Мнение Государственного совета.
Государственный совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил...
Подпись: председатель Совета.
§ 76. Высочайшая конфирмация имеет следующий вид:
Быть по сему...Высочайшее имя.
§ 77. Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке подписывает: с подлинным верно.
§ 78. Высочайшие повеления, собственно к Государственному совету относящиеся, об определении его членов и чинов, в установлениях его служащих, имеют следующий вид:
Государственному совету.
Такому-то повелеваем присутствовать в Государственном совете по такому-то департаменту.
Высочайшее имя. С подлинным верно: государственный секретарь.
S /". Когда предлагаются на уважение Совета какие-либо особенные высочайшие примечания, они имеют следующий вид:
£.го императорское величество, уважив ... предлагает ' осу дарственному совету обратить внимание на следующие предметы:
Подпись председателя Государственного совета.
Образование
Государственного
совета
Законодательство
первой половины
XIX века
VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ,
К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ
ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ
§ 80. При Государственном совете состоят следующие установления:
1) Комиссия составления законов.
2) Комиссия прошений.
3) Государственная канцелярия.
1) Комиссия составления законов
§81. Труды комиссии управляются ее директором.
§ 82. Комиссия делится на отделения.
§ 83. Каждое отделение имеет своего начальника и нужное число помощников.
§ 84. Все начальники отделений составляют общую конференцию под председательством директора.
§ 85. План трудов каждого отделения составляется начальником, рассматривается в конференции и по утверждении директором обращается к исполнению.
§ 86. По плану сему составляются проекты законов, уставов и учреждений, рассматриваются директором и вносятся в Государственный совет.
§ 87. Число отделений и чиновников определяется по мере предлежащих трудов ежегодным штатом.
2) Комиссия прошений
§ 88. Для принятия прошений, приносимых на высочайшее имя, находится особенный статс-секретарь.
§ 89. Все получаемые им прошения разделяются по родам их и вносятся в комиссию прошений.
§90. Из сего исключаются:
1) Те бумаги, кои под общим видом прошений могут содержать в себе дела особенной важности. Сии бумаги вносятся непосредственно к высочайшему усмотрению.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
3) Жалобы на решения, высочайше конфирмованные или именными указами оконченные, разве бы жалоба относилась не к самому решению, но к представлению, на коем оно основано.
4) Жалобы или прошения без подписи имени.
§91. В сих трех последних случаях прошения оставляются без всякого дальнейшего движения.
§ 92. Комиссия состоит под председательством одного члена Совета из лиц, к сему определенных.
§ 93. Статс-секретарь есть член сей комиссии и управляет ее письмоводством.
I
I
§ 94. Для успешнейшего течения дел председатель разделяет прошения между членами, кои, рассмотрев их, вносят в комиссию на общее рассуждение.
§95. Прошения разделяются на три рода: 1) жалобы, 2) прошения каких-либо наград или милостей, 3) проекты.
§ 96. Если прошение содержит в себе все сии три свойства или два из них вместе, то относится оно к тому или другому роду, судя по важности того или другого предмета.
I. О жалобах
§ 97. Следующие жалобы оставляются комиссией без уважения:
1) Все жалобы на места средние и лица подчиненные, приносимые мимо высшего их начальства.
2) Все жалобы по тяжебным делам, решенным в общем Сената собрании.
§ 98. Жалобы на решения департаментов Сената до окончательного образования судебной части хотя и допускаются, но с тем, чтобы при жалобе было решение, на которое оно приносится.
§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
§ 104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.
II. О прошениях наград и милостей
§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся 8 комиссию:
1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.
Образование
Государственного
совета
Законодательство
первой половины
XIX века
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
§ 106. По всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальств, и заключение комиссии означается в ее журналах.
§ 107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.
§108. Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося несчастия.
§ 109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
§ 110. В случаях, особенное какое-либо уважение заслуживающих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.
III. Проекты
§111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение.
§112. Все прочие проекты, кои комиссия признает уважительными, отсылаются к министрам по их принадлежности.
§113. Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам или комиссиям, для таковых соображений при них учрежденным, и по заключениям таковых комитетов дают надлежащее движение тем из них, кои заслуживают особенное уважение.
3) Государственная канцелярия
I. Предмет учреждения и состав ее
§114. Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.
§115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета и их помощников.
II. Разделение дел
§ 116.По разделению дел в Государственном совете канце-лярия имеет следующие отделения:
1) Военных и морских дел.
2) Дел гражданских и духовных.
3) Государственной экономии.
4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.
5) Особенные поручения.
Примечание. Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, принадлежит к составу государственной канцелярии.
III. Образ производства дел
§117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.
§118. В делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает, чтоб действие Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от решения Сената;
4) теми делами, кои представлены министерскому комитету;
5) наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к разрешению подобных случаев и на будущее время.
Примечание. Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.
§119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено было:
1) Краткая записка, существо его излагающая.
2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях.
3) Решительное заключение министра.
4) Проект постановления, учреждения, указа или общего предписания.
§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.
§121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их помощников, в самих тех департаментах служащих.
§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.
§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется г°сударственному секретарю для удостоверения точности в сведениях его и порядке изложения.
Образование
Государственного
совета
Законодательство
первой половины
XIX века
§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписывается государственным секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.
§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и перечень содержания их к председателям департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь таковой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.
§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.
§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в журналах его заседаний.
§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях — государственным секретарем.
§129. Все журналы, по подписании их, поступают к государственному секретарю и представляются им на высочайшее усмотрение.
§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом уже с присоединением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.
§ 131. По высочайшим решениям составляются в государственной канцелярии окончательные исполнения по установленным формам и вносятся государственным секретарем к высочайшему утверждению.
§ 132. Постановления, высочайше утвержденные, предъявляются Совету и вносятся в общий журнал, который подписывается председателем Совета и скрепляется государственным секретарем.
§ 133. Соединение всех сих журналов в государственной канцелярии составляет общую книгу всех высочайших повелений, по делам Совету предлагаемым.
§ 134. Все журналы вообще хранятся в государственной канцелярии по отделениям их предметов.
§ 135. Подлинники постановлений также хранятся в государственной канцелярии, а списки с них за скрепою государственного секретаря доставляются к министрам по принадлежности для дальнейшего исполнения.
§ 136. Подлинные приложения дел, внесенных от министров, возвращаются к ним по принадлежности. Записки же и прочие сведения вместе с журналами поступают для хранения в архив.
§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.
§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть внесено в окончательное постановление.
§ 139. Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.
§ 140. Государственная канцелярия в переписке своей наблюдает формы, при сем издаваемые.
§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов Государственного совета и последовавших по оным высочайших решений.
§ 142. Государственная канцелярия имеет свою особенную печать.
§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государственной канцелярии определяются особенным положением.
§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотрению нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.
Образование
Государственного
совета
Форма журналов по делам
Г осу дарственный совет в департаменте государственной экономии. 10 генваря 1810.
№
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
№
I. Министерство такое-то представило и проч. или по высочайшему повелению внесено дело такое-то.
II. Государственный совет, выслушав мнение департамента такого-то или рассмотрев дело о том-то, по высочайшему повелению внесенное, принял в уважение следующие причины и положил: следует заключение.
Форма журналов по высочайшим постановлениям
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
1) Слушано постановление, высочайше утвержденное о том-то.
2) Мнение Государственного совета, высочайше конфирмованное о том-то.
3) Высочайшее повеление о том-то.
По журналу Совета.
8 генваря 1810. №
По журналу департамента гражданских дел. 7 генваря 1810. №
Законодательство
первой половины
XIX века
Форма переписки
42 См.:
Предтечен-
ский А. В. Указ.
соч., с. 255.
Калягин В. А. Указ. соч., с. 46.
Государственной канцелярии отделение такое-то.
Содержание отношения. 10 генваря 1810. Министерство N N
Ответ или содержание дела.
10 генваря 1810. Государственной канцелярии отделение. №
10 генваря 1810. Министерство такое-то. Департамент или отделение такое-то.
Ответ на записку государственной канцелярии.
11 генваря 1810.
Г. председателю Государственного совета.
Г. министру N N или председателю такого-то департамента. Подпись государственного секретаря.
Г. государственному секретарю. Подпись министра.
К дополнению такого-то дела нужны следующие сведения. Подпись статс-секретаря.
При сем доставляется сведение такое-то.
Подпись директора или управляющего департаментом.
КОММЕНТАРИЙ
Манифест
По содержанию Манифест можно разделить на три основные части. В первой — своеобразной преамбуле — раскрывается предыстория и причины образования Государственного совета. Затем следуют основные, или, как они названы в документе, коренные законы. В третьей, заключительной, части Манифеста провозглашаются очередные задачи Государственного совета.
Целью всех преобразований государственного аппарата и совершенствования законодательства Манифест считает постепенное изменение образа правления на твердых и непременяемых основаниях закона. За этой фразой кроются не конституционные намерения законодателя, а идеи так называемой истинной монархии, заимствованные у французских просветителей и переделанные на русский, феодальный лад. А. В. Предтеченский отмечал, что М. М. Сперанский в своем плане преобразований 1809 года не имел в виду создание парламентарной монархии4 . Такое намерение не могло возникнуть у него и при подготовке данного Манифеста. «Идеалом преобразователя, — указывает В. А. Калягин, — была не конституционная, а именно «истинная», т. е. практически неограниченная монархия европеизированного типа»43.
Смысл преобразований законодатель видит в доведении до конца кодификации и создании системы органов, обеспечивающих соблюдение закона. Кодификационные работы, начатые
при Петре I, продолжались на протяжении всего XVIII века, но не дали желаемых результатов. Указом императора Александра I 5 июля 1801 г. создается очередная Комиссия составления законов. Сначала она действует под эгидой Непременного совета, но указом от 21 октября 1803 г. дело кодификации передается в министерство юстиции. Его деятельность также не отличалась эффективностью. Лишь в конце 1809 года был получен первый результат — составлен проект первой части гражданского уложения. По комментируемому закону, Комиссия составления законов передана Государственному совету. Историческими предшественниками Государственного совета были разного рода совещательные органы, сменявшие друг друга на протяжении всего XVIII века.
26 марта 1801 г. Александр I упразднил учрежденный его августейшей бабкой в 1768 году Совет при высочайшем дворе и указом от 30 марта создал аналогичный упраздненному орган, который в данном акте был назван Советом непременным, а впоследствии стал именоваться Государственным советом или просто Советом. В Полном собрании законов Российской империи в предметном указателе он вновь фигурирует под названием Совета при высочайшем дворе, но в данном Манифесте и в других документах М. М. Сперанский называет его Государственным. Так, в том же 1810 году он, вспоминая начало александровского царствования, писал, что тогда «первое внимание обращено было на устройство Совета, в 1801 году он назван был Государственным»44. Все это обусловило разногласия по вопросу об именовании Совета в период с 1801 по 1810 год в русской дореволюционной исторической литературе45. В советской литературе он известен только под одним названием — Непременный совет.
Учрежденный 30 марта Совет непременный по своим правам и функциям мало чем отличался от Совета, бывшего при дворе Екатерины II. Зато отличия в учредительных актах довольно существенны. Согласно указу от 17 января 1769 г., Совет при высочайшем дворе создавался как орган совещательный, но чрезвычайный, на случай войны, и поэтому формально после заключения Кучук-Кайнарджийского мира не имел права на существование, но продолжал функционировать. Таким образом, указы об упразднении Совета при высочайшем дворе и учреждении Непременного совета были прежде всего призваны ликвидировать противоречие между буквой закона и духом екатерининского правления, превратив Совет из формально временного в постоянный орган. В указе от 26 марта была названа еще одна причина упразднения прежнего Совета. В упрек ему ставилось то, что «быв редко занимаем предметами существенными, доселе носил одно имя государственного установления, без ощутительного влияния на дела общественные»46. Но эта критика относилась уже главным образом к Совету павловского царствования. Павел I в последние годы своего правления обходился с Советом вовсе не «по сердцу» своей мате-
Образование
Государственного
совета
44 ЦГИА СССР,
ф. 1164,
оп. XVI т.,
ед. хр. 9 и 10,
ч. XII, л. 21 об.
Об этих разногласиях см.
подробнее-Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета.— Социально-политическая история СССР,
ч. 1. М. — Л., 1974, с. 150.
ПСЗ, т. XXVI, № 19805.
первой половины XIX века
Архив Государственного
совета, т. III,
ч. 1. СПб., 1878,
с. XX.
80 ри, что было явно не по нутру и господствующему классу им-
•эаконодательство перии, особенно его придворно-бюрократической верхушке. Совет, состоявший из наследника престола, канцлера вице-канцлера, генерал-прокурора и других высших должностных лиц, в 1799—1800 годах был фактически превращен в цензурный комитет, а в конце 1800 года и вовсе прекратил свои совещания.
Таким образом, в 1801 году упразднение временного Совета и образование Совета непременного имело своей целью восстановить Совет екатерининского образца, но не формально, а фактически. Для этого требовалось зафиксировать в законе и даже несколько расширить его компетенцию. Непременный совет оставался совещательным органом. Но ему предоставлялось право требовать от Сената, чтобы последний «учинил надлежащим местам точнейшие предписания» представить Совету «сведения, до государственных частей относящиеся» . Право на получение необходимой информации из всех государственных органов было обусловлено предоставлением Непременному совету другого более значительного права — «привести в ясность коренные части государственного управления». С этой целью он мог учреждать кодификационные комиссии и руководить ими, а кроме того, каждый член Совета получал право законодательной инициативы. Наказ Непременному совету предписывал обсуждать «все, что принадлежит до государственных постановлений временных, или коренных и непреложных».
Наказом регулировалось и внутреннее устройство Совета: порядок голосования, устройство канцелярии и форма регистрации законопроектов и законов.
Непременный совет, будучи бюрократически-совещательным органом при императоре, на протяжении девяти лет своего существования сравнительно активно участвовал в государственной деятельности. Правда, с течением времени роль его постепенно менялась. Если в первые месяцы царствования Александра I Совет был занят главным образом обсуждением важнейших внутри- и внешнеполитических дел, то после создания министерств и Комитета министров он стал заниматься преимущественно судебными делами. Правда, это было связано не только с увеличением роли министров, но и с общим уменьшением реформаторской деятельности в 1803—1809 годах.
Первоочередные задачи, поставленные в Манифесте, были решены Государственным советом лишь частично. Совет действительно приступил вскоре к рассмотрению проекта гражданского уложения. Обсуждению его первой части (семейное право) было посвящено в течение 1810 года 47 заседаний. В том же году приступили к рассмотрению второй части (имущественное и наследственное право). Обе части проекта были приняты почти полностью сначала в департаменте законов, а затем в общем собрании. Третья часть уложения (о договорах) была рассмотрена и принята только департаментом законов во второй половине 1812 года. В 1814 году по императорскому повелению общее собрание приступило к обсуждению второй редакции проекта всех трех частей уложения, но в 1815 году об-
суждение было приостановлено вследствие оппозиции проекту со стороны наиболее реакционной части Совета во главе с министром юстиции Д. П. Трощинским. В 1821 году Государственный совет получил указание вновь приступить к рассмотрению проекта гражданского уложения, затем вопрос был отложен до 1824 года, однако и тогда к его обсуждению практически не приступили.
В 1813—1814 годах департамент законов Государственного совета рассматривал также проекты уголовного и торгового уложений и устав гражданского судопроизводства.
Решая задачу преобразования министерской системы управления, Государственный совет одобрил манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению подлежащих», на основе которого 25 июня 1811 г., «вняв мнению Государственного совета», царь утвердил «Общее учреждение министерств»48.
Третьей задачей Совета Манифест объявлял финансовую реформу. План ее, подготовленный М. М. Сперанским, был частично осуществлен в одобренном Государственным советом манифесте 2 февраля 1810 г.49. В соответствии с ним сократились расходы, увеличились налоги, прекратился выпуск ассигнаций. Был введен единовременный налог для дворянства — по 50 коп. с каждой ревизской души. Пункт 7 манифеста гласил: «Отныне все чрезвычайные расходы учреждаются не иначе как по предварительном рассмотрении входящих от министров представлений в Государственном совете». С этого времени Совет стал постоянно нагружаться значительным количеством маловажных финансовых дел. Второй частью того же финансового плана стал манифест «Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов», который император утвердил 27 мая 1810 г., «вняв мнению Государственного со-вета»50.
Отделение первое
КОРЕННЫЕ ЗАКОНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Статьи I — II
Архаичная и расплывчатая формулировка ст. I определяет основную функцию Государственного совета — обсуждение всех законопроектов и других важнейших государственных дел с точки зрения их соответствия ранее изданным законам. Совет предстает здесь как орган, не обладающий самостоятельной властью, исключительно совещательный. Причем ст. I не противоречит другим нормам «Образования», в которых говорится, что Совет должен обсуждать не только законы, но и подзаконные акты центральных органов управления, а также судебные решения и приговоры.
V-овет должен был стать обязательной инстанцией обсужде-ия закона. Но фактически и после 1810 года многие законода-
Образование Государственного
псз,
т. XXXI, № 24307 и № 24686.
ПСЗ, т. XXXI,
№24116.
ПСЗ, т. XXXI,
№ 24244.
Законодательство
первой половины
XIX века
См.: Алексеев А. С.
Русское
государственное право. СПб., 1892,
с. 290; Эйхельман О.
Обзор
центральных
и местных
учреждений
управления
в России и устава
о службе
по определению
от правительства.
М„ 1890, с. 6.
Романович-Словатинский А. В. Система русского государственного права, т. 1. Киев, 1886, с. 182.
См.: Коркунов Н. М.
О значении формулы «вняв
мнению Государственного
совета». —
Юридическая
летопись, 1892,
№ 12, с. 351—353.
Щеглов В. Г.Указ. соч., с. 475—478.
55 См. подробнее:
Казанцев С. М. Сенатская реформа
1802 г. —
Правоведение,
1980, №4.
тельные акты обсуждались и принимались минуя его. В определенной мере этому способствовало и противоречие, содержащееся в самом «Образовании», § 30 которого прямо говорит о значительных исключениях из этого правила.
В ст. I, так же как и в Манифесте, для обозначения Государственного совета используется термин сословие. О значении его в дореволюционной юридической литературе высказывались различные мнения. Так, А. С. Алексеев и О. Эйхельман полагали, что М. М. Сперанский, именуя Совет сословием, придавал этому органу политическое значение, т. е. рассматривал его в качестве учреждения, в некоторой мере ограничивающего деспотизм монарха51. А. В. Романович-Словатинский даже вступил в полемику со Сперанским: «Наш Государственный совет неправильно назван Сперанским сословием. Он вовсе не составляет корпорацию с политической властью, выражаемой его большинством. Его персонал, подобно персоналу царской думы, неопределенен, совершенно зависит от усмотрения государя; он не представляет собою никаких сословий, никаких партий или общественных институтов с поручением или полно-мочием поддерживать их и за них ходатайствовать» .
Против такого толкования решительно выступал Н. М. Коркунов. Он указал, что в Своде законов, составлением которого руководил Сперанский, термин «сословие» вполне однозначно используется для обозначения любого юридического лица , и в доказательство сослался на т. IX Свода, где сословиями называются церкви и монастыри, и т. X, где говорится: «Имущества частные суть все те, кои принадлежат частным лицам и сословиям лиц, как-то: компаниям, товариществам, конкурсам» (ч. 1, ст. 416). Он напомнил также, что сословием называли еще Совет при высочайшем дворе в царствование Павла I, когда он уж никак не мог иметь никакого политического значения. Несмотря на очевидность приведенных фактических доказательств, точку зрения Н. М. Коркунова пытался опровергнуть В. Г. Щеглов. Для подтверждения того, что в первые годы XIX века под сословием понимали не юридическое лицо вообще, а политическое учреждение, ограничивающее власть императора, — прообраз парламента, он приводит высказывания некоторых сторонников сенатской реформы 1802 года, где Сенат именуется «почтенным сословием»54. Но мнение об олигархических и конституционных планах «сенатской партии» столь же малоубедительно'5, как и то, что термин «сословие» использовался в начале XIX века только для обозначения парламентского типа учреждений. Под сословиями тогда понимали если уж не любое юридическое лицо, то во всяком случае любое высшее коллегиальное учреждение.
Статья III
Это одна из основных, если не основная статья, определяющая статус Государственного совета, подчеркивающая полную зависимость его от императора. Правда, из этого правила в
1812—1814годах были сделаны исключения, которые значительно расширили права Совета, превратив его из сугубо совещательного органа в орган высшей исполнительной, с элементами законодательной, власти. 5 апреля 1812г. Совету было адресовано два царских указа: 1) «О соединении Государственного совета департаментов законов и государственной экономии и правах оных во время высочайшего отсутствия из столицы» и 2) «О порядке производства дел во время высочайшего отсутствия из столицы». Первый предоставлял соединенным департаментам право отпускать суммы свыше 10 тысяч рублей, не ожидая царских указов, но немедленно докладывая об этом государю56. Второй наделял Государственный совет правом давать указания министрам, но опять же с последующим уведомлением императора57.
Указом от 29 августа 1813 г. Государственному совету было дано право проводить свои решения, принятые большинством голосов, без извещения императора по всем делам, кроме принятия новых законов, установления или отмены налогов, сложения недоимок, возведения в дворянство и наказания дворян за преступления58. После возвращения императора в столицу эти полномочия Совета были отменены.
Статьи IV — IX
Государственный совет, как и все предшествовавшие ему совещательные органы при царе, формировался (вплоть до 1906 года) исключительно из представителей высшей бюрократии по усмотрению императора. В 1810году было назначено 35 членов Совета, в дальнейшем их число постоянно увеличивалось, к концу царствования Николая I оно достигло 59, а к началу XX века — 60.
Большинство членов Государственного совета были дворянского происхождения. По подсчетам В. М. Голикова, в первой половине XIX века из 175 членов Совета лишь трое происходили из духовенства, остальные — дворяне, из них 82 — титу-
со
лованные .
Вопреки ст. V в состав Государственного совета со дня его образования входили не только штатские, но и военные лица, причем число военных возрастало, так что к концу 1853 года почти половину его членов составляли генералы60.
Решающую роль в Совете играли министры, вносившие на его рассмотрение подавляющее большинство дел, поскольку остальные члены Совета не обладали правом законодательной инициативы.
Вопреки ст. VII император редко лично председательствовал в Совете.
11ервым председателем Совета в отсутствие императора был назначен государственный канцлер граф Н. П. Румянцев. С <-><£ по 1865 год председатель Государственного совета одновременно являлся и председателем Комитета министров. Прак-
Образование
Государственного
совета
ПСЗ, т. XXXII, № 25073.
ПСЗ, т. XXXII,
№ 25074.
ПСЗ,
т. XXXIII, № 25668.
См. подробнее:
ГоликовВ. М. Указ
соч., с. 10.
60 См.:
Зайончков-ский П. А. Правительственный аппарат самодержавной
России в XIX в. М., 1978, с. 130.
Законодательство
первой половины
XIX века
ПСЗ 2-е, т. XVII, № 15518,
стст. 10, 12.
Щеглов В. Г Указ соч., т. 2, с 389.
тически председатели Государственного совета занимали своипосты, как правило, в течение нескольких лет.
Статьи X — XVI
Первыми председателями департаментов были назначены: законов — граф П. В. Завадовский, военного — граф А. А. Аракчеев, гражданских и духовных дел — князь П. В. Лопухин, государственной экономии — Н. С. Мордвинов. Число членов департамента в «Образовании» определено не было. Впоследствии было установлено, что их не может быть менее трех. Учреждением Государственного совета 1842 года департаментам было предоставлено право приглашать по своему усмотрению к совещанию и лиц посторонних .
В своих правах и привилегиях члены Государственного совета, как присутствующие в департаментах, так и назначенные к присутствию только в общих собраниях, были равны.
Статья XV не имела в виду постоянную сменяемость членов Совета. Как правило, новые члены Совета назначались лишь в связи со смертью их предшественников.
Собрания в департаментах назначались председателями по мере накопления дел, общие собрания проходили всегда по понедельникам. Назначение чрезвычайных заседаний и отмена очередных зависела от председателя Совета.
Все члены Совета, за редким исключением, в основном для членов императорской фамилии, обязаны были являться в установленные дни на общие собрания. В случае невозможности присутствовать по причине болезни или законных нужд они должны были заранее поставить в известность государственную канцелярию.
Отделение второе
ОСОБЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Раздел I
Департамент законов, как и следует из его названия, предназначался только для обсуждения законов. Однако ни теоретических, ни юридических различий между законом и любым другим указом царя в Российской империи не было, по крайней мере в XIX веке. Впоследствии сам М. М. Сперанский признавал: «Совет назван в «Образовании» сословием, занимающимся только законодательными делами, а между тем к законам причислены уставы и учреждения, которые уже не суть законы, но меры к исполнению законов прилагаемые» . Кроме того, департамент впоследствии стал рассматривать и административные дела, в особенности связанные с вопросами государственной службы, и даже судебные.
Военный департамент рассматривал небольшое число дел, преимущественно военно-хозяйственных, касавшихся снабжения армии продовольствием и оружием, расквартирования войск, утверждения штатов воинских учреждений, военных рас-
ходов. С каждым годом число дел в нем уменьшалось. В архиве департамента за 1813 год не значится уже ни одного дела . В 1815 году управление военным департаментом было поручено Главному штабу64, и с тех пор он находился в двойном подчинении. Собрания военного департамента заканчиваются в 1854 году. Формально он упразднен в 1901 году.
Департамент гражданских и духовных дел рассматривал преимущественно гражданские и уголовные дела в качестве апелляционной инстанции, а также ходатайства о причислении к дворянству. Количество судебных дел значительно возросло в 1813 году, когда в департамент были переданы из Комитета министров доклады и рапорты Сената. Нередко они после обсуждения в департаменте передавались на рассмотрение общего собрания Совета. В период деятельности М. М. Сперанского в этом департаменте рассматривались дела о совершенствовании работы государственного аппарата, но со временем они исчезли65.
Основными задачами департамента экономии были обсуждение ежегодного бюджета и отчета о его выполнении, установление и изменение налогов, вопросы финансирования промышленности и торговли, в основном казенной. М. М. Сперанский в своем «Отчете в делах 1810