобывающих предприятий группы компаний ООО "Кингкоул" в Ростовской области, которым работодатели задолжали более 300 млн руб.
На обращение Уполномоченного к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой принять дополнительные меры по трудоустройству бывших работников нефункционирующих предприятий и выплате им задолженности по заработной плате Минтруд России сообщил, что органам исполнительной власти Ростовской области предложено решить вопрос о погашении задолженности перед работниками группы компаний ООО "Кингкоул" за счет средств регионального бюджета через ОАО "Региональная корпорация развития", с которым подписано соответствующее соглашение с конкурсными управляющими предприятий. Задолженность по заработной плате перед работниками погашена в 2016 году на общую сумму 70,1 млн руб. Правительством Ростовской области создана специальная комиссия по решению социально-экономических проблем работников названных предприятий, инициирована программа создания новых рабочих мест для уволенных сотрудников.
С этих позиций возможности Уполномоченного содействовать в восстановлении нарушенных трудовых прав имеют весьма важное значение. Как показывает практика, предпринимаемые Уполномоченным меры по защите прав работников нередко приводят к положительным результатам, в том числе к погашению задолженности.
По результатам рассмотрения коллективных и индивидуальных жалоб на нарушения трудовых прав Уполномоченным оказано содействие в защите прав более 20 тыс. граждан, в том числе работникам:
ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" - выплачена задолженность по заработной плате;
ГБУ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Дагестан" - устранены нарушения сроков выплаты заработной платы, условия осуществления трудовой деятельности приведены в соответствие с требованиями трудового и санитарного законодательства, юридическое лицо привлечено к административной ответственности;
ООО "ВЫБОР-ОБД" - выплачена задолженность по заработной плате, трудовые договоры работников и локальные нормативные акты общества приведены в соответствие с требованиями трудового законодательства, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности;
ООО "ВРЦ" - выплачена задолженность по заработной плате, устранены нарушения норм санитарного законодательства, одно должностное лицо привлечено к административной ответственности, одно должностное лицо - к дисциплинарной;
ООО СК "Тагил" - рассчитана и выплачена компенсация за задержку выплаты отпускных, юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Всего привлечены к ответственности 15 должностных лиц (из них к административной - 10, к дисциплинарной - 5) и три юридических лица.
Среди актуальных проблем в сфере реализации трудовых прав значительное место занимает обеспечениеправа на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В 2016 году к Уполномоченному поступило 538 жалоб граждан по вопросам, связанным с задержкой или невыплатой заработной платы.
В прежних докладах Уполномоченного поднималась тема дискриминации при приеме на работу инвалидов. В связи с этим Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ, которым Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормами о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности (ст. 3.1) и праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять порядок проведения специальных мероприятий для предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантий трудовой занятости (п. 7 ст. 5).
Одной из нерешенных проблем остается выплата работникам"теневой" заработной платы: когда работодатель оплачивает работу без оформления необходимых для этого официальных отчетных документов, не уплачивая налоги и отчисления в государственные фонды. В ходе исследования ВЦИОМ в среднем 23% респондентов указали, что в течение 2016 года получали "серую" заработную плату. В "серых" зарплатах могут быть заинтересованы обе стороны: работодатели получают экономию на трудовых издержках и минимизируют свои затраты, а работники видят в "серых" зарплатах возможность увеличить свои доходы и соглашаются на "зарплату в конверте", игнорируя издержки, которые при этом возникают. С другой стороны, работники оказываются лишенными ряда возможностей, которые предусмотрены для них государством (формирование пенсионных накоплений, доступ к средствам социального страхования и бесплатная медицинская помощь).
В контексте этой проблемы Уполномоченный считает заслуживающим внимания поручение Федеральной налоговой службы комиссиям по вопросам рассмотрения неоформленных трудовых отношений об организации телефонов "горячей линии" для сообщения налоговым органам информации о выплатах "теневой" заработной платы и неоформленных трудовых отношениях.
О нарушениях трудовых прав, выражавшихся в использовании работодателем незаконных схем оплаты труда и длительной невыплате заработной платы, к Уполномоченному обратились с жалобой члены экипажа теплохода "Юсра", принадлежавшего турецкой компании Kent Shipping & Chartering Ltd, которая осуществляет морские грузоперевозки под российской юрисдикцией. Названной компании принадлежат и другие морские суда, зарегистрированные под российским флагом и находящиеся в различных субъектах Российской Федерации, в деятельности которых также допускаются факты уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей, ненадлежащей оплаты труда и оформления официальных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На обращения Уполномоченного в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в защиту трудовых прав заявителей получена информация, что доводы частично нашли подтверждение. Исковые заявления Волго-Донского и Астраханского транспортных прокуроров о взыскании задолженности по заработной плате судом удовлетворены. Решения органов правосудия вступили в законную силу, осуществляется их принудительное исполнение.
Целый комплекс нарушений был выявлен в связи с сообщениями о невыплате заработной платы работникам ЗАО "Трест СЗССМ", входящего в холдинг ЗАО "Промышленная группа "Проминдустрия"". Руководство и сотрудники кадровой службы акционерного общества, массово привлекая потенциальных работников к работе вахтовым методом, вводили их в заблуждение, сообщая не соответствующие действительности сведения о размере и составе заработной платы, продолжительности вахты, других существенных условиях договоров и характере труда. Прибыв на отдаленное место, не имея возможности отказаться от работы и уехать, работники вынуждены были заключать договоры подряда вместо трудовых договоров с более чем вдвое меньшей оплатой труда, что стало нарушением их права на справедливую оплату, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантий и компенсаций в области пенсионного обеспечения и иных гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ. После обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой о проверке сведений о массовых и грубых нарушениях трудовых прав работников данного предприятия получено предварительное сообщение, что задолженность акционерного общества по оплате выполненных работ, возникшая с ноября 2015 года по февраль 2016 года, составила более 23 млн руб. По итогам принятых мер задолженность по договорам гражданско-правового характера частично погашена и составляет менее 10 млн руб.; договоры гражданско-правового характера с гражданами, привлекаемыми к работе, более не заключаются. Окончательные итоги проверки и осуществление мер по защите трудовых прав работников находятся на контроле Уполномоченного.
В жалобе воспитателей одного из детских садов городского округа Краснознаменск Московской области сообщалось о массовом нарушении трудовых прав педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: орган местного самоуправления, следуя практике других муниципальных органов субъекта Российской Федерации, установил сокращенный режим работы для бюджетных дошкольных образовательных учреждений, что повлекло снижение заработной платы и стало препятствием в реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На обращения к губернатору Московской области и в прокуратуру субъекта Российской Федерации с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к ее урегулированию получены сообщения, что главе городского округа Краснознаменск Московской области Министерством образования Московской области даны рекомендации об устранении допущенных нарушений, органами прокуратуры также внесено представление об устранении нарушений. Однако администрацией городского округа Краснознаменск выявленные нарушения законодательства не устранены, в связи с чем прокуратурой в суд направлено соответствующее исковое заявление. Ситуация с устранением органом местного самоуправления имеющихся нарушений остается на контроле Уполномоченного.
В жалобе заместителя Председателя Правительства Самарской области - руководителя Службы государственного финансового контроля Самарской области сообщалось о нарушении трудовых прав работников названного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в связи с его ликвидацией.
По итогам рассмотрения обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в защиту прав подлежащих увольнению сотрудников получено сообщение, что в адрес работников Службы государственного финансового контроля Самарской области направлены уведомления с предложением вакантных должностей государственной гражданской службы, в результате чего более половины из них трудоустроены в региональные органы исполнительной власти, и процесс трудоустройства продолжается.
Уполномоченным из Республики Крым и города Севастополя поступали коллективные обращения работников ликвидированных украинских организаций-работодателей на нарушение их трудовых прав.Имущество названных организаций было принято в федеральную или региональную собственность, в связи с чем вынесенные в пользу работников судебные решения о взыскании с них задолженности по заработной плате в принудительном порядке не исполняются из-за отсутствия у должников денежных средств и иного имущества. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что принятие органами государственной власти названных субъектов Российской Федерации решений о ликвидации указанных организаций не сопровождалось выделением ликвидационным комиссиям необходимых бюджетных средств для расчетов с работниками, что повлекло нарушение их права на оплату труда, гарантированного Конституцией Российской Федерации и ТК РФ. Учитывая массовый характер жалоб граждан, Уполномоченный обратился к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой принять соответствующие меры.
По итогам рассмотрения названного обращения Минтрудом России совместно с Рострудом, Правительством города Севастополя и Инспекцией по труду Республики Крым Уполномоченному была представлена подробная информация о принимаемых мерах по выплате гражданам задолженности по заработной плате. Уполномоченный осуществляет мониторинг за соблюением трудовых прав работников ликвидированных украинских организаций-работодателей.
Актуальной проблемой остаетсянеобеспечение работодателями надлежащих условий труда.
По сообщениям средств массовой информации, при проведении аварийно-спасательных работ на месте обрушения 20 декабря 2015 года многоквартирного жилого дома в городе Волгограде отсутствовали условия для эффективной организации действий спасателей: работники муниципального учреждения "Служба спасения Волгограда" не были обеспечены мобильными пунктами обогрева и отдыха, инструментом, запасными рукавицами, сапогами и питьевой водой; сообщалось также об уменьшении в два раза премиальной части заработка спасателей. После обращения к губернатору Волгоградской области и в прокуратуру субъекта Российской Федерации с просьбой разобраться в создавшейся ситуации получена информация, что сведения о нарушениях подтвердились. По итогам проверки главе администрации города Волгограда и начальнику муниципального учреждения "Служба спасения Волгограда", привлеченному к административной ответственности, внесены представления, которые рассмотрены с принятием мер по устранению нарушений в оплате труда спасателей и организации мер по обеспечению его охраны и безопасных условий.
В поступившей жалобе жителей Пильнинского района Нижегородской области сообщалось о многочисленных нарушениях трудовых прав работников муниципального унитарного предприятия "Пильнинское автотранспортное предприятие" и ненадлежащем техническом состоянии рейсовых автобусов, представляющем угрозу жизни и здоровью граждан. После обращения в прокуратуру Нижегородской области в защиту прав заявителей были выявлены нарушения трудового законодательства: в коллективном договоре предприятия установлена минимальная заработная плата в размере 5205 руб., тогда как на территории Нижегородской области минимальная заработная плата на 2016 год составляла 9 тыс. руб.; подтвердились и доводы о технической неисправности ряда транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки. По результатам принятых мер выявленные в деятельности транспортного предприятия нарушения устранены; виновные лица, в том числе его руководитель, привлечены к ответственности.
С учетом опубликованных в средствах массовой информации сведений о гибели работников на подведомственном Минпромторгу России предприятии "Тамбовский пороховой завод" в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и прокуратуру Тамбовской области Уполномоченным направлены обращения с просьбой о проверке соблюдения на предприятии правил техники безопасности и охраны труда в целях устранения причин и условий, повлекших столь тяжкие последствия. В результате проверки были выявлены нарушения со стороны администрации завода требований промышленной и пожарной безопасности и соблюдения закона при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Государственной инспекцией труда в Тамбовской области и ГУ МЧС России по Тамбовской области. В рамках расследования причин аварии разработан план мероприятий по их устранению, который реализуется. До завершения проверок и принятия по ним необходимых мер материал находится на контроле Уполномоченного.
По-прежнему остается актуальной проблема защиты прав работников при увольнении. За 2016 год поступило 306 обращений по вопросам увольнения, из них 187 жалоб на судебные решения об отказе в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, что свидетельствует о несовершенстве правового регулирования порядка рассмотрения и разрешения указанных индивидуальных трудовых споров. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник вправе оспорить в суде свое увольнение в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки.
Однако, как свидетельствует практика, работодатель зачастую искусственно сдерживает обращение уволенного работника в суд [предлагая сначала обратиться в государственную инспекцию труда, обещая вскоре трудоустроить - по приезду (например из командировки), после выхода на работу по причине болезни и т. д.]. В результате, даже если поступило предписание государственной инспекции труда, но месячный срок истек, работник уже утрачивает право на судебную защиту. При рассмотрении в суде индивидуального трудового спора об увольнении работодатель требует применения правовых последствий пропуска работником месячного срока, и орган правосудия вынужден отказывать работнику в защите его трудовых прав без разбирательства дела по существу.
Вместе с тем у работодателя сохраняется право обжаловать предписание государственной инспекции труда об отмене приказа об увольнении работника в суд в течение трех месяцев.
В связи с этим для защиты трудовых прав работника при его увольнении по инициативе работодателя представляется необходимым рассмотрение следующих предложений по совершенствованию законодательства, поддержанных также Федерацией независимых профсоюзов России:
- внести изменение в ст. 392 ТК РФ в части увеличения срока на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении до трех месяцев;
- дополнить ст. 357 ТК РФ положением, устанавливающим десятидневный срок обжалования работодателем в суд предписания государственного инспектора труда также и в случае обращения работника по вопросу своего увольнения в Федеральную инспекцию труда.
Право на жилище
Уполномоченный уделяет повышенное внимание вопросам защиты права каждого человека на жилище, предусмотренного ст. 40 Конституции Российской Федерации. К сожалению, анализ ситуации, складывавшейся в 2016 году в сфере жилищных правоотношений, свидетельствует о том, что социальное государство, каким провозглашена Российская Федерация, не в полной мере выполняет свои обязательства перед гражданами.
К Уполномоченному поступило 7183 жалобы граждан о нарушении жилищных прав. По сравнению с предыдущим годом значительно увеличилось количество жалоб из Краснодарского края (более чем в два раза), Республики Татарстан, Самарской, Саратовской, Волгоградской областей. Более 30% обращений поступило из Москвы и Московской области.
Жалобы граждан были связаны с длительным непредоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда, невозможностью переселения граждан из аварийного жилья, отсутствием единого механизма формирования маневренного жилищного фонда в рамках региональных жилищных программ по развитию рынка доступного наемного жилья и развитию жилищного фонда некоммерческого использования, невозможностью получения мер государственной жилищной поддержки отдельными категориями граждан, предоставлением жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества и высоким уровнем тарифов на них.
Значительная часть жалоб поступила от граждан, оказавшихсяв трудной жизненной ситуации в связи с непредоставлением им временного жилья.
В 2014 году Президентом Российской Федерации было поддержано предложение Уполномоченного о необходимости создания в субъектах Российской Федерации маневренного жилищного фонда для обеспечения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временным жильем. В докладе Президенту Российской Федерации об исполнении его поручения Правительство Российской Федерации сообщало, что необходимость создания региональных целевых программ по формированию маневренного жилищного фонда будет определена по итогам анализа реализации существующих целевых программ в муниципальных образованиях и результатам мониторинга его объемов в субъектах Российской Федерации. Кроме того, было выражено мнение о возможном решении указанной проблемы при формировании в субъектах Российской Федерации жилищного фонда социального использования (наемные дома). Однако предложения не были реализованы.
Поскольку ситуация, связанная с отсутствием необходимого маневренного жилищного фонда, во многих субъектах Российской Федерации существенных изменений не претерпела, Уполномоченный обратился в Правительство Российской Федерации с предложением поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти завершить работу по исполнению упомянутого поручения Президента Российской Федерации в целях обеспечения граждан временным жильем.
Намного возросло количество жалоб граждан, связанных с непредоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда, а также на необоснованное снятие с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Многочисленные жалобы поступали от наиболее социально уязвимых категорий граждан: многодетных и одиноких матерей, инвалидов, пенсионеров-очередников города Москвы на действия Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), из-за которых они длительное время не могли улучшить жилищные условия - получить квартиру или городскую жилищную субсидию. Заявители жаловались на отсутствие возможности оценить перспективы получения жилья или субсидии, спланировать свое будущее, рассчитывать на реальную материальную поддержку государства.
Уполномоченным было направлено в июле 2016 года соответствующее обращение прокурору города Москвы. В ходе проведенной проверки доводы заявителей нашли свое подтверждение. Так, с 2015 года Департаментом действительно не выполнялись обязательства по предоставлению гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения, несмотря на выделенные из бюджета города средства, не производились.
По результатам рассмотрения жалоб граждан заместителю мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений внесено представление. Кроме того, мэру Москвы Уполномоченным направлено предложение о принятии действенных мер для создания максимально прозрачного механизма распространения информации о причинах изменения очередности на жильеи предоставления свободного жилищного фонда города нуждающимся очередникам с учетом требований о защите их персональных данных. Отсутствие прозрачной очереди привело к акциям протеста по стороны многодетных матерей.
Существенно увеличилось число жалоб по вопросам, связанным с длительным непредоставлением жилых помещений и (или) мер государственной жилищной поддержки отдельным категориям граждан. Речь идет, в частности, о сотрудниках правоохранительных органов, военнослужащих, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, о пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также иных категориях граждан.
Основная часть жалоб от сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России была связана с нарушением их прав на обеспечение жильем. Анализ поступивших обращений свидетельствует о необеспеченности жильем большого числа граждан из указанной категории вследствие недостаточных объемов бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на названные цели.
По данным МЧС России, в 2016 году было предусмотрено 147 млн руб. на жилищное обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы, что позволило обеспечить жильем лишь 31 очередника, тогда как только на одних многодетных (712 человек, находящихся в очереди) необходимо свыше 3 млрд руб. При указанном объеме финансирования потребуется 23 года для обеспечения жильем только указанной категории очередников.
Потребность в бюджетных средствах на обеспечение жильем сотрудников ФСИН России составила около 18 млрд руб. в 2016 году. Однако бюджетом предусмотрена сумма значительно меньше указанной.
Еще хуже ситуация складывается в МВД России: для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам выделено 2,4 млрд руб. при потребности в 340 млрд руб. При подобных объемах финансирования очередь на получение жилья сотрудниками МВД может растянуться на десятилетия, а пенсионеры, ожидающие положенную им квартиру, могут вообще не успеть ее получить. Например, в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 2016 году государственные жилищные сертификаты выдавались сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в правоохранительных органах, которые были приняты на жилищный учет до 1990 года включительно.
Ряд жалоб связан с несовершенством правового регулирования порядка получения военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищных субсидий в случаях их выезда с указанных территорий.
Несмотря на то что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право указанных категорий граждан на получение жилищных субсидий, отсутствие механизма зачета периодов военной и приравненной к ней службы в общую продолжительность стажа работы в данных районах препятствует его должной реализации. По информации Минстроя России в связи с обращением Уполномоченного, разработка соответствующего законопроекта представляется нецелесообразной, поскольку положительное решение приведет к росту потребности в бюджетных средствах для финансирования принятых обязательств и вызовет социальную напряженность среди очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии. Такая позиция, по мнению Уполномоченного, неконструктивна.
Предоставление жилья сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в вышеуказанных органах, является задачей государственной важности, в связи с чем Правительству Российской Федерации, по мнению Уполномоченного, необходимо проработать вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем названной категории граждан, обратив также внимание на целесообразность правового регулирования вопросов, связанных с исчислением стажа работы.
Во время выездной приемной Уполномоченного в мае 2016 года с жалобами на нарушения их жилищных прав обратились граждане Российской Федерации, являющиеся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, которые утратили право на обеспечение жильем за счет жилищного фонда Вооруженных Сил Украины с момента приобретения гражданства Российской Федерации. Несмотря на то что законодательством был установлен переходный период до 1 января 2015 года для урегулирования вопросов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации без ухудшения условий постоянно проживающих на их территории граждан, право на жилище указанной категории граждан остается нереализованным.
Подготовленный Минобороны России проект указа Президента Российской Федерации предусматривает решение жилищного вопроса бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины путем выдачи государственных жилищных сертификатов, но, по мнению бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины, предоставление сертификатов не покрывает и половины фактической стоимости квартир. Для решения затронутой проблемы Уполномоченным были направлены обращения в Минобороны России и Главную военную прокуратуру.
По сообщению Минобороны России, обеспечение жильем указанной категории граждан, исходя из реальных финансово-экономических и иных возможностей, предполагается осуществить посредством предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. По мнению Главной военной прокуратуры, предлагаемая проектом указа Президента Российской Федерации одна форма обеспечения жильем граждан Российской Федерации, проходивших службу в Вооруженных Силах Украины, ущемляет их жилищные права, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о распространении на них и порядка обеспечения жильем лиц, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым в ближайшее время принять соответствующие нормативные правовые акты, которые предоставят гражданам Российской Федерации, являющимся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, равные возможности по обеспечению жильем с военнослужащими запаса Российской Федерации.
Из года в год сохраняется актуальность проблемы, связанной с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: объемы финансовых средств, выделяемых на указанные цели бюджетами различных уровней, не позволяют им в полной мере реализовать свое право на жилище.
Ряд жалоб данной категории поступил на решения органов исполнительной власти города Москвы, ограничивающих социальные права по критерию наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
По мнению Уполномоченного, единственным критерием для предоставления выплат и льгот детям-сиротам должна являться нуждаемость в таких гарантиях, определяемая по фактическому месту жительства.
К Уполномоченному обратилась заявительница К. в защиту своих прав и законных интересов по обеспечению ее благоустроенным жильем как относящейся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях проверки изложенных в жалобе обстоятельств и принятия необходимых мер по обеспечению имущественных прав К. Уполномоченным совместно с прокуратурами города Москвы и Московской области была проведена проверка. По результатам проверок Уполномоченный обратился в Пресненский районный суд города Москвы с административным исковым заявлением к городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об оспаривании решения об отказе в предоставлении жилого помещения в городе Москве заявительнице К. Решением Пресненского районного суда города Москвы, вступившим в законную силу, административное исковое заявление Уполномоченного удовлетворено. Решение межведомственной комиссии по жилищному вопросу К. признано незаконным.
С целью предотвращения подобных ситуаций необходимо урегулировать порядок обеспечения социальных прав граждан (выплаты пособий, предоставления жилья), в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они фактически проживают, вне зависимости от наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства, либо по месту пребывания.
В 2016 году поступали жалобы от семей с детьми-инвалидами по вопросам улучшения жилищных условий. Вызывает много вопросов и состояние обеспечения социальным жильем детей-инвалидов во внеочередном порядке, когда жилое помещение предоставляется на одного ребенка без учета родителей (законных представителей) и иных членов семьи.
Многодетная одинокая мать К. была поставлена перед абсурдным выбором: либо переехать с ребенком, инвалидом-колясочником 2005 года рождения, в социальную квартиру, которую ему предоставили на одного, либо остаться проживать в коммунальной квартире с тремя другими малолетними детьми, один из которых грудной. К сожалению, к разрешению ситуации в судебном порядке не привело и вмешательство Уполномоченного: Верховный Суд Российской Федерации указал, что, поскольку правом на льготное обеспечение жильем обладает только один из членов семьи, то и жилье должно предоставляться лишь ему одному, а возраст инвалида и семейные обстоятельства на реализацию его прав согласно законодательству не влияют. Приходится лишь констатировать нарушение не только жилищных прав детей-инвалидов, но и их конституционных прав на семью, судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
Для урегулирования указанных правоотношений следует, как представляется, дополнить законодательство нормами, гарантирующими соблюдение права ребенка-инвалида на воспитание в семье при реализации его права на внеочередное обеспечение социальным жильем.
Второй год внимание Уполномоченного приковано к решению вопросов, связанных с жилищным обеспечением граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с легендарного комплекса "Байконур". Российская Федерация сохранила за собой право аренды космодрома до 2050 года, а вся жилая собственность городка, построенная до 1991 года, принадлежит Казахстану, в связи с чем наши соотечественники обеспокоены дальнейшими перспективами жизни и работы на территории комплекса "Байконур".
Государственная поддержка граждан, нуждающихся в отселении с территории комплекса "Байконур", в полной мере не решила проблему обеспечения жильем названной категории граждан ввиду прекращения федерального финансирования указанного направления с 2015 года, а также имеющихся ограничений по кругу лиц - участников названной подпрограммы. В результате более 2000 семей граждан Российской Федерации остались без перспектив получения жилья в Российской Федерации. Выехавшие по поручению Уполномоченного сотрудники Аппарата изучили ситуацию на месте, Уполномоченный внес предложения в Правительство Российской Федерации по решению данной проблемы, в том числе за счет разработки федеральной целевой программы по отселению указанных граждан с территории комплекса "Байконур". Работа в этом направлении будет продолжена в 2017 году.
Также ряд жалоб поступил от граждан, претендующих на получениесоциальных выплат в рамках государственных программ.
Б. со своей семьей на основании распорядительного акта Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) был включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (далее - подпрограмма) по категории участников "вынужденные переселенцы". Изъявив желание участвовать в подпрограмме, Б. обратился в 2016 году в Департамент с заявлением о выделении ему сертификата, однако во включении в списки участников подпрограммы заявителю было отказано из-за того, что его заявление якобы не соответствует утвержденной форме.
Вместе с тем по разъяснениям ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России), форма подобного заявления законодательством не определена, в связи с чем требования Департамента не основаны на законе и являются превышением полномочий при рассмотрении заявлений. Только после представления указанных разъяснений в органы исполнительной власти города Москвы семья Б. была включена в сводный список участников подпрограммы на 2016 год, но по условиям нормативно-правовой базы подпрограммы получить сертификат в текущем году они уже не смогут. В результате неправомерных де<