Анализ осуществления государственного земельного контроля в

Анализ осуществления государственного земельного контроля в

Г. Ставрополе

В городе Ставрополь государственный земельный надзор за использованием и охраной земель ведется в соответствии с земельным и иным законодательством, регулирующим деятельность по осуществлению государственного земельного контроля.

На специфику работ по ведению государственного земельного контроля (надзора) влияет совокупность следующих факторов: - месторасположение, размер и конфигурация; - распределения земельного фонда по угодьям; - формы, соотношения и размещения хозяйствующих субъектов на землях сельскохозяйственного назначения; - численность и состав населения, в том числе занятого в сельском хозяйстве, использования земли в черте населенного пункта и за ее пределами;

Становится очевидно, что на проведение государственного земельного контроля (надзора) так же непосредственно влияют динамика нарушений земельного законодательства, наличие профессионально-подготовленных кадров и материально-технической базы, необходимой для проведения работ по государственному земельному контролю.

Отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в порядке осуществления государственного земельного надзора за 2011 год провел 245 проверок, в т. ч. выявлено 147 нарушений земельного законодательства, на землях населенных пунктов – 147 нарушений; наложено штрафов на сумму – 327800 руб., взыскано – 148800 руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 97 единиц. Привлечено к административной ответственности 97 единиц, вынесено 97 предписания об устранении нарушения земельного законодательства.

За 2012 год отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 293 проверки, в т. ч. выявлено 245 нарушения земельного законодательства на площади 11,89 га. Наложено штрафов на сумму 436,2 тыс. руб., взыскано 442,0 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 152 единицы. Привлечено к административной ответственности 152 единицы, вынесено 232 предписания об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 140 нарушений на площади 7,1 га.

За 2013 год отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 381 проверку, в т. ч. выявлено 236 нарушений земельного законодательства на площади 18,2 га; наложено штрафов на сумму – 536,0 тыс. руб., взыскано – 542,28 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 146 единиц. Привлечено к административной ответственности 146 единиц, вынесено 220 предписаний об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 122 нарушений на площади 7,1 га.

Таблица 2 - Показатели ведения государственного

земельного контроля (надзора) в городе Ставрополе за 2011-2013 годы

Годы проверок Проведено проверок Выявлено нарушений Устранено нарушений
   
   
   

Сравнительные показатели о ходе государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь за 2011-2013 годы показаны в таблице 2 и рисунке 4.

Из приведенных данных таблицы 2 и рисунка 4 можно сделать вывод, что за 2012 год в городе Ставрополе гоземинспекторами выявлено наибольшее количество нарушений – 245, которое превышает показатель в 2011 г. в 1,7 раза и 1,03 раза в 2013 г. Количество устраненных нарушений было наибольшим в 2012 году, которое превышает в 2011 году в 1,2 раза и в 2013 году в 1,1 раза.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru

Рисунок 4 - Динамика выявленных и устраненных нарушений в городе Ставрополе

В 2011 году процент выявленных нарушений составлял 60,0% от проводимых проверок (т.е. каждая вторая проверка в 2011 году заканчивалась выявлением правонарушения), в 2012 году – 83,6%, в 2013 году – 61,9%, что говорит о уменьшении нарушений в области земельного законодательства в г. Ставрополь в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

Увеличилось количество проводимых проверок с 245 в 2011 году до 381 в 2013 году в 1,6 раза.

Анализируя рисунок 5 можно отметить, что сумма налагаемых и взысканных штрафов в Ставрополе за исследуемый период увеличивается. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности. Но хотелось бы отметить то, что в 2011 году сумма взысканных штрафов составляла только 45,4%, а в 2012 и 2013 гг. 101,3% и 101,2%, т.е. были взысканы штрафы за предыдущие периоды.

Все это говорит о том, что в городе проходит постоянный контроль за выплатой штрафов в сфере земельного законодательства и госземинспекторы жестко следят за его соблюдением.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru

Рисунок 5 - Динамика наложенных и взысканных штрафов за 2011-2013 годы в городе Ставрополе

В 2013 году сумма наложенных штрафов увеличилась по сравнению с 2011 и 2012 годом в 1,3 и 1,6 раза, а сумма взысканных штрафов увеличилась в 2,9 и 3,6 раза. Штрафы в Ставрополе как видно из рисунка 5 оплачиваются нарушителями. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru Нарушения земельного законодательства (свойственные рассматриваемому периоду) по землепользователям показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Количество нарушений земельного законодательства

Рисунок 6 - Количество нарушений земельного законодательства

Таблица 4 – Нарушения земельного законодательства за 2011-2013 годы

Наименование нарушения Выявлено нарушений (количество, ед.)
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов
Использование земельных участков не по целевому назначению
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

Количество выявленных нарушений по статье 7.1 (самовольное занятие земельного участка КоАП РФ) за 2012 в Ставрополе было наибольшим и увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 2011 годом и в 1,1 раза по сравнению с 2013 годом, по статье 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) КоАП РФ ч.1) количество выявленных нарушений увеличилось в 2012 в 1,9 раза по сравнению с 2011 годом, по статье 8.8 (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению КоАП РФ) количество выявленных нарушений было наибольшим также в 2012 году и по сравнению с 2011 и 2013 годами увеличилось в 1,6 раза (таблица 4).

Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства за 2011-2013 гг. в городе Ставрополе являются:

- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ) – 418 нарушений, что составляет 66,6 % от общего количества нарушений за исследуемый период;

- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ) – 102 нарушений, что составляет 16,2 % от общего количества нарушений.

Следует признать некоторые упущения и в организации надзорной деятельности органов контроля г. Ставрополя, которые, при их отсутствии, могли существенно улучшить показатели по выявляемости и устраняемости правонарушений, величине начисленных и взысканных штрафов. Планирование земельного надзора иногда оказывается не эффективным, т. к. этот список не несет в себе сведения о землепользовании (либо уплате земельного налога). Данное обстоятельство в подавляющем большинстве случаев (около 80 %) сделало невозможным проведение плановых проверок - организации не были найдены только по юридическим адресам, а найденные в 84 % не являлись землепользователями.

В установленный законом срок лицо, привлеченное к административной ответственности должно было добровольно погасить сумму который должен быть внесен на счет Управления Росреестра по Ставропольскому краю и предоставить лицу, вынесшему постановление – главному государственному инспектору по использованию и охране земель копию документа свидетельствующего об уплате административного штрафа. В случае отсутствия на указанную дату документа подтверждающего уплату административного штрафа назначенного как административное наказание, за совершение административного правонарушения, согласно Постановления о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором по использованию и охране земель Ставропольского составляется протокол о нарушении земельного законодательства по статье 20.25 неуплата административного штрафа и передается в мировой суд для дальнейшего производства

Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заключено соглашение с администрацией города Ставрополя о взаимодействии при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля. В целях заключения аналогичных соглашений с муниципальными образованиями на территории Ставропольского края, образец данного соглашения направлен в территориальные отделы Управления.

Предметом соглашения является организация взаимодействия органов государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального контроля, оказание методической помощи органам местного самоуправления в организации муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, проведение совместных проверок по выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства, своевременное предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ.

Государственными инспекторами по использованию и охране земель проведены консультации граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по телефону «горячей линии» на темы: «Исполнение предписаний об устранении нарушения земельного законодательства» «Порядок переоформления юридическими лицами постоянного (бессрочного) пользования земельными участками», «Порядок привлечения к административной ответственности в рамках государственного земельного надзора за самовольное занятие земельного участка» и др. Также с целью предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации в 2012 г. размещено 46 публикации по линии государственного земельного надзора.

В часы приема государственными инспекторами по использованию и охране земель проводится консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области земельного законодательства. На информационных стендах Управления размещена информация о порядке проведения проверок соблюдения земельного законодательства, о графике приема граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственными инспекторами по использованию и охране земель. На официальных сайтах администраций муниципальных районов размещается информация о мероприятиях, проводимых отделами в сфере осуществления государственного земельного надзора. На подсайте Управления Росреестра по Ставропольскому краю в разделе «Государственный земельный контроль (надзор)» размещен План проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель принимают участие в заседаниях комиссий по земельным вопросам при администрациях муниципальных образований.

Причинами обращения заявителей в суд по вопросу государственного земельного надзора, по мнению заявителей, являются незаконность действий по привлечению к административной ответственности по ст.ст.7.1, 8.8 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации.

Основаниями для удовлетворения требований заявителя является то, что в отношении спорного земельного участка имеются противоречивые сведения относительно его разрешенного целевого использования, суд находит недоказанной материалами дела вину нарушителей в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имеются допущенные административным органом процессуальные нарушения. Нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные ст. 25.4 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так как административный орган не располагал неоспоримыми и безусловными доказательствами уведомления субъекта административного правонарушения, и тем самым привлекаемое к административной ответственности лицо лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, суды пришли к выводу о незаконности действий Управления о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Для участия в проведении проверок эксперты и экспертные организации не привлекались, в виду отсутствия в Управлении аккредитованных экспертов и экспертных организаций.

В рамках мероприятий по государственному земельному надзору выявлены случаи причинения вреда растениям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что осуществление государственного земельного контроля в городе Ставрополь происходит не достаточно эффективно. Следует ужесточить и увеличить штрафные санкции, что приведет к увеличению наложенных штрафов, внести изменения в земельный кодекс Российской Федерации, приобрести дополнительные транспортные средства и техническое оборудование, улучшить финансирование и материально-технического обеспечения органов, осуществляющих госземконтроль.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в

Г. Ставрополе

В городе Ставрополь государственный земельный надзор за использованием и охраной земель ведется в соответствии с земельным и иным законодательством, регулирующим деятельность по осуществлению государственного земельного контроля.

На специфику работ по ведению государственного земельного контроля (надзора) влияет совокупность следующих факторов: - месторасположение, размер и конфигурация; - распределения земельного фонда по угодьям; - формы, соотношения и размещения хозяйствующих субъектов на землях сельскохозяйственного назначения; - численность и состав населения, в том числе занятого в сельском хозяйстве, использования земли в черте населенного пункта и за ее пределами;

Становится очевидно, что на проведение государственного земельного контроля (надзора) так же непосредственно влияют динамика нарушений земельного законодательства, наличие профессионально-подготовленных кадров и материально-технической базы, необходимой для проведения работ по государственному земельному контролю.

Отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в порядке осуществления государственного земельного надзора за 2011 год провел 245 проверок, в т. ч. выявлено 147 нарушений земельного законодательства, на землях населенных пунктов – 147 нарушений; наложено штрафов на сумму – 327800 руб., взыскано – 148800 руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 97 единиц. Привлечено к административной ответственности 97 единиц, вынесено 97 предписания об устранении нарушения земельного законодательства.

За 2012 год отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 293 проверки, в т. ч. выявлено 245 нарушения земельного законодательства на площади 11,89 га. Наложено штрафов на сумму 436,2 тыс. руб., взыскано 442,0 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 152 единицы. Привлечено к административной ответственности 152 единицы, вынесено 232 предписания об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 140 нарушений на площади 7,1 га.

За 2013 год отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 381 проверку, в т. ч. выявлено 236 нарушений земельного законодательства на площади 18,2 га; наложено штрафов на сумму – 536,0 тыс. руб., взыскано – 542,28 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 146 единиц. Привлечено к административной ответственности 146 единиц, вынесено 220 предписаний об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 122 нарушений на площади 7,1 га.

Таблица 2 - Показатели ведения государственного

земельного контроля (надзора) в городе Ставрополе за 2011-2013 годы

Годы проверок Проведено проверок Выявлено нарушений Устранено нарушений
   
   
   

Сравнительные показатели о ходе государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь за 2011-2013 годы показаны в таблице 2 и рисунке 4.

Из приведенных данных таблицы 2 и рисунка 4 можно сделать вывод, что за 2012 год в городе Ставрополе гоземинспекторами выявлено наибольшее количество нарушений – 245, которое превышает показатель в 2011 г. в 1,7 раза и 1,03 раза в 2013 г. Количество устраненных нарушений было наибольшим в 2012 году, которое превышает в 2011 году в 1,2 раза и в 2013 году в 1,1 раза.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru

Рисунок 4 - Динамика выявленных и устраненных нарушений в городе Ставрополе

В 2011 году процент выявленных нарушений составлял 60,0% от проводимых проверок (т.е. каждая вторая проверка в 2011 году заканчивалась выявлением правонарушения), в 2012 году – 83,6%, в 2013 году – 61,9%, что говорит о уменьшении нарушений в области земельного законодательства в г. Ставрополь в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

Увеличилось количество проводимых проверок с 245 в 2011 году до 381 в 2013 году в 1,6 раза.

Анализируя рисунок 5 можно отметить, что сумма налагаемых и взысканных штрафов в Ставрополе за исследуемый период увеличивается. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности. Но хотелось бы отметить то, что в 2011 году сумма взысканных штрафов составляла только 45,4%, а в 2012 и 2013 гг. 101,3% и 101,2%, т.е. были взысканы штрафы за предыдущие периоды.

Все это говорит о том, что в городе проходит постоянный контроль за выплатой штрафов в сфере земельного законодательства и госземинспекторы жестко следят за его соблюдением.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru

Рисунок 5 - Динамика наложенных и взысканных штрафов за 2011-2013 годы в городе Ставрополе

В 2013 году сумма наложенных штрафов увеличилась по сравнению с 2011 и 2012 годом в 1,3 и 1,6 раза, а сумма взысканных штрафов увеличилась в 2,9 и 3,6 раза. Штрафы в Ставрополе как видно из рисунка 5 оплачиваются нарушителями. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности.

Анализ осуществления государственного земельного контроля в - student2.ru Нарушения земельного законодательства (свойственные рассматриваемому периоду) по землепользователям показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Количество нарушений земельного законодательства

Наши рекомендации