Понятие, виды и значение мер пресечения в уголовном процессе. Основания и порядок их применения, изменения и отмены.
это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими обще. опасных деяний, предусмотренных уг. законом, или действий, препятствующих производству по уг. делу, а также для обеспечения исполнения приговора. Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несов-го под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. МП могут применяться органом, ведущим УП(с), лишь в том случае, когда собранные по УД до-ва дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа УПресл и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию УД или рассмотрению его судом,совершить предусмотренное УЗ ООД; противодействовать исполнению приговора. О применении, изменении либо отмене МП орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд - определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены. Орган, ведущий УП(с), объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления. Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и ДЛ, объявившего постановление о применении МП. МП отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами УД. Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.
Заключение под стражу: понятие, основания и процессуальный порядок их применения, продления и отмены.
Меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими обще. опасных деяний, предусмотренных уг. законом, или действий, препятствующих производству по уг. делу, а также для обеспечения исполнения приговора. Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несов-го под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность. К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.
2. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.
3. При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, обязаны изучить все материалы, содержащие основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.
4. Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.
5. Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.
7. Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе.
8. О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в части 1статьи 115 настоящего Кодекса, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, – не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера– уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.
9. Порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом.