Мнение Государственного совета.

Государственный совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил...

Подпись: председатель Совета.

§ 76. Высочайшая конфирмация имеет следующий вид:

Быть по сему...Высочайшее имя.

§ 77. Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке подписывает: с подлинным верно.

§ 78. Высочайшие повеления, собственно к Государственно­му совету относящиеся, об определении его членов и чинов, в установлениях его служащих, имеют следующий вид:

Государственному совету.

Такому-то повелеваем присутствовать в Государственном совете по такому-то департаменту.

Высочайшее имя. С подлинным верно: государственный секретарь.

S /". Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо особенные высочайшие примечания, они имеют следующий вид:

£.го императорское величество, уважив ... предлагает ' осу дарственному совету обратить внимание на следующие предметы:

Подпись председателя Государственного совета.

Образование

Государственного

совета

Законодательство

первой половины

XIX века

VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ,

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ

ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ

§ 80. При Государственном совете состоят следующие установления:

1) Комиссия составления законов.

2) Комиссия прошений.

3) Государственная канцелярия.

1) Комиссия составления законов

§81. Труды комиссии управляются ее директором.

§ 82. Комиссия делится на отделения.

§ 83. Каждое отделение имеет своего начальника и нужное число помощников.

§ 84. Все начальники отделений составляют общую конфе­ренцию под председательством директора.

§ 85. План трудов каждого отделения составляется началь­ником, рассматривается в конференции и по утверждении директором обращается к исполнению.

§ 86. По плану сему составляются проекты законов, уставов и учреждений, рассматриваются директором и вносятся в Госу­дарственный совет.

§ 87. Число отделений и чиновников определяется по мере предлежащих трудов ежегодным штатом.

2) Комиссия прошений

§ 88. Для принятия прошений, приносимых на высочайшее имя, находится особенный статс-секретарь.

§ 89. Все получаемые им прошения разделяются по родам их и вносятся в комиссию прошений.

§90. Из сего исключаются:

1) Те бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в себе дела особенной важности. Сии бумаги вносятся непосредственно к высочайшему усмотрению.

2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.

3) Жалобы на решения, высочайше конфирмованные или именными указами оконченные, разве бы жалоба относилась не к самому решению, но к представлению, на коем оно основано.

4) Жалобы или прошения без подписи имени.

§91. В сих трех последних случаях прошения оставляются без всякого дальнейшего движения.

§ 92. Комиссия состоит под председательством одного члена Совета из лиц, к сему определенных.

§ 93. Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее письмоводством.

I

I

§ 94. Для успешнейшего течения дел председатель разделяет прошения между членами, кои, рассмотрев их, вносят в ко­миссию на общее рассуждение.

§95. Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы, 2) прошения каких-либо наград или милостей, 3) проекты.

§ 96. Если прошение содержит в себе все сии три свойства или два из них вместе, то относится оно к тому или другому роду, судя по важности того или другого предмета.

I. О жалобах

§ 97. Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:

1) Все жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их начальства.

2) Все жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената собрании.

§ 98. Жалобы на решения департаментов Сената до окончательного образования судебной части хотя и допуска­ются, но с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое оно приносится.

§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.

§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.

§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.

§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высо­чайшее усмотрение.

§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.

§ 104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.

II. О прошениях наград и милостей

§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся 8 комиссию:

1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.

Образование

Государственного

совета

Законодательство

первой половины

XIX века

2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.

§ 106. По всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальств, и заключение комиссии означается в ее журналах.

§ 107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.

§108. Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося несчастия.

§ 109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетво­ряются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.

§ 110. В случаях, особенное какое-либо уважение заслужива­ющих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.

III. Проекты

§111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение.

§112. Все прочие проекты, кои комиссия признает уважи­тельными, отсылаются к министрам по их принадлежности.

§113. Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам или комиссиям, для таковых соображений при них учрежденным, и по заключениям таковых комитетов дают надлежащее движение тем из них, кои заслуживают особенное уважение.

3) Государственная канцелярия

I. Предмет учреждения и состав ее

§114. Государственная канцелярия учреждается для про­изводства всех дел, входящих и исходящих из Совета.

§115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета и их помощников.

II. Разделение дел

§ 116.По разделению дел в Государственном совете канце-лярия имеет следующие отделения:

1) Военных и морских дел.

2) Дел гражданских и духовных.

3) Государственной экономии.

4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.

5) Особенные поручения.

Примечание. Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, при­надлежит к составу государственной канцелярии.

III. Образ производства дел

§117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.

§118. В делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает, чтоб действие Го­сударственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от решения Сената;

4) теми делами, кои представлены министерскому комитету;

5) наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к разрешению подобных случаев и на будущее время.

Примечание. Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.

§119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено было:

1) Краткая записка, существо его излагающая.

2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях.

3) Решительное заключение министра.

4) Проект постановления, учреждения, указа или общего предписания.

§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.

§121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их помощников, в самих тех департаментах служащих.

§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.

§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется г°сударственному секретарю для удостоверения точности в све­дениях его и порядке изложения.

Образование

Государственного

совета

Законодательство

первой половины

XIX века

§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписы­вается государственным секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.

§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и перечень содержания их к предсе­дателям департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь тако­вой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.

§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.

§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в журналах его заседаний.

§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях — государственным секретарем.

§129. Все журналы, по подписании их, поступают к госу­дарственному секретарю и представляются им на высочайшее усмотрение.

§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом уже с присое­динением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.

§ 131. По высочайшим решениям составляются в госу­дарственной канцелярии окончательные исполнения по уста­новленным формам и вносятся государственным секретарем к высочайшему утверждению.

§ 132. Постановления, высочайше утвержденные, предъ­являются Совету и вносятся в общий журнал, который подписывается председателем Совета и скрепляется госу­дарственным секретарем.

§ 133. Соединение всех сих журналов в государственной канцелярии составляет общую книгу всех высочайших повеле­ний, по делам Совету предлагаемым.

§ 134. Все журналы вообще хранятся в государственной канцелярии по отделениям их предметов.

§ 135. Подлинники постановлений также хранятся в госу­дарственной канцелярии, а списки с них за скрепою госу­дарственного секретаря доставляются к министрам по при­надлежности для дальнейшего исполнения.

§ 136. Подлинные приложения дел, внесенных от министров, возвращаются к ним по принадлежности. Записки же и прочие сведения вместе с журналами поступают для хранения в архив.

§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.

§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть внесено в окончательное поста­новление.

§ 139. Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.

§ 140. Государственная канцелярия в переписке своей наблюдает формы, при сем издаваемые.

§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов Государственного совета и после­довавших по оным высочайших решений.

§ 142. Государственная канцелярия имеет свою особенную печать.

§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государствен­ной канцелярии определяются особенным положением.

§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотре­нию нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.

Образование

Государственного

совета

Форма журналов по делам

Г осу дарственный совет в департаменте государ­ственной экономии. 10 генваря 1810.

Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.

I. Министерство такое-то представи­ло и проч. или по высочайшему повелению внесено дело такое-то.

II. Государственный совет, выслу­шав мнение департамента такого-то или рассмотрев дело о том-то, по высочайшему повелению вне­сенное, принял в уважение следу­ющие причины и положил: следу­ет заключение.

Форма журналов по высочайшим постановлениям

Государствен­ный совет в об­щем собрании. 10 генваря 1810.

1) Слушано постановле­ние, высочайше утвер­жденное о том-то.

2) Мнение Государ­ственного совета, высо­чайше конфирмованное о том-то.

3) Высочайшее повеле­ние о том-то.

По журналу Со­вета.

8 генваря 1810. №

По журналу де­партамента граж­данских дел. 7 генваря 1810. №

Законодательство

первой половины

XIX века

Форма переписки

42 См.:

Предтечен-

ский А. В. Указ.

соч., с. 255.

Калягин В. А. Указ. соч., с. 46.

Государственной кан­целярии отделение та­кое-то.

Содержание отношения. 10 генваря 1810. Министерство N N

Ответ или содержание дела.

10 генваря 1810. Государственной канце­лярии отделение. №

10 генваря 1810. Министерство такое-то. Департамент или отде­ление такое-то.

Ответ на записку го­сударственной канце­лярии.

11 генваря 1810.

Г. председателю Государственного совета.

Г. министру N N или председателю такого-то департамента. Подпись государственного секре­таря.

Г. государственному секретарю. Подпись министра.

К дополнению такого-то дела нуж­ны следующие сведения. Подпись статс-секретаря.

При сем доставляется сведение та­кое-то.

Подпись директора или управляю­щего департаментом.

КОММЕНТАРИЙ

Манифест

По содержанию Манифест можно разделить на три основные части. В первой — своеобразной преамбуле — раскрывается предыстория и причины образования Государственного совета. Затем следуют основные, или, как они названы в документе, коренные законы. В третьей, заключительной, части Манифеста провозглашаются очередные задачи Государственного совета.

Целью всех преобразований государственного аппарата и со­вершенствования законодательства Манифест считает постепен­ное изменение образа правления на твердых и непременяемых основаниях закона. За этой фразой кроются не конституцион­ные намерения законодателя, а идеи так называемой истинной монархии, заимствованные у французских просветителей и пе­ределанные на русский, феодальный лад. А. В. Предтеченский отмечал, что М. М. Сперанский в своем плане преобразований 1809 года не имел в виду создание парламентарной монар­хии4 . Такое намерение не могло возникнуть у него и при подготовке данного Манифеста. «Идеалом преобразовате­ля, — указывает В. А. Калягин, — была не конституционная, а именно «истинная», т. е. практически неограниченная монархия европеизированного типа»43.

Смысл преобразований законодатель видит в доведении до конца кодификации и создании системы органов, обеспечиваю­щих соблюдение закона. Кодификационные работы, начатые

при Петре I, продолжались на протяжении всего XVIII века, но не дали желаемых результатов. Указом императора Алек­сандра I 5 июля 1801 г. создается очередная Комиссия соста­вления законов. Сначала она действует под эгидой Непремен­ного совета, но указом от 21 октября 1803 г. дело кодификации передается в министерство юстиции. Его деятельность также не отличалась эффективностью. Лишь в конце 1809 года был по­лучен первый результат — составлен проект первой части гражданского уложения. По комментируемому закону, Комис­сия составления законов передана Государственному совету. Историческими предшественниками Государственного совета были разного рода совещательные органы, сменявшие друг друга на протяжении всего XVIII века.

26 марта 1801 г. Александр I упразднил учрежденный его августейшей бабкой в 1768 году Совет при высочайшем дворе и указом от 30 марта создал аналогичный упраздненному орган, который в данном акте был назван Советом непременным, а впоследствии стал именоваться Государственным советом или просто Советом. В Полном собрании законов Российской импе­рии в предметном указателе он вновь фигурирует под названи­ем Совета при высочайшем дворе, но в данном Манифесте и в других документах М. М. Сперанский называет его Государ­ственным. Так, в том же 1810 году он, вспоминая начало алек­сандровского царствования, писал, что тогда «первое внимание обращено было на устройство Совета, в 1801 году он назван был Государственным»44. Все это обусловило разногласия по вопросу об именовании Совета в период с 1801 по 1810 год в русской дореволюционной исторической литературе45. В со­ветской литературе он известен только под одним назва­нием — Непременный совет.

Учрежденный 30 марта Совет непременный по своим правам и функциям мало чем отличался от Совета, бывшего при дворе Екатерины II. Зато отличия в учредительных актах довольно существенны. Согласно указу от 17 января 1769 г., Совет при высочайшем дворе создавался как орган совещательный, но чрезвычайный, на случай войны, и поэтому формально после заключения Кучук-Кайнарджийского мира не имел права на существование, но продолжал функционировать. Таким обра­зом, указы об упразднении Совета при высочайшем дворе и учреждении Непременного совета были прежде всего призва­ны ликвидировать противоречие между буквой закона и духом екатерининского правления, превратив Совет из формально временного в постоянный орган. В указе от 26 марта была наз­вана еще одна причина упразднения прежнего Совета. В упрек ему ставилось то, что «быв редко занимаем предметами суще­ственными, доселе носил одно имя государственного установле­ния, без ощутительного влияния на дела общественные»46. Но эта критика относилась уже главным образом к Совету па­вловского царствования. Павел I в последние годы своего пра­вления обходился с Советом вовсе не «по сердцу» своей мате-

Образование

Государственного

совета

44 ЦГИА СССР,

ф. 1164,

оп. XVI т.,

ед. хр. 9 и 10,

ч. XII, л. 21 об.

Об этих разногласиях см.

подробнее-Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета.— Социально-политическая история СССР,

ч. 1. М. — Л., 1974, с. 150.

ПСЗ, т. XXVI, № 19805.

первой половины XIX века

Архив Государственного

совета, т. III,

ч. 1. СПб., 1878,

с. XX.

80 ри, что было явно не по нутру и господствующему классу им-

•эаконодательство перии, особенно его придворно-бюрократической верхушке. Со­вет, состоявший из наследника престола, канцлера вице-канц­лера, генерал-прокурора и других высших должностных лиц, в 1799—1800 годах был фактически превращен в цензурный ко­митет, а в конце 1800 года и вовсе прекратил свои совещания.

Таким образом, в 1801 году упразднение временного Совета и образование Совета непременного имело своей целью восста­новить Совет екатерининского образца, но не формально, а фактически. Для этого требовалось зафиксировать в законе и даже несколько расширить его компетенцию. Непременный со­вет оставался совещательным органом. Но ему предоставлялось право требовать от Сената, чтобы последний «учинил надлежа­щим местам точнейшие предписания» представить Совету «све­дения, до государственных частей относящиеся» . Право на получение необходимой информации из всех государственных органов было обусловлено предоставлением Непременному со­вету другого более значительного права — «привести в ясность коренные части государственного управления». С этой целью он мог учреждать кодификационные комиссии и руководить ими, а кроме того, каждый член Совета получал право законо­дательной инициативы. Наказ Непременному совету предписы­вал обсуждать «все, что принадлежит до государственных по­становлений временных, или коренных и непреложных».

Наказом регулировалось и внутреннее устройство Совета: порядок голосования, устройство канцелярии и форма реги­страции законопроектов и законов.

Непременный совет, будучи бюрократически-совещательным органом при императоре, на протяжении девяти лет своего су­ществования сравнительно активно участвовал в государствен­ной деятельности. Правда, с течением времени роль его посте­пенно менялась. Если в первые месяцы царствования Алек­сандра I Совет был занят главным образом обсуждением важ­нейших внутри- и внешнеполитических дел, то после создания министерств и Комитета министров он стал заниматься преи­мущественно судебными делами. Правда, это было связано не только с увеличением роли министров, но и с общим уменьше­нием реформаторской деятельности в 1803—1809 годах.

Первоочередные задачи, поставленные в Манифесте, были решены Государственным советом лишь частично. Совет дей­ствительно приступил вскоре к рассмотрению проекта граждан­ского уложения. Обсуждению его первой части (семейное пра­во) было посвящено в течение 1810 года 47 заседаний. В том же году приступили к рассмотрению второй части (имуще­ственное и наследственное право). Обе части проекта были приняты почти полностью сначала в департаменте законов, а затем в общем собрании. Третья часть уложения (о договорах) была рассмотрена и принята только департаментом законов во второй половине 1812 года. В 1814 году по императорскому по­велению общее собрание приступило к обсуждению второй ре­дакции проекта всех трех частей уложения, но в 1815 году об-

суждение было приостановлено вследствие оппозиции проекту со стороны наиболее реакционной части Совета во главе с ми­нистром юстиции Д. П. Трощинским. В 1821 году Государ­ственный совет получил указание вновь приступить к рассмо­трению проекта гражданского уложения, затем вопрос был от­ложен до 1824 года, однако и тогда к его обсуждению практи­чески не приступили.

В 1813—1814 годах департамент законов Государственного совета рассматривал также проекты уголовного и торгового уложений и устав гражданского судопроизводства.

Решая задачу преобразования министерской системы упра­вления, Государственный совет одобрил манифест «О разделе­нии государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению подлежащих», на основе кото­рого 25 июня 1811 г., «вняв мнению Государственного совета», царь утвердил «Общее учреждение министерств»48.

Третьей задачей Совета Манифест объявлял финансовую ре­форму. План ее, подготовленный М. М. Сперанским, был ча­стично осуществлен в одобренном Государственным советом манифесте 2 февраля 1810 г.49. В соответствии с ним сокра­тились расходы, увеличились налоги, прекратился выпуск асси­гнаций. Был введен единовременный налог для дворян­ства — по 50 коп. с каждой ревизской души. Пункт 7 манифе­ста гласил: «Отныне все чрезвычайные расходы учреждаются не иначе как по предварительном рассмотрении входящих от министров представлений в Государственном совете». С этого времени Совет стал постоянно нагружаться значительным ко­личеством маловажных финансовых дел. Второй частью того же финансового плана стал манифест «Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов», который император ут­вердил 27 мая 1810 г., «вняв мнению Государственного со-вета»50.

Отделение первое

КОРЕННЫЕ ЗАКОНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Статьи I — II

Архаичная и расплывчатая формулировка ст. I определяет основную функцию Государственного совета — обсуждение всех законопроектов и других важнейших государственных дел с точки зрения их соответствия ранее изданным законам. Совет предстает здесь как орган, не обладающий самостоятельной властью, исключительно совещательный. Причем ст. I не про­тиворечит другим нормам «Образования», в которых говорит­ся, что Совет должен обсуждать не только законы, но и подза­конные акты центральных органов управления, а также судеб­ные решения и приговоры.

V-овет должен был стать обязательной инстанцией обсужде-ия закона. Но фактически и после 1810 года многие законода-

Образование Государственного

псз,

т. XXXI, № 24307 и № 24686.

ПСЗ, т. XXXI,

№24116.

ПСЗ, т. XXXI,

№ 24244.

Законодательство

первой половины

XIX века

См.: Алексеев А. С.

Русское

государственное право. СПб., 1892,

с. 290; Эйхельман О.

Обзор

центральных

и местных

учреждений

управления

в России и устава

о службе

по определению

от правительства.

М„ 1890, с. 6.

Романович-Словатинский А. В. Система русского государственного права, т. 1. Киев, 1886, с. 182.

См.: Коркунов Н. М.

О значении формулы «вняв

мнению Государственного

совета». —

Юридическая

летопись, 1892,

№ 12, с. 351—353.

Щеглов В. Г.Указ. соч., с. 475—478.

55 См. подробнее:

Казанцев С. М. Сенатская реформа

1802 г. —

Правоведение,

1980, №4.

тельные акты обсуждались и принимались минуя его. В опре­деленной мере этому способствовало и противоречие, содержа­щееся в самом «Образовании», § 30 которого прямо говорит о значительных исключениях из этого правила.

В ст. I, так же как и в Манифесте, для обозначения Государ­ственного совета используется термин сословие. О значении его в дореволюционной юридической литературе высказывались различные мнения. Так, А. С. Алексеев и О. Эйхельман пола­гали, что М. М. Сперанский, именуя Совет сословием, прида­вал этому органу политическое значение, т. е. рассматривал его в качестве учреждения, в некоторой мере ограничивающего де­спотизм монарха51. А. В. Романович-Словатинский даже вступил в полемику со Сперанским: «Наш Государственный совет неправильно назван Сперанским сословием. Он вовсе не составляет корпорацию с политической властью, выражаемой его большинством. Его персонал, подобно персоналу царской думы, неопределенен, совершенно зависит от усмотрения госу­даря; он не представляет собою никаких сословий, никаких партий или общественных институтов с поручением или полно-мочием поддерживать их и за них ходатайствовать» .

Против такого толкования решительно выступал Н. М. Кор­кунов. Он указал, что в Своде законов, составлением которого руководил Сперанский, термин «сословие» вполне однозначно используется для обозначения любого юридического лица , и в доказательство сослался на т. IX Свода, где сословиями на­зываются церкви и монастыри, и т. X, где говорится: «Имуще­ства частные суть все те, кои принадлежат частным лицам и со­словиям лиц, как-то: компаниям, товариществам, конкурсам» (ч. 1, ст. 416). Он напомнил также, что сословием называли еще Совет при высочайшем дворе в царствование Павла I, ког­да он уж никак не мог иметь никакого политического значения. Несмотря на очевидность приведенных фактических доказа­тельств, точку зрения Н. М. Коркунова пытался опровергнуть В. Г. Щеглов. Для подтверждения того, что в первые годы XIX века под сословием понимали не юридическое лицо вооб­ще, а политическое учреждение, ограничивающее власть импе­ратора, — прообраз парламента, он приводит высказывания не­которых сторонников сенатской реформы 1802 года, где Сенат именуется «почтенным сословием»54. Но мнение об олигархи­ческих и конституционных планах «сенатской партии» столь же малоубедительно'5, как и то, что термин «сословие» исполь­зовался в начале XIX века только для обозначения парламент­ского типа учреждений. Под сословиями тогда понимали если уж не любое юридическое лицо, то во всяком случае любое высшее коллегиальное учреждение.

Статья III

Это одна из основных, если не основная статья, определяю­щая статус Государственного совета, подчеркивающая полную зависимость его от императора. Правда, из этого правила в

1812—1814годах были сделаны исключения, которые значи­тельно расширили права Совета, превратив его из сугубо сове­щательного органа в орган высшей исполнительной, с элемента­ми законодательной, власти. 5 апреля 1812г. Совету было ад­ресовано два царских указа: 1) «О соединении Государственно­го совета департаментов законов и государственной экономии и правах оных во время высочайшего отсутствия из столицы» и 2) «О порядке производства дел во время высочайшего отсут­ствия из столицы». Первый предоставлял соединенным депар­таментам право отпускать суммы свыше 10 тысяч рублей, не ожидая царских указов, но немедленно докладывая об этом го­сударю56. Второй наделял Государственный совет правом да­вать указания министрам, но опять же с последующим уведом­лением императора57.

Указом от 29 августа 1813 г. Государственному совету было дано право проводить свои решения, принятые большинством голосов, без извещения императора по всем делам, кроме при­нятия новых законов, установления или отмены налогов, сло­жения недоимок, возведения в дворянство и наказания дворян за преступления58. После возвращения императора в столицу эти полномочия Совета были отменены.

Статьи IV — IX

Государственный совет, как и все предшествовавшие ему со­вещательные органы при царе, формировался (вплоть до 1906 года) исключительно из представителей высшей бюрократии по усмотрению императора. В 1810году было назначено 35 членов Совета, в дальнейшем их число постоянно увеличива­лось, к концу царствования Николая I оно достигло 59, а к на­чалу XX века — 60.

Большинство членов Государственного совета были дворян­ского происхождения. По подсчетам В. М. Голикова, в первой половине XIX века из 175 членов Совета лишь трое происхо­дили из духовенства, остальные — дворяне, из них 82 — титу-

со

лованные .

Вопреки ст. V в состав Государственного совета со дня его образования входили не только штатские, но и военные лица, причем число военных возрастало, так что к концу 1853 года почти половину его членов составляли гене­ралы60.

Решающую роль в Совете играли министры, вносившие на его рассмотрение подавляющее большинство дел, поскольку остальные члены Совета не обладали правом законодательной инициативы.

Вопреки ст. VII император редко лично председательствовал в Совете.

11ервым председателем Совета в отсутствие императора был назначен государственный канцлер граф Н. П. Румянцев. С <-><£ по 1865 год председатель Государственного совета одно­временно являлся и председателем Комитета министров. Прак-

Образование

Государственного

совета

ПСЗ, т. XXXII, № 25073.

ПСЗ, т. XXXII,

№ 25074.

ПСЗ,

т. XXXIII, № 25668.

См. подробнее:

ГоликовВ. М. Указ

соч., с. 10.

60 См.:

Зайончков-ский П. А. Правитель­ственный аппарат самодержавной

России в XIX в. М., 1978, с. 130.

Законодательство

первой половины

XIX века

ПСЗ 2-е, т. XVII, № 15518,

стст. 10, 12.

Щеглов В. Г Указ соч., т. 2, с 389.

тически председатели Государственного совета занимали своипосты, как правило, в течение нескольких лет.

Статьи X — XVI

Первыми председателями департаментов были назначены: законов — граф П. В. Завадовский, военного — граф А. А. Аракчеев, гражданских и духовных дел — князь П. В. Лопухин, государственной экономии — Н. С. Мордвинов. Число членов департамента в «Образовании» определено не было. Впоследствии было установлено, что их не может быть менее трех. Учреждением Государственного совета 1842 года департаментам было предоставлено право приглашать по свое­му усмотрению к совещанию и лиц посторонних .

В своих правах и привилегиях члены Государственного сове­та, как присутствующие в департаментах, так и назначенные к присутствию только в общих собраниях, были равны.

Статья XV не имела в виду постоянную сменяемость членов Совета. Как правило, новые члены Совета назначались лишь в связи со смертью их предшественников.

Собрания в департаментах назначались председателями по мере накопления дел, общие собрания проходили всегда по по­недельникам. Назначение чрезвычайных заседаний и отмена очередных зависела от председателя Совета.

Все члены Совета, за редким исключением, в основном для членов императорской фамилии, обязаны были являться в установленные дни на общие собрания. В случае невозможно­сти присутствовать по причине болезни или законных нужд они должны были заранее поставить в известность государ­ственную канцелярию.

Отделение второе

ОСОБЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Раздел I

Департамент законов, как и следует из его названия, пред­назначался только для обсуждения законов. Однако ни теоре­тических, ни юридических различий между законом и любым другим указом царя в Российской империи не было, по край­ней мере в XIX веке. Впоследствии сам М. М. Сперанский признавал: «Совет назван в «Образовании» сословием, зани­мающимся только законодательными делами, а между тем к законам причислены уставы и учреждения, которые уже не суть законы, но меры к исполнению законов прилагаемые» . Кроме того, департамент впоследствии стал рассматривать и административные дела, в особенности связанные с вопросами государственной службы, и даже судебные.

Военный департамент рассматривал небольшое число дел, преимущественно военно-хозяйственных, касавшихся снабже­ния армии продовольствием и оружием, расквартирования войск, утверждения штатов воинских учреждений, военных рас-

ходов. С каждым годом число дел в нем уменьшалось. В архи­ве департамента за 1813 год не значится уже ни одного де­ла . В 1815 году управление военным департаментом было поручено Главному штабу64, и с тех пор он находился в двой­ном подчинении. Собрания военного департамента заканчива­ются в 1854 году. Формально он упразднен в 1901 году.

Департамент гражданских и духовных дел рассматривал преимущественно гражданские и уголовные дела в качестве апелляционной инстанции, а также ходатайства о причислении к дворянству. Количество судебных дел значительно возросло в 1813 году, когда в департамент были переданы из Комитета министров доклады и рапорты Сената. Нередко они после об­суждения в департаменте передавались на рассмотрение общего собрания Совета. В период деятельности М. М. Сперанского в этом департаменте рассматривались дела о совершенствовании работы государственного аппарата, но со временем они ис­чезли65.

Основными задачами департамента экономии были обсужде­ние ежегодного бюджета и отчета о его выполнении, установле­ние и изменение налогов, вопросы финансирования промы­шленности и торговли, в основном казенной. М. М. Сперанский в своем «Отчете в делах 1810

Наши рекомендации