Право на гражданство Российской Федерации
Государственная политика последних лет позволила сохранить тенденцию роста числа иностранных граждан, принимаемых в гражданство Российской Федерации.В 2016 году принято 265,5 тыс. иностранных граждан, в 2015 году - 209,8 тыс. человек, в 2014 году - 157,7 тыс. человек. Сложившаяся динамика определялась прежде всего возможностью применения упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации.
Но не обошлось и без трудностей, что отчетливо прослеживается по количеству обращений к Уполномоченному. В 2016 году к Уполномоченному поступило 801 письмо по вопросам гражданства. Это почти в два раза больше, чем в 2015 году - 402. Многие из них касались определения принадлежности к гражданству и документирования паспортом гражданина Российской Федерации в предыдущие годы. В наиболее сложном положении оказались социально слабо защищенные категории населения.
За содействием в приобретении российского гражданства своей престарелой матерью обратилась гражданка Б. Из-за ошибки в написании отчества в документах ее мать более 14 лет пыталась приобрести гражданство Российской Федерации. Все эти годы сотрудники миграционной службы не принимали во внимание тот факт, что мать Б. парализована после перенесенного инсульта, что делает физически невозможным личное обращение в уполномоченные органы. Вместе с тем отсутствие легального статуса в Российской Федерации лишало пожилую женщину возможности получения необходимого объема медицинской помощи и социальной поддержки. После обращения Уполномоченного и уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в адрес компетентных органов последними были приняты меры к оформлению необходимых документов для приобретения российского гражданства матерью гражданки Б.
Остается актуальной проблема реализации права на приобретение российского гражданства лицами, чьи паспорта граждан Российской Федерации выданы в нарушение установленного порядка и по этой причине изъяты или признаны недействительными. В 2016 году МВД России выявило 4611 таких паспортов. Практика свидетельствует, что подавляющее большинство поступающих жалоб по указанному вопросу вызвано нарушениями порядка приобретения гражданства Российской Федерации. Однако установить ответственность должностных лиц, выдавших этим лицам паспорта граждан Российской Федерации, но не оформивших приобретение гражданства в установленном порядке за давностью лет не представляется возможным. И получается, что все бремя негативных последствий ложится исключительно на плечи гражданина, ставшего "заложником" нарушений, повсеместно допускавшихся в начале - середине 90-х годов. А это, конечно же, является несправедливым.
Заявительница Р. в начале марта 2016 года сдала в подразделение УФМС по месту жительства заявление о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста. Однако ей было отказано из-за того, что на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" она была временно зарегистрирована в общежитии Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (до поступления на учебу Р. проживала в Украинской ССР, фамилию сменила в 1995 году в связи с заключением брака с гражданином Российской Федерации). В паспорт СССР Р. был вклеен вкладыш о приобретении гражданства Российской Федерации. При обмене паспортов СССР в декабре 2002 года Р. получила паспорт гражданина Российской Федерации. В мае 2016 года миграционная служба признала ее паспорт недействительным и выданным в нарушение установленного порядка. В связи с жалобой Р. Уполномоченным было направлено обращение в Главное управление по вопросам миграции МВД России, которое провело соответствующую проверку и признало возможным выдать ей паспорт гражданки Российской Федерации.
Трудности при реализации права на получение российского гражданства возникают на практике у иностранных граждан - носителей русского языка, которые перед подачей заявления о приеме их в гражданство Российской Федерации должны подтвердить факт своего выхода из гражданства иностранного государства. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранный гражданин вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (при выполнении иных условий), только если он обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. При этом в отношении иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, действует специальная норма, устанавливающая упрощенный порядок их приема в гражданство. Однако одним из условий такого упрощенного порядка является отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Особенно трудно выполнить это требование для граждан Украины, проживающих в Российской Федерации. А для заявителей, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе, оно вообще невыполнимо, так как, согласно Закону Украины от 15 апреля 2014 г. N 1207-VII "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины", документы, выданные органами государственной власти Крыма, признаются не имеющими юридической силы.
В связи с политикой украинских властей по игнорированию ходатайств о выходе из гражданства Украины возникает ряд проблемпо обеспечению трудовых прав в Российской Федерации у бывших сотрудников органов внутренних дел Украины и других категорий граждан, принявших российское гражданство.
Так, к Уполномоченному поступают жалобы от бывших сотрудников органов внутренних дел Украины, которые, получив российское гражданство и имея опыт работы, высокую квалификацию, хотели бы продолжить службу в полиции и других подразделениях МВД России, однако трудоустроиться не могут. Это связано с тем, что непременным условием поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является отсутствие гражданства иностранного государства.
В этой связи представляется, что бывшим сотрудникам органов внутренних дел Украины, являющимся гражданами Российской Федерации, в отношении которых украинскими властями по их обращениям не принято решение о прекращении украинского гражданства, необходимо дать возможность поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, признав в качестве решения о прекращении гражданства Украины обращение в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины об отказе от имеющегося гражданства.
Со значительными трудностями при оформлении выхода из гражданства сталкиваются и граждане Республики Узбекистан, консульские учреждения которой хотя и не отказывают гражданам в оформлении их выхода из гражданства, но предупреждают, что указанная процедура может длиться до трех лет.
Представляется, что одним из вариантов разрешения ситуации, связанной со сложностями приобретения гражданства Российской Федерации гражданами, являющимися носителями русского языка, может стать законодательное закрепление положения о допустимости применения к ним уведомительного порядка выхода из имеющегося гражданства, предусмотренного в настоящее время в абз. 5 п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
Другим возможным вариантом упрощения приобретения российского гражданства носителями русского языка может бытьисключение в отношении них условия об обязательном представлении документального подтверждения об отказе от иного гражданства, что требует корректировки правоприменительной практики с учетом положений Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с п. "в" ч. 2.1 ст. 14 которого отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если он невозможен в силу причин, не зависящих от лица.
До настоящего времени сохраняются проблемы, связанные с прекращением действия российско-туркменского Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства. Туркменская сторона в одностороннем порядке выдвигает требования к бипатридам, нивелирующие преимущества двойного гражданства, включая запрет на их выезд из страны.
Гражданин Российской Федерации В., проживающий в Туркменистане и имеющий также гражданство и этого государства, обратился к Уполномоченному с просьбой о помощи: он и его мать, нуждающаяся в срочном операционном лечении в городе Москве, не могли выехать за пределы Туркменистана. Уполномоченному удалось помочь в организации их выезда в Российскую Федерацию и возвращения в Туркменистан благодаря МИД России и Посольству Туркменистана в Российской Федерации. По сообщению Посольства Российской Федерации в Туркменистане, семье В. будет оказано дальнейшее содействие в реализации их права на переселение в Российскую Федерацию. Следует отметить, что эта ситуация выявила и комплексную проблему в данной области.
При разрешении вопросов приобретения гражданства Российской Федерации различными категориями жителей Крыматакже нередко встречаются трудности. В 2016 году поступило 119 обращений по этой тематике, что превышает соответствующие показатели предыдущих лет: в 2014 году поступило 40 таких жалоб, а в 2015 году - 16. При рассмотрении обращений были выявлены системные проблемы приобретения российского гражданства гражданами Украины, которые по состоянию на 18 марта 2014 года фактически проживали в Крыму, но не имели на его территории соответствующей регистрации.
Заявительница А. обратилась к Уполномоченному с жалобой на необоснованное увеличение сроков при проверке наличия гражданства Российской Федерации у ее супруга, в отношении которого в октябре 2014 года был установлен факт его постоянного проживания в городе Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 года. Вместо исполнения решения суда, вступившего в законную силу, лишь через 8 месяцев Управление ФМС России по городу Севастополю известило А. о проведении проверки на наличие у ее мужа гражданства Российской Федерации. В результате предпринятых Уполномоченным мер при содействии соответствующих компетентных органов супруг А. был признан гражданином Российской Федерации.
Уполномоченный обратился к Президенту Российской Федерации с предложениями по вопросу оптимизации процедуры приобретения российского гражданства жителями Крыма, в результате чего существенно улучшена деятельность миграционных органов по оформлению принадлежности к гражданству Российской Федерации на территории Крыма.
Ясность в решение данного вопроса внес Конституционный Суд Российской Федерации, указавший, что в соответствии с российским законодательством правом на получение российского гражданства обладают находящиеся на полуострове Крым лица, имеющие реальную связь с этой территорией или стремящиеся к установлению такой связи. При этом было особо отмечено, что решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, вступившее в законную силу, является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.