Тема 2. Основы конституционного права РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебная программа
Самара 2011
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебная программа и методические рекомендации для студентов всех специальностей очного отделения
Самара 2011
Утверждена на заседании кафедры истории Отечества
24.02.2011 г., протокол № 7
Рекомендована к изданию методическим советом
Социально-гуманитарного Института
28.02.2011 г., протокол № 3
Правоведение: учеб. программа и метод. рекомендации к изучению курса для студентов всех специальностей очного отделения / сост. В.В. Коробейникова. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - 16 с.
Научный редактор:
кандидат юридических наук Я.Ю. Смирнов
©Коробейникова В.В., 2011
____________________________________________________________________
Лицензия на издательскую деятельность № 020861,
выдана Министерством печати и информации Российской Федерации
Подписано в печать 28.03.2011 г. Объем 1,0 п.л.
Формат 60х 84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ № 2732
Редактор Китаева Я.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Тематический план курса…………………………………………………………...3
Содержание курса……………………………………………………………………4
Планы семинарских занятий………………………………………………………..6
Задачи к семинарским занятиям………………………………………………....6; 9
Тесты………………………………………………………………………………...11
Вопросы к зачету (экзамену)……………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:изучение российского права, осознание его значения в жизни общества, воспитание у молодежи чувства уважения к Конституции страны и российскому законодательству, правам и свободам человека, иным правовым институтам.
Основные задачи курса:
- распространение знаний о праве как средстве преодоления низкого уровня правосознания и правовой культуры;
- развитие навыков самостоятельного правового мышления;
- выработка умения использовать полученные правовые знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В программе прослежены закономерности и особенности развития российского права на современном этапе. Программа содержит тематический план курса. Он рассчитан на аудиторные занятия на очном и аудиторные занятия на заочном отделении. Всего предусмотрено чтение лекций в объёме 24 часов и проведение семинарских занятий в объеме 6 часов. Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов дневного отделения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Тема занятий | Вид занятий и количество часов | ||
Лекции | Семинары | Коллоквиумы | ||
1. | Система органов государственной власти в РФ | |||
2. | Основы гражданского права в РФ | |||
3. | Основы семейного права РФ | |||
4. | Основы трудового права РФ | |||
5. | Основы административного права РФ | |||
6. | Основы жилищного права РФ | |||
7. | Основы уголовного права РФ | |||
8. | Основы законодательства о культуре в РФ | |||
Итого |
Программа содержит тематический план курса. Он рассчитан на аудиторные занятия на очном отделении. Всего предусмотрено чтение лекций в объеме 24 часов и проведение семинарского занятия в объеме 6 часов. В учебный план входят также самостоятельная работа студентов по курсу. Изучение курса заканчивается зачетом.
В течение семестра студенты заочники должны выполнить следующие задания:
- подготовиться письменно к семинарским занятиям;
- проработать тесты по семейному праву;
- решить задачи с помощью Трудового и Семейного кодексов;
- подготовиться к коллоквиуму по административному праву;
- подготовиться по вопросам к зачету.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Основы теории государства и права
Понятие, признаки и функции государства. Форма государства и её виды.
Происхождение и сущность права. Норма права: понятие, структура, классификация. Правоотношения: понятие, состав, основания возникновения, изменения и прекращения (юридические факты), виды. Источники права: понятие и система. Законы и подзаконные акты. Система российского права, его отрасли. Правонарушения: понятия и виды. Юридическая ответственность: понятие и виды.
Законность и правопорядок и их значение для современного общества.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задачи к семинару 1
Задача № 1
16-летний Михайлов подал заявление в ресторан «Москва» о приеме его на работу на должность официанта. Работодатель потребовал у него представления трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилой площади и семейном положении. Установив, что Михайлов не имеет трудовой книжки и характеристики, так как после окончания 8 классов долгое время болел и нигде не работал, и что он вместе с матерью проживает в качестве члена семьи нанимателя в доме, принадлежащем наймодателю на праве личной собственности, ему было отказано в приеме на работу.
Михайлов обратился с жалобой в районную прокуратуру.
Что должен предпринять прокурор?
Задача № 2
Гражданин Василевский, увидев объявление о приеме в магазин продавцом, пришел в отдел кадров трудоустраиваться. От него потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ИНН, медицинскую справку из поликлиники о состоянии здоровья, справки от психиатра и нарколога, справку о регистрации по месту жительства, характеристику с последнего места работы.
В качестве помощника прокурора района определите законность требований отдела кадров.
Задача № 3
Гражданин Харламов, увидев объявление о вакансии художника в архитектурное бюро, пришел в отдел кадров на собеседование. Там ему сказали, что готовы взять его на работу, но трудовой договор с ним заключат на год, чтобы проверить, хороший ли он работник, а через год будут решать вопрос о продлении договора.
Законны ли такие действия работодателя?
Дайте юридически мотивированный ответ.
Задача № 4
Ручьева обратилась с просьбой принять ее на работу экономистом. Работодатель, узнав, что у Ручьевой есть двое детей (2 года и 7 лет), отказал ей в приеме на работу.
Может ли Ручьева обжаловать отказ в приеме на работу?
Какое решение может быть вынесено в случае признания отказа в приеме на работу необоснованным?
В каких случаях отказ в приеме на работу признается необоснованным? На основании чего?
Задача № 5
Тимофеев был принят в автокомбинат № 5 водителем легковой автомашины. Приказом по автокомбинату он был перемещен для работы на автобусе, от которой отказался.
Правомерен ли отказ Тимофеева?
Является ли законным данный перевод на другую работу?
Задача № 6
Можно ли перевести работника, работающего по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, на работу по срочному трудовому договору?
Задача № 7
Приказом по организации бухгалтера Ивушкина уволили по собственному желанию. Ивушкин обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что заявление об увольнении он не подавал. Представитель работодателя пояснил в суде, что Ивушкин, поссорившись со своим непосредственным начальником, пришел в отдел кадров и устно заявил, что больше работать не собирается. На следующий день, а также в последующие дни он на работу не вышел и был уволен по п. 1 ст. 77 ТК. По данному факту Ивушкин разъяснил, что из-за конфликта на работе у него обострилась гипертоническая болезнь, он получил больничный лист и не приходил на работу.
Какое решение должен вынести суд?
Задача № 8
Воспитательница детского сада Садырина подала заявление с просьбой уволить ее по собственному желанию. По истечении 10 дней Садырина обратилась к заведующей детским садом с просьбой возвратить ей заявление, так как раздумала увольняться. Заведующая отказала ей в просьбе, ссылаясь на то, что уже подобрала на ее место нового работника, и Садырина будет уволена в соответствии с заявлением.
Законны ли действия заведующей детским садом?
Задача № 9
В связи необходимостью завершения работы по укладке бетона при строительстве многоэтажного дома старший производитель работ отдал распоряжение остаться всем бетонщикам на работе до полной укладки привезенного бетона. В связи с этим распоряжением указанные работники проработали на 4 часа больше своей ежедневной нормы рабочего времени. На вопрос рабочих о том, как будет компенсирована переработка, прораб ответил, что поскольку бетон был доставлен с нарушением графика и первую половину рабочего дня они в связи с этим находились в простое, оплата за дополнительные часы не полагается. В бухгалтерии рабочим пояснили, что оплата этих часов как сверхурочной работы может быть произведена только при наличии распоряжения (приказа) о привлечении к сверхурочной работе.
Имела ли место в данном случае сверхурочная работа?
Вправе ли прораб в сложившейся ситуации давать распоряжение о продолжении работы?
Имели ли бетонщики право отказаться от выполнения распоряжения?
Соответствует ли требованиям закона разъяснение, данное бухгалтером?
В каких случаях и в каком порядке работники могут привлекаться к сверхурочным работам?
Подлежит ли в указанном случае переработка дополнительной оплате?
Нормативные акты
Трудовой Кодекс. – М., 2011. - Раздел III.
Федеральный закон “О занятости населения в РФ” от 19.04.91 с изменениями и дополнениями// СЗ РФ. - 1996. - № 17. Ст. 1915 ; 2002. - № 30. Ст. 3033; 2003. - № 2. Ст. 160.
Литература
Зайкин, А.Д. Трудовой договор / А.Д. Зайкин - М.,1995.
Невская, М.А., Трудовое право. Учебное пособие / М.А. Невская, М.А. Шалагина. – М., 2010.
Трудовое право России. Практикум: учебное пособие / отв. редактор К.Н. Бусов. – М., 2008.
Семинар 2 Семейное право РФ
1. Брак: понятие, правовое значение, история развития. Заключение брака: условия, необходимые для заключения брака, порядок, процедура государственной регистрации. Препятствия к заключению брака. Расторжение брака: судебный и внесудебный порядок (процедура, условия, необходимые для расторжения брака в каждом из порядков). Признание брака недействительным.
2. Права и обязанности супругов в браке: понятие, классификация. Имущественные отношения супругов: законный и договорный режим совместного нажитого имущества. Брачный договор: понятие, порядок заключения, правовое значение. Раздел совместно нажитого в период брака имущества: порядок, способы раздела. Личное имущество каждого из супругов.
3. Права и обязанности родителей и детей: понятие, классификация. Установление отцовства, материнства. Права несовершеннолетних детей. Обязанности родителей, их права.
4. Алиментные обязательства членов семьи: понятие, виды. Алиментные обязательства родителей и детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи (основания возникновения, порядок взыскания и выплаты). Соглашение об уплате алиментов.
5. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, формы. Усыновление (удочерение): условия, порядок. Приемная семья: понятие, порядок формирования. Права ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Задача 1.
В орган загса обратились 20-летний Пулин и 15-летняя Середина с просьбой зарегистрировать их брак. По их словам, они уже год поддерживают фактические брачные отношения.
Узнав об этом, на следующий день в орган загса обратилась мать Серединой и потребовала, чтобы в регистрации брака было отказано, так как, по имеющимся у нее сведениям, год назад Пулин болел венерическим заболеванием, а также был и остается наркоманом, а поэтому не имеет права заключать брак.
Может ли быть при данных условиях зарегистрирован брак между Пулиным и Сердиной?
Задача 2.
Зеркалова обратилась к адвокату за разъяснениями вопроса о возможности заключения брака в следующей ситуации.
Когда ей было 10 лет, ее мать второй раз вышла замуж. Несмотря на то, что новому мужу матери было всего 22 года, он удочерил Зеркалову. Через 2 года ее отчим расторг брак с матерью, однако продолжал платить алименты до совершеннолетия Зеркаловой. В настоящее время ей исполнилось 18 лет и она хотела бы выйти замуж за своего бывшего отчима.
Что об этом говорится в Семейном кодексе?
Задача 3.
В феврале 1942 года Снегов и Морозова, проживая на оккупированной территории Смоленской области, обвенчались в церкви. Снегову было 17 лет, а Морозовой 16-лет. В марте 1943 года у них родился сын.
После окончания войны Морозова предложила Снегову зарегистрировать брак в органе загса, но он отказался. Прожив одной семьей со Снеговым до декабря 1964 года, Морозова с сыном переехала на постоянное местожительства в Подмосковье.
В 1965 году Снегов вступил в юридически оформленный брак с Платовой. В июле 1996 года Снегов умер. Кроме другого имущества, после Снегова остался зарегистрированный на его имя дом, построенный им с Морозовой в период их совместной жизни. Морозова желает получить свидетельство о праве наследования данного дома.
Является ли брак Снегова с Плаксиной действительным?
Задача 4.
В редакцию журнала «Домашний адвокат» пришло письмо: «Мы с моим другом решили пожениться. Есть проблема. Недавно у него родился ребенок. Его жена против развода. Я беременная. Хотелось бы, чтобы ребенок родился в браке. Как быть?».
Как может быть решена данная ситуация по семейному законодательству?
Задача 5.
Синюков, признанный судом особо опасным рецидивистом, после очередного отбытия наказания, вернувшись на свободу, познакомился с Лориной и предложил ей выйти за него замуж. Сначала Лорина согласилась, но, узнав об уголовном прошлом Синюкова, попыталась от регистрации брака отказаться. Однако после угроз Синюкова убить ее, если она не пойдет в загс, Лорина зарегистрировала брак с Синюковым.
При первой возможности Лорина сбежала из дома и уехала в другой город к родственникам. Там она обратилась к про курору с заявлением, в котором сообщила о случившемся.
Какая статья Семейного кодекса регулирует данную ситуацию?
Задача 6.
Каменская предъявила иск о признании ее брака с Обрезовым недействительным. В исковом заявлении Каменская указала, что ответчик при вступлении в брак ввел ее в заблуждение, рассказывая, что он входит в советы директоров нескольких коммерческих банков, имеет многочисленные валютные и рублевые счета, виллы, коттеджи, а также другую недвижимость в Западной Европе и Америке, польстившись на его богатство, она вышла за ответчика замуж.
Однако спустя некоторое время выяснилось, что рассказы Обрезова не соответствуют действительности, к тому же он платит алименты на ребенка от первого брака и состоит на учете в психоневрологическом диспансере.
Есть ли основания для признания брака недействительным?
Задача 7.
Клявлина, имеющая ребенка от первого брака, и Порошин, осужденный по приговору суда к лишению свободы сроком на 2,5 года, решили расторгнуть брак.
В каком порядке административном или судебном они могут расторгнуть брак?
Какие документы они должны при этом представить?
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 №6 ФКЗ и №7 ФЗК) // Российская газета – 2009. - 21 янв.
2. Семейный кодекс РФ. - М.,2010.
3. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». - М., 1997.
Литература
- Пчелинцева, Л.М. Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. - М, 2007.
- Дворецкий, В.Р. Брачный договор // В.Р. Дворецкий. - М., 2006.
- Комментарии к семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / под ред. С.А. Степанова. – М., 2010.
- Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2006.
- Признание брака недействительным по семейному кодексу РФ // Нотариус. - 2006. - № 5.
- Степанян, Ш.У. Брачный договор как регулятор имущественных отношений супругов в российском обществе / Ш.У. Степанян // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 2.
- Усыновление в российской федерации: правовые проблемы / Н.В. Летова. - М., 2006.
- Югай, О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака /О.Д. Югай // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 3.
Тесты по семейному праву
Тест №1
Тест №2
1. Допускается ли в Российской Федерации заключение брака через представителей?
А) нет;
Б) да;
В) да, но только в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ.
Тест №3
КОЛЛОКВИУМ
Литература
1. Административный кодекс РФ на 01.12.2010 г. - М., 2011.
2. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский. – М., 2007.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие государства. Теории происхождения государства.
2. Структура и система права. Отрасли права: понятие и виды.
3. Правонарушения: понятие и виды.
4. Основы конституционного права: предмет, метод, источники.
5. Основы конституционного строя РФ: понятие и виды.
6. Гражданство РФ: понятие, принципы, порядок приобретения и прекращения.
7. Права и свободы человека и гражданина.
8. Федеративное устройство РФ.
9. Система государственных органов России по Конституции РФ 1993.
10. Право собственности.
11. Понятие трудового договора. Заключение, изменение и расторжение трудового договора.
12. Рабочее время и время отдыха.
13. Понятие и источники семейного права. Брачный контракт.
14. Административная ответственность: понятие и признаки
15. Понятие и состав преступления.
16. Система и виды уголовных наказаний.
17. Брак: порядок заключения и расторжения. Брачный контракт.
18. Личные и имущественные отношения супругов.
19. Права и обязанности родителей, права детей.
20. Характеристика законодательства РФ о культуре. Органы управления культурой.
21. Характеристика законодательства РФ об образовании. Гарантии и права учащегося в процессе получения образования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II, III, IV. - М., 2011.
2. Жилищный Кодекс РФ. - М., 2009.
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ. - М., 2008 .
4. Конституция Российской Федерации. - М., 2010.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., 2011.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2010.
Учебники и учебные пособия
1. Артемьев А.М. Правоведение / А.М. Артемьев. – М., 2010.
2. Балашов А.И. Правоведение: учеб. для вузов / А.И. Балашов, Г.И. Рудаков. - СПб., 2010.
3. Горинов, Ю.А. Правоведение: практикум для вузов / Ю.А. Горинов, И.А. Куринова. - М., 2007.
4. Кулаков, К.П. Правоведение / К.П. Кулаков. – М., 2011.
5. Малько, А.В. Правоведение: учеб. / А.В. Малько, Г.Н. Комкова, З.И. Цыбуленко. - М., 2008.
6. Марченко, М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учеб. / Н.М. Марченко, Е.М. Дерябина. - М., 2010.
7. Пугинский, Б.И. Правоведение: учеб. / Б.И Пугинский. - М., 2011.
8. Пчелинцева, Л.М. Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. - М., 2008.
9. Шумилов, В.М. Правоведение: учеб. для вузов / В.М. Шумилов. - М., 2009.
Дополнительная литература
1. Гейхман, В.В. Трудовое право. Практикум. Учебное пособие для вузов / В.В. Гейхман. – М., 2011.
2. Гончаренко, Е.В. Соглашения об уплате алиментов: правовая природа, соотношение с иными договорами / Е.В. Гончаренко // Семейное и жилищное право. - 2006. - №3.
3. Гражданское право, часть первая / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М., 2005.
4. Громова, Н.А. Постатейный комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Н.А. Громова. - М., 2007.
5. Дворецкий, В.Р. Брачный договор / В.Р. Дворецкий. - М., 2006.
6. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М., 2007.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвёртая / под ред. С.А. Степанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010 – 1504 с.
8. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / под. ред. С.А. Степанова. – М., 2010. – 336 с.
9. Летова, Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Н.В. Летова. - М., 2006.
10. Невзгодина, Е.Л. Признание брака недействительным по семейному кодексу РФ / Е.Л. Невзгодина // Нотариус. - 2006. - №5.
11. Пиляев, В.В. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В.В. Пиляев. - 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2010. – 896 с.
12. Постатейный комментарий к жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. О.А. Городова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2009. – 464 с.
13. Садиков, О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть вторая (постатейный) / О.Н. Садиков. - М., 2006.
14. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Г.Д. Садовникова. - М., 2006.
15. Степанян, Ш.У. Брачный договор, как регулятор имущественных отношений супругов в российском обществе / Ш.У. Степанян // Семейное и жилищное право. - 2006. - №2.
16. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М., 2006.
17. Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака / О.Д. Югай // Семейное и жилищное право. - 2006. - №3.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебная программа
Самара 2011
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебная программа и методические рекомендации для студентов всех специальностей очного отделения
Самара 2011
Утверждена на заседании кафедры истории Отечества
24.02.2011 г., протокол № 7
Рекомендована к изданию методическим советом
Социально-гуманитарного Института
28.02.2011 г., протокол № 3
Правоведение: учеб. программа и метод. рекомендации к изучению курса для студентов всех специальностей очного отделения / сост. В.В. Коробейникова. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - 16 с.
Научный редактор:
кандидат юридических наук Я.Ю. Смирнов
©Коробейникова В.В., 2011
____________________________________________________________________
Лицензия на издательскую деятельность № 020861,
выдана Министерством печати и информации Российской Федерации
Подписано в печать 28.03.2011 г. Объем 1,0 п.л.
Формат 60х 84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ № 2732
Редактор Китаева Я.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Тематический план курса…………………………………………………………...3
Содержание курса……………………………………………………………………4
Планы семинарских занятий………………………………………………………..6
Задачи к семинарским занятиям………………………………………………....6; 9
Тесты………………………………………………………………………………...11
Вопросы к зачету (экзамену)……………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:изучение российского права, осознание его значения в жизни общества, воспитание у молодежи чувства уважения к Конституции страны и российскому законодательству, правам и свободам человека, иным правовым институтам.
Основные задачи курса:
- распространение знаний о праве как средстве преодоления низкого уровня правосознания и правовой культуры;
- развитие навыков самостоятельного правового мышления;
- выработка умения использовать полученные правовые знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В программе прослежены закономерности и особенности развития российского права на современном этапе. Программа содержит тематический план курса. Он рассчитан на аудиторные занятия на очном и аудиторные занятия на заочном отделении. Всего предусмотрено чтение лекций в объёме 24 часов и проведение семинарских занятий в объеме 6 часов. Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов дневного отделения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Тема занятий | Вид занятий и количество часов | ||
Лекции | Семинары | Коллоквиумы | ||
1. | Система органов государственной власти в РФ | |||
2. | Основы гражданского права в РФ | |||
3. | Основы семейного права РФ | |||
4. | Основы трудового права РФ | |||
5. | Основы административного права РФ | |||
6. | Основы жилищного права РФ | |||
7. | Основы уголовного права РФ | |||
8. | Основы законодательства о культуре в РФ | |||
Итого |
Программа содержит тематический план курса. Он рассчитан на аудиторные занятия на очном отделении. Всего предусмотрено чтение лекций в объеме 24 часов и проведение семинарского занятия в объеме 6 часов. В учебный план входят также самостоятельная работа студентов по курсу. Изучение курса заканчивается зачетом.
В течение семестра студенты заочники должны выполнить следующие задания:
- подготовиться письменно к семинарским занятиям;
- проработать тесты по семейному праву;
- решить задачи с помощью Трудового и Семейного кодексов;
- подготовиться к коллоквиуму по административному праву;
- подготовиться по вопросам к зачету.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Основы теории государства и права
Понятие, признаки и функции государства. Форма государства и её виды.
Происхождение и сущность права. Норма права: понятие, структура, классификация. Правоотношения: понятие, состав, основания возникновения, изменения и прекращения (юридические факты), виды. Источники права: понятие и система. Законы и подзаконные акты. Система российского права, его отрасли. Правонарушения: понятия и виды. Юридическая ответственность: понятие и виды.
Законность и правопорядок и их значение для современного общества.
Тема 2. Основы конституционного права РФ
Понятие конституционного права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Гражданство РФ. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ. Конституционные основы российского федерализма. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.