И о нарушении ограждающих оную постановлений
Уложение о наказаниях защищало религиозные устои Российской империи, составную часть ее общественного и государственного строя. Господствовавшая православная религия и церковь были одной из самых надежных опор класса феодалов, важным элементом в политической системе России. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.., — писал В. И. Ленин. — Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства)»50. Идеологически обосновывая и всячески поддерживая веру в святость и неприкосновенность царской власти, крепостнических производственных отношений, сословного и национального неравноправия, православие и отчасти другие религии могли рассчитывать на защиту со стороны государства, в том числе уголовно-правовую.
Религиозные преступления в значительной мере носили сословный и классовый характер, являя собой облеченный в религиозную оболочку протест угнетенных масс против духовной и светской власти угнетателей. В этом, в частности, можно убедиться на следующем статистическом материале. В таблице приводятся данные об осужденных за преступления против ве-
ры (без святотатства и лжесвидетельства) по сословиям за 1890—1894 годы51.
Купцы | ||||||
Дворяне | й Почетные | Мещане | Духовенство | Крестьяне | Сол-даты, | |
граж- | казаки | |||||
дане | ||||||
Осужденные | ||||||
за все преступления | ||||||
(%) | 2,4 | 1,5 | 19,2 | 0,2 | 71,5 | 1,3 |
Осужденные | ||||||
за религиозные | ||||||
преступления | ||||||
(%) | 1,2 | 1,3 | 13,8 | 1,1 | 79,9 | 2,3 |
Религиозные преступления имели объектом посягательства не веру как таковую, а религиозные устои государства, права и привилегии христианской церкви в целом, и русской православной в особенности. Такими устоями были: отсутствие свободы совести; господство православной церкви, допущение других религий и сект лишь постольку, поскольку они не противоречили ее интересам; запрещение атеистической, а также любой религиозной пропаганды и миссионерства, кроме православных; передача православной церкви ряда государственных функций, в частности регистрации актов гражданского состояния, суда по некоторым категориям дел; преподавание закона божьего во всех учебных заведениях. Положение различных религий в Российской империи регулировалось не только Уложением о наказаниях. Статья 45 Основных законов провозглашала право каждого исповедовать веру «праотцев своих»52. Эта норма конкретизировалась в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений, где преступлениям против веры посвящен весь первый раздел (более 100 статей). В его ст. 46, в частности, говорилось, что раскольники не преследуются за их мнение о вере. Устав духовных дел иностранных исповеданий регламентировал деятельность неправославных церквей.
В понимании сущности и объекта посягательства преступлений против веры теория уголовного права и законодательство прошли три основные этапа. На первом, в период феодализма, господствовали канонические взгляды: эта категория преступлений рассматривалась как преступления против бога. С победой буржуазных взглядов на религию и право в Западной Европе, а впоследствии и в России утвердилось мнение, что объект посягательства религиозных преступлений — не права божества, а честь и блага частных и юридических лиц (верующих и церковных общин), т. е. эти преступления стали рассматриваться как нарушения частного характера. В конце XIX — начале XX века в русском праве возобладала точка зрения, согласно которой преступления против веры посягают на публичные, государственные интересы. В объяснительной записке к проекту Уго-
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
См.: Тарновский Е. Н.
Религиозные
преступления в
России. — Вестник
права, 1899,
№ 4. с. 20.
Свод законов
Российской
империи, т. I,
ч. 1.
Законодательство
первой половины
XIX века
Уголовное
уложение. Проект
редакционной
комиссии и объяснения к нему.
СПб., 1895,
т. IV, с. 16.
54 См.:
Тарновский Е. Н. Указ.соч., с. 9.
См.там же, с. 1.
56 См.:
Струмилин С. Г.
Бог и свобода. М.,
1961, с. 37.
ловного уложения 1903 года указывалось, что религия является «одним из тех основных устоев, на коих покоится государственная и общественная жизнь. Охрана религии вызывается интересами самого государства» .
Составители Уложения о наказаниях придерживались еще канонической точки зрения. Не случайно преступления против веры поставлены здесь на первое место, так же как в других кодификациях русского уголовного права XVII — XIX веков. В то время как в Западной Европе число составов религиозных преступлений в XIX веке резко сокращается, в России оно даже возрастает. Так, Кодекс Наполеона (1810 г.) включал только пять статей, посвященных преступлениям против свободы отправления богослужения. Аналогичные статьи содержались в голландском уголовном кодексе. Общегерманский уголовный кодекс 1871 года содержал лишь три подобных статьи. В том же направлении шло развитие уголовного права и в других европейских странах. В России вместо 37 статей, посвященных преступлениям против веры в т. XV Свода законов, в Уложении о наказаниях мы находим 81 статью. Несмотря на всю казуистич-ность норм о религиозных преступлениях, Уложение страдает запутанностью, нелогичностью, а в ряде случаев даже неполнотой.
Устав уголовного судопроизводства 1864 года вводил особый порядок суда и следствия по делам о преступлениях против веры. Этому вопросу была посвящена глава 1 раздела I третьей книги. В соответствии с Уставом, судебные власти должны были о всех происшествиях, связанных с отступлениями от веры и постановлений церкви, сообщать духовному начальству и начинать предварительное следствие только по их требованию, за исключением дел, связанных с принадлежностью к изуверским сектам. Судебный следователь был не в праве отказать духовному начальству в производстве следствия. Статья 1009 Устава предписывала, что «по делам о преступлениях против православной веры и церковных установлений судьи и чины прокурорского надзора должны быть из лиц православного исповедания. Из таких же лиц должны быть избираемы и присяжные заседатели». В случае несоблюдения этой нормы вердикт присяжных и приговор суда лишался законной силы. В 15 губерниях по делам о всех преступлениях против веры запрещалось участие евреев в составе присяжных заседателей. Вследствие этого религиозные преступления принадлежали к числу наименее оправдываемых коронными судьями и присяжными заседателями. Так, в 1889—1893 годах было оправдано из числа обвиняемых по религиозным преступлениям: присяжными — 28%, коронными судьями — 17%. По всем преступлениям в целом было оправдано соответственно 34% и 26%54.
Преступления против веры составляли сравнительно незначительную часть от общего числа уголовных дел: в начале 90-х годов XIX века менее 1% и несколько меньше 2% от общего числа осужденных55. В 1894—1903 годах за религиозные преступления осуждено 4671 человек, в 1904—1913 гг. — более 8000
Глава первая Статья 182
Объект данного преступления — установленный законом принцип господства православной церкви и святости проповедуемых ею основных догматов христианской религии. С объективной стороны богохульство заключается в брани, грубых по форме и содержанию высказываниях по поводу перечисленных в статье религиозных представлений и символов веры. Хула могла выражаться только в словесной форме. Непочтительное отношение к божеству, проявившееся в физических действиях, актах .насилия наказывалось по другим статьям Уложения. Научная критика или сомнения по поводу существования бога, богоматери или святых угодников, высказанные в вежливой форме, также не подпадали под действие данной статьи.
Поскольку законы Российской империи признавали истинной только христианскую веру, то и охраняли от «оскорблений» только христианского бога и его окружение. Поношение Аллаха мусульманами, Иеговы евреями, а также любых других богов, кем бы оно ни высказывалось, квалифицировалось как нарушение общественного порядка в молитвенном здании и наказывалось лишь административным арестом. По разъяснениям уголовного кассационного департамента Сената, под святыми угодниками в данной статье должны подразумеваться только святые православной церкви. Это объяснялось тем, что некоторые святые римско-католической церкви были гонителями православия в Литве, Польше и других странах. Такое ограничительное толкование распространялось и на святой крест.
Субъектом богохуления является всякий российский подданный и иностранец, независимо от вероисповедания. Причем наказываются православные, неправославные христиане и иноверцы одинаково. Принадлежность к нехристианской религии не считается смягчающим обстоятельством, хотя даже с точки зрения религиозной этики грех правоверного за такое деяние должен быть неизмеримо выше.
В соответствии с разъяснением уголовного кассационного департамента Сената, публичным местом, упоминаемым в ч. 11 данной статьи, «может быть место, во-первых, по самому его существу, совершенно независимо от того, находится или не находится кто-либо в данное время в таком месте, к этого рода публичным местам принадлежат: улицы, площади, проезжие дороги, общественные сады и т. п.; во-вторых, место может быть публичным по его назначению именно, когда оно, не будучи публичным по своему существу, обращается в место публичное вследствие ... назначения, к таким публичным местам можно отнести церковь, судебные установления, театры, гостиницы и т. п.; в-третьих, место по существу и назначению не публичное, может, по случайным обстоятельствам, обратиться на некоторое время в публичное; например, когда в квартире частного лица дается публичное представление, то эта квартира на время такого представления делается местом публичным»57. Таким образом, публичное место не всегда предполагает более или ме-
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
Решения
уголовного
кассационного
департамента
Сената. СПб.,
1870, №68 (далее —УКДС).
Законодательство
Первой половины
XIX века
См.: Руководство особенной части
русского
уголовного права. (Издано по
лекциям
Н. А. Неклюдова). СПб., 1887, с. 110.
См.: Есипов В. В. Уголовное право.
Преступления против государства и общества. СПб.,
1902, с. 14; Лохвицкий А. Курс
русского
уголовного права. СПб., 1871, с. 294.
60 См.: Чернявский А.
Религиозные преступления. Из
лекций Н. С. Таганцева.
СПб., 1905, с. 110.
нее многолюдное собрание, и наоборот, такое собрание может происходить в частном доме или ином непубличном месте. Порицание нехристианских богов вне стен молитвенного здания могло квалифицироваться только как личное оскорбление. Богохуление всегда совершается умышленно.
Статья 183
Под свидетелями в данной статье Н. А. Неклюдов понимал «непременно посторонних людей», которых должно быть более двух . В. В. Есипов и А. Лохвицкий считали, что достаточно и двух человек, но поскольку, в отличие от предыдущей статьи здесь имеет значение не только умысел, но и цель преступления, а именно намерение поколебать их веру или произвести соблазн, то свидетели должны быть непременно христиане, так как вера мусульман или язычников хулением Христа не могла быть поколеблена59.
Статья 184
Принципиальных различий между составами богохуления и порицания веры фактически нет. Можно сказать, что богохуление есть крайнее, грубое проявление порицания веры. Под выражением христианская вера здесь следует понимать всю систему религиозных представлений, форм их выражения и православной церковной организации. Поэтому особое упоминание наряду с христианской верой священного писания и святых таинств является излишним и может служить примером тавтологии в тексте Уложения, — считал Н. С. Таганцев60. Но следует заметить, что по данной статье наказанию будет подвергаться тот, кто дерзнет порицать христианскую веру или ругаться над священным писанием или святыми таинствами. Следовательно, хотя здесь и нет принципиальной разницы, однако знак равенства между понятиями порицания и ругательства ставить нельзя. Порицание может происходить не только в форме ругательства и хуления, но и в корректной, даже научной форме. В частности, чтение лекций в учебной или иной аудитории по научному атеизму могло быть квалифицировано как порицание веры. Впрочем, хотя понятие порицания и шире и глубже, оно тоже подразумевало словесное, устное выражение неприятия или критики христианского вероучения. Физическое надругательство над священным писанием или святыми таинствами наказуемо по ст. 223 Уложения.
Святыми таинствами в христианстве называются магические культовые действия, совершение которых, согласно церковному учению, сообщает людям сверхъестественную, чудодейственную силу — «божескую благодать». Православная церковь относит к их числу: 1) крещение, 2) причащение, 3) миропомазание, 4) исповедь, 5) брак, 6) соборование, 7) священство.
Порицание веры наказывается независимо от того, какую цель преследовал виновный, если оно совершено в публичном месте или при стечении народа. Но при минимальном числе свидетелей ответственность наступает по ч. 11 этой же статьи,
которая требует с субъективной стороны не только умысла, но и определенной цели — поколебать веру. Следовательно, здесь в качестве свидетелей могут выступать только христиане.
Статья 185
Наказание за недоносительство о тяжких религиозных преступлениях гораздо мягче, чем за сами преступления, в отличие от особо опасных государственных преступлений, по которым недоносители наряду с участниками подвергались смертной казни. Даже предусмотренные в ст. 132 общей части Уложения наказания, за недоносительство строже на две степени: она позволяет приговорить виновного к продолжительному заключению в крепости с ограничением прав и преимуществ. Этим отчасти объясняется тот факт, что ст. 185 на практике не применялась.
Статья 186
Предусмотрен случай, когда опьянение, наряду с некоторыми другими факторами, является смягчающим обстоятельством, что представляет собой исключение из общего принципа (см. ст. 112).
Статья 187
По данной статье подлежали наказанию только авторы антихристианских произведений, которые лично их распространяли. Редакторы, цензоры, издатели и книготорговцы за участие в издании и распространении подобных сочинений несли ответственность соответственно по ст. ст. 1306, 1311 и 1315 Уложения, а распространители заведомо богохульных работ — по ч. II настоящей статьи.
Наказание за печатную антихристианскую пропаганду мягче, чем за устные ее формы. Причиной того, что законодатель счел печатную форму менее опасной, А. Лохвицкий считал неграмотность основной массы верующих: «печать не представляет опасности народного волнения, взрыва страстей»61.
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
I
Статья 188
Язвительные насмешки в данном случае означают явное глумление над чувствами верующих, а также над правилами и обрядами православной или вообще христианской церкви. Выражение вообще христианства подразумевает, видимо, что насмешки над правилами и обрядами, например, католической церкви наказывались лишь в том случае, когда эти обряды совпадали с аналогичными обрядами православной церкви. Согласно точному смыслу данной и предыдущих статей, должны быть наказуемы лишь насмешки по поводу церковных порядков и форм обрядности. Но при таком толковании кощунство по поводу основных, перечисленных в ст. ст. 182 и 184, догматов христианства остается вообще ненаказуемым. Поэтому следует прийти к выводу, что объект посягательства данного преступления — не только установленный церковью и государством поря-
Лохвицкий А. Указ. соч., с. 297.
' "' .IKTIIO
Законодлтг ,I111W перкой no \ti j XI \ ml''
62 / УКДС, \i
№865
док совершения религиозных обрядов, но и христианская религия и церковь вообще, а православная в особенности.
Кощунство в отличие от богохульства и открытого порицания веры — это вежливые по форме, но презрительно-издевательские, оскорбительные по содержанию выражения, высказанные как в устной, так и в письменной форме, а также действия (например, когда кто-либо вместо денег положит на жертвенное блюдо в церкви пуговицу). Место, где совершалось кощунство, не имело значения. (Это подтверждено решением уголовного кассационного департамента Сената по делу Добровольского62.) Однако обязательным условием является присутствие свидетелей христианского вероисповедания, которые подвергались соблазну со стороны преступника. Поэтому к числу кощунственных не могли быть отнесены насмешки над личными манерами священников или качеством изготовления священных предметов.
Как кощунство квалифицируется самовольное совершение богослужения (кроме литургии) лицом, выдававшим себя за священнослужителя. Поскольку во время литургии (обедни) происходит таинство причащения, совершение литургии таким лицом квалифицируется как поругание святыни по ч. 11 ст. 223 Уложения.
Статья 189
Деяния, перечисленные в статье, получили наименование образное богохуление. В царской России запрещались иконы трех категорий: 1) написанные в нарушение установленных православной церковью правил (например, в духе итальянской школы); 2) резные, литые и т. п. и, наконец, 3) изготовленные в соблазнительном виде . Выражение в соблазнительном виде означает в данном случае изображение, не соответствовавшее представлениям православной церкви о нормах этики и эстетики. Иконы двух первых категорий подлежали также уничтоже-преступл<',2. Свод нию, но их автор не привлекался к уголовной ответственности, ст. ст. 91 — 1 Изготовители и распространители икон третьей категории нес-
зак°"° ли ответственность независимо от того, была у них цель поколе-
бать уважение к святыне или нет. Однако, если такого злого намерения не обнаруживалось, наказание было значительно мягче. Практически ответственность за это деяние могла наступить и в случае неосторожности, когда самонадеянность и отсутствие творческих способностей у автора приводили к появлению произведения, вызывавшего помимо воли создателя смех публики и тем самым «поколебавшего уважение к святыне».
Глава вторая Статьи 190—191
Политическое кредо российского абсолютизма — самодержавие, православие, народность — на практике означало полное бесправие народа под властью не только самодержавия, но и православной церкви. Поэтому церковная измена, вероотступничество не только православных, но и иных христиан рассма-
о предупре/(11и и пресеч/ий,
тривалось как тяжкое преступление. Общий объект преступлений данной главы — религиозная иерархия, закрепленная в законе. Государственной и в полном смысле слова господствующей религией в России было православие. Вторую ступеньку иерархической лестницы занимали иные христианские вероучения: католицизм, протестантизм и армяно-грегорианское учение. На третьей ступени находились нехристианские религии: мусульманство, иудейство, буддизм; на последней ступени располагались раскольники и сектанты русской православной церкви. Сектантство других религий законодательством практически игнорировалось. Устав духовных дел иностранных исповеданий запрещал только изуверские секты и мюридизм.
Переход из одной религии в другую, кроме православия, был, в принципе, запрещен. Нехристиане могли переходить в неправославное христианство только в редких случаях, определенных в законе. Например, евреи могли принимать иностранные христианские исповедания только будучи смертельно больными, находясь на военной службе или с особого каждый раз разрешения министра внутренних дел. Переход раскольников или сектантов в любую христианскую религию, кроме православия, запрещался.
Отвлечением от веры (или совращением) признавалось практически любое воздействие виновного на лицо христианского вероисповедания, в результате которого оно перешло в другую веру и отступило тем самым от веры истинной. Объект посягательства при совращении — привилегии православия и христианства в целом в привлечении и удержании верующих в лоне своей церкви.
Отпадение от христианства должно было заключаться в прекращении посещения соответствующих церквей или молитвенных домов, отказе от исповеди и выполнения обрядов и сопровождаться заявлением о перемене веры и совершением над ренегатом с его согласия обряда, символизирующего присоединение к другой религии (например, обрезания). Отпадение от христианства является преступлением длящимся, поэтому виновный мог быть привлечен к ответственности через десятки лет после перемены вероисповедания.
Совращение должно было заключаться в активных действиях. Бездействие, в том числе со стороны священников, результатом которого стало ренегатство, не подпадает под действие ст. 190. По своему составу совращение является материальным, т. е. требует наступления вреда, отступления совращаемого от веры. Если же эта цель не была достигнута, то деятельность совратителя могла квалифицироваться по другим статьям Уложения. Ответственность за покушение, в соответствии со ст. 97, в данном случае не устанавливается.
Субъектом отпадения могло быть любое вменяемое лицо. Согласно решению уголовного кассационного департамента Сената, «дети, не достигшие возраста, в коем они могли бы пони-Мать различия между догматами веры, не могут быть совращаемы в полном смысле слова» . Таким возрастом признавалось, как правило, четырнадцатилетие.
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
УКДС, 1872, №1673,1893, №46.
Лохвицкий А. Указ. соч., с. 307.
332 Переход из католичества в лютеранство и наоборот разре-
Законодательство шалея только с санкции министра внутренних дел. Переход из первой половины одной нехристианской религии в другую запрещался. Совраще-XIX века ние руССКИХ подданных из одного «лжеучения» в другое при-
равнивалось к колдовству и другим аналогичным обманам и наказывалось по ст. 1162 как преступление против общественного спокойствия тюремным заключением сроком от двух до шести месяцев. Религиозная пропаганда и миссионерство, в соответствии со ст. 73 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, разрешались только православной церкви. Лишь специальными императорскими указами в порядке исключения разрешалось миссионерство иных христианских религий, и то только в Сибири.
Еще русские буржуазные юристы заметили, что в Уложении «не постановлено никакого наказания за насильственное обращение иноверца в православное или иное христианское исповедание»65. Более того, до 1862 года разрешалось обращение в православие детей без согласия их родителей. В то же время наказание за насильственное обращение христиан в другую веру устанавливается такое же, как за умышленное убийство. Наказание отступившим от веры было лишь относительно менее жестоким, чем то, которое устанавливалось совратителю, поскольку вследствие своей неопределенности оно могло оказаться пожизненным. Для увещевания и вразумения духовное начальство могло отправить виновного в монастырь. А монастырские застенки были в России одними из самых страшных тюрем. Отступившему возвращали личные и имущественные права лишь после его искреннего раскаяния и возвращения к истинной вере. Определение искренности целиком предоставлялось духовенству.
Статья 192
Статья 115 Устава о пресечении и предупреждении преступлений разрешала браки с мусульманами и евреями только христианам протестантского исповедания, но при условии, что дети будут воспитываться в христианской вере. Супруг нехристианского исповедания был обязан дать расписку об этом накануне свадьбы. Однако ответственность за деяния, предусмотренные данной статьей, наступала и в случае отсутствия такой расписки.
Статьи 193—194
Поводом к появлению норм, закрепленных в этих статьях, послужили доносы из Херсонской губернии министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну еще в период царствования Александра I. В них говорилось, что женщины-христианки, служившие у евреев, принимали их обычаи и обряды. Этого было достаточно, чтобы в 1820 году правительство издало постановление о запрещении евреям держать христиан в домашнем услужении. В соответствии с этим указом, в некоторых губерниях евреям было запрещено иметь не только
домашнюю прислугу христианского вероисповедания, но и вообще использовать наемный труд христиан66. Данные статьи были отменены в 1865 году, так как, по мнению Государственного совета, «они представляются не согласными с общим духом принимаемых ныне мер терпимости». В последующее время евреи постоянно держали христианскую прислугу, но о случаях совращения не сообщалось67.
Статьи 195—196
По своему составу данные преступления аналогичны предусмотренным ст. ст. 190—191. Даже санкция за отступление от православия- в другие христианские вероучения такая же, как и за переход в нехристианскую веру. Для исправления виновных высылали в отдаленные монастыри. И так же как в случае отпадения от христианства, в соответствии со ст. 167 Уложения, сроки давности на эти преступления не распространяются.
Статья 197
Уложение преследует не только совратителей и вероотступников, но и религиозных пропагандистов, деятельность которых направлена против господствующей церкви. Объектом преступления, предусмотренного этой статьей, как и в предыдущих, является неприкосновенность паствы православной церкви. Формальный состав данного преступления не требует факта отступления кого-либо от православия, необязательно и распространение совращающих сочинений. Данное преступление, по существу, является покушением на совращение православных. Проповедью в данной статье называется не любое обращение к слушателям, а лишь произнесенное в храме или на специальном молитвенном собрании.
Статья 198
До 1721 года в России вообще запрещались браки православных с неправославными. В 1721 году пленные шведы обратились в Берг-коллегию с прошением разрешить им жениться на православных. Синод дал согласие на смешанные браки между христианами68. В соответствии со ст. 67 ч. 1 т. X Свода законов, они заключались лишь при условии, что дети будут воспитываться в православной вере. Даже в случае рождения после смерти православного родителя ребенок должен был воспитываться в его вере.
Статьи 199—204
Привилегии правительствующей церкви в дореволюционной России были велики даже по сравнению с другими христианскими религиями. Это наглядно подтверждает сравнение ст. 199 со ст. ст. 200—204, в которых идет речь о добровольной перемене веры. Если в случае добровольного перехода в православие подвергался суровому наказанию любой препятствующий такому присоединению, то при добровольном переходе православного в другую веру наказывались, напротив, те, кто должен был,
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
См.:
Оршанский И. Г.
Русское
законодательство
об евреях. СПб.,
1877, с. 20.
См. там же, с. 60—61.
68 См.:
Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1881, с. 378.
Законодательство
первой половины
XIX века
Лохвицкий А. Указ. соч., с. 308.
но не старался всячески препятствовать такой измене, — близкие родственники ренегата и священнослужители тех христианских церквей, которые приняли его в свое лоно. Причем священнослужители иностранных христианских исповеданий несли ответственность за деяния, предусмотренные ст. ст. 201—202, и по статьям о должностных преступлениях. В 1865 году в соответствии с мнением Государственного совета была исключена из Уложения ст. 203. Сохранение ст. ст. 201—202 в Уложении редакции 1866 года вызвало «одну из статей папского протеста 1866 года»69.
Исповедь (покаяние) —одно из семи христианских таинств. Оно совершается в католических и православных церквах и состоит в том, что верующий исповедуется в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени бога. Причащение (евхаристия) — христианское таинство, при совершении которого верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа».
Елеосвящение (соборование) — христианское таинство, совершаемое у постели тяжелобольного, — благословение умирающего.
Крещение — христианское таинство, выражающее принятие человека в лоно церкви, совершается посредством погружения в воду, окропления водой и т. д.
Миропомазание — христианское таинство, состоящее из молитвы о ниспослании на человека духа святого и крестообразного смазывания различных частей тела особым веществом (миро).
Духовные требы — богослужения, производимые по требованию верующих (например, крестины, панихида).
Катихизис (катехизис) — церковное учебное пособие, сокращенно излагающее в форме вопросов и ответов догматы, начала морали протестантской, католической или православной веры (первый катехизис был написан М. Лютером в 1528 году). Данная статья запрещает преподавание только для малолетних и только катехизиса, а не для всех и не вообще католического или протестантского вероучения. Уложением не предусматривается ответственность мусульманского или иного нехристианского духовенства за пропаганду своего лжеучения малолетним, как, впрочем, и взрослым, она наступала только в случае совращения христиан.
Статья 205
Статья исключена из Уложения в редакции 1866 года в связи с изданием Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в который была введена ст. 38, установившая ответственность за ссоры, драки и иные нарушения общественной тишины независимо от мотивов проступка.
Достаточно неопределенный термин общенар- . чое собрание не получил разъяснения и в судебной практи.-t
Статья 206
Объект этого преступления — охраняемое законом единство и строгий централизм русской православной церкви. Уложение наказывает любые попытки подрыва единства православной церкви и поэтому не придает значения определению и разграничению их форм — раскола, ересей и сектантства.
Раскол в русской православной церкви произошел в 50-х годах XVII века, когда патриарх Никон провел реформу церковной службы. Против нее, за сохранение старых обрядов выступила часть фанатически настроенного духовенства во главе с протопопом Аввакумом, опиравшаяся на значительную часть широких слоев верующих, в основном крестьянского и городского сословий. Последователи Аввакума стали именовать себя старообрядцами или староверами, в государственных учреждениях и в официальной церкви они назывались раскольниками. «Вопрос об оценке религиозной сущности старообрядчества не решен окончательно и в настоящее время. Как известно, В. Д. Бонч-Бруевич полагал, что старообрядчество следует решительно отмежевать от сектантства и что с религиозной точки зрения старообрядцы согласны с православием по всем основным вопросам вероучения, догматики, по взглядам на священное предание и священное писание, расходясь с ним только в некоторых обрядовых подробностях и тонкостях. Н.М.Никольский считал возможным некоторые старообрядческие течения относить к сектантству. Некоторые современные исследователи склонны все старообрядчество включать в сектантство» . А. И. Клибанов полагает, что во многом это движение носило характер патриархальных ересей71. Раскол делится на два течения — поповщину (Белокриницкую иерархию) и беспоповщину. Беспоповцы отрицали любую церковную иерархию. Из христианских таинств они признавали только крещение и исповедь. Отдельные течения (толки) беспоповцев вплотную смыкались с сектантством. В них проповедовались идеи самоуничтожения, отрицались все христианские таинства.
Взаимоотношения господствующей церкви и государства с раскольниками имели тенденцию к улучшению. От преследований и гонений раскола в конце XVII — начале XVIII века правительство и православная иерархия в конце XVI11 — начале
XIX
века перешли к официальному признанию старообрядче-
ской веры. Но были и периоды усиления конфронтации. Один из них начался с приходом к власти Николая I. Несмотря на то что в Своде законов было провозглашено, что «раскольники не преследуются за их мнение о вере»72, на практике они подвергались откровенной дискриминации: они не пользовались свободой публичного богослужения и других коллективных религиозных обрядов, были ограничены в свободе передвижения и торговли, им запрещалось занимать выборные общественные Должности. В некоторых губерниях раскольникам запрещалось владеть землей, служить в государственных учреждениях. В 1841 году беспоповцам даже запретили воспитывать собствен-
У \ожеш№
о наказаниях
уго\овных и
исправительных
70 Миловидов В. Ф
Современное
старообрядчество.
М.( 1979, с. 19.
См.:
Клибанов А.И
Религиозное
сектантство
в прошлом
и настоящем.
М, 1973, с. 49.
Устав
о предупреждении
и пресечении
преступлений,
ст 46. Свод
законов,
т. XIV.
Законодательство
первой половины
XIX века
73 См.:
Мельников П. И.
Раскольники
и сектанты
в России. —
Исторический
вестник, 1885,
кн. VII, с. 60.
См.: Грекулов Е. Ф.
Православная
инквизиция в
России М., 1964,
с. 129.
75 См.:
Бонч-Бруевич В. Д.
О религии,
религиозном
сектантстве и
церкви. М., 1959,
т. 1., с. 175.
76 УКДС, 1869,
№ 877.
УКДС, 1872,
№ 1673, 1879,
№29.
Лохвицкий А. Указ. соч., с. 312.
ных детей — они должны были креститься и воспитываться православной церковью.
По подсчетам П. И. Мельникова, в середине XIX века в России было около 12 млн. раскольников73. По переписи 1897 года население России составляло 126 млн. человек. Из них православных насчитывалось 87 млн., раскольников — 2 млн. . А по подсчетам В. Д. Бонч-Бруевича, в начале XX века в России было более 20 млн. раскольников и 6— 7 млн. сектантов75. Правовое положение раскольников и сектантов регулировалось не столько Сводом законов, сколько специальными, долгие годы не публиковавшимися постановлениями. Не известное широкому кругу «Собрание постановлений по части раскола», впервые опубликованное в 1875 году, насчитывало более 750 актов, не вошедших ни в Свод, ни в Пол