Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
В налоговом законодательстве предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Критерием освобождения выступает показатель объема выручки. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать в совокупности 2 млн. руб.
Освобождение организаций от исполнения обязанностей налогоплательщиков по НДС применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с проведением операций по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ. Оно не действует в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Освобождение также не распространяется на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последующих календарных месяцев.
Решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика принимается в добровольном порядке. Но лица, использующие это право, обязаны письменно уведомить о своем решении налоговый орган по месту налогового учета. Уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, Представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого субъекты предпринимательства применяют освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении условий действует в течение 12 последовательных календарных месяцев. Лица, направившие в налоговые органы уведомление об использовании права на освобождение, не могут отказаться от него до истечения установленного срока. Исключение составляет случай утраты ими права на освобождение.
Налогоплательщик утрачивает право на освобождение, Если в течение периода использования права на освобождение сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) превысит налоговые ограничения или будет произведена реализация подакцизных товаров. Начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение (реализация), и до окончания периода освобождения налогоплательщик будет уплачивать налог на общих основаниях. Аналогично — при непредставлении документов (недостаточности, недостоверности сведений), то есть сумма НДС за этот период времени подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием пеней.
Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе как плательщик НДС.
Объектом обложения НДС являются следующие операции:
• реализация товаров, выполненных работ и оказанных услуг, осуществляемая на территории Российской Федерации;
• передача на территории РФ товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организацией, в том числе через амортизационные отчисления;
• выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
• товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются объектами обложения НДС:
• операции, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 39 НК РФ не признаются реализацией товаров, работ, услуг;
• передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению этих органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию этих объектов по их назначению);
• передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
• выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в установленных законодательством случаях;
• передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Налоговая база по НДС рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. При реализации (передаче, выполнении и т. д.) товаров (работ, услуг), облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каждой из этих групп товаров (работ, услуг). При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате. Доходы могут быть получены им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база по НДС как стоимостной размер объекта налогообложения определяется с учетом направлений реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг), видов деятельности налогоплательщика и специфики отдельных операций.
Наиболее общие принципы определения налоговой базы прослеживаются при реализации товаров (работ, услуг).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен и тарифов, учитывающих положения статьи 40 НК РФ.
При этом цены берутся без НДС, но с включением в них акцизов (для подакцизных товаров).Из оборота не вычитаются те налоги и иные платежи в бюджет, которые относятся по установленному порядку на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например: ЕСН, налог на землю и др.)
Аналогично определяется налоговая база по таким оборотам, как реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передача права собственности на предмет залога по ссуде залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг), оплата труда в натуральной форме.
В налоговую базу не входит стоимость возвратной тары за исключением случаев реализации тары предприятием-изготовителем. Однако в него включаются дополнительные издержки, такие как расходы на упаковку и транспортировку, осуществляемые покупателем по требованию поставщика.
Налоговая база при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов определяется как стоимость их обработки (включая затраты и прибыль), а по подакцизной продукции — как стоимость обработки с учетом акциза.
Определенные отличия имеют место при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Налоговая база определяется как стоимость этих или аналогичных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без НДС (ст. 159 НК РФ). Из содержания положений НК РФ (ст. 40 НК РФ) следует, что применяются рыночные цены также предыдущего периода.
Наиболее типичной операцией с товарами (работами, услугами) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету, выступает, как правило, передача такой продукции (работ, услуг) на непроизводственные нужды.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (хозспособ) налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций налоговой базойявляется стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), определяемая исходя из договорных цен с учетом их изменений. Изменения могут быть вызваны повышением (снижением) цен на строительные материалы и конструкции, тарифов на транспортные и другие виды услуг. В налоговую базу включаются и суммы, полученные от заказчиков сверх стоимости работ, например, в порядке возмещения произведенных затрат, не предусмотренных в первоначальной смете.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, учитывающей положения статьи 40 НК РФ, и стоимостью реализуемого имущества по балансу (остаточная стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ). Цена реализации и учетная стоимость включают НДС и акцизы.
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом НДС, и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ). Данное положение распространяется на продукцию по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров).
Спецификой НДС является сложный состав его налоговой базы.