ООН и международное сотрудничество государств по предупреждению преступности
Международное сотрудничество по борьбе с преступностью - сотрудничество по борьбе с преступлениями, общественная опасность которых требует объединения усилий государств в борьбе с ними. Это и сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, и. совместные усилия государств по борьбе с общеуголовной преступностью. Это сотрудничество осуществляется, как правило, на договорной основе (в форме конвенций, договоров, соглашений).
На сегодняшний день существует много международных организаций: НАТО, Евросоюз, ООН.
Международная преступность координируется в основном в сфере терроризма, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Также законодательство выделяет преступление против мира и безопасности человека.
Статистику международной преступности ведет организация Интерпол. Статистическая служба организации ведет два вида учета: статистику национальной преступности (данные по странам) и статистику «международных преступлений». Борьба с национальной преступностью в настоящее время существенно осложняется в связи с ростом таких преступлений, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества
Россия активно участвует в деятельности направленной на борьбу с международной преступностью. Основной орган государственной власти задействованный в этой проблеме - Министерства Иностранных дел. Хотелось бы обозначить некоторые значимые вопросы, касаемые международной преступности, в которых Россия принимала непосредственное участие:
1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000.
2. Выступление А. В. Змеевского на пятой сессии конференции государств-участников ООН против коррупции. 26.11.2013. Панама
3. Выступление министра иностранных дел С.В. Лаврова на церемонии открытия Глобального контр-террористического форума. 22.09.2011 Нью-Йорк.
ООН осуществляет все организационные вопросы по созданию и деятельности вспомогательных органов, разрабатывает основные направления их деятельности, утверждает рекомендации, принимает резолюции и программы.
Под эгидой данного органа осуществляет свою деятельность Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгресс разрабатывает и принимает руководящие принципы и программы борьбы с преступностью и ее предупреждения в контексте международного сотрудничества государств, рекомендации но искоренению отдельных видов преступлений, осуществляет обмен опытом между государствами в данной сфере. В рамках Конгресса рассматриваются такие вопросы, как обеспечение безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств и представителей; выработка мер против пыток, незаконной торговли наркотиками; разработка принципов защиты лиц, подвергшихся аресту; минимальные правила обращения с преступниками; рекомендации по борьбе с организованной преступностью и т.д. Конгресс заседает один раз в пять лет.
Конгресс относится к числу уникальных институтов и инструментов ООН по отысканию современных способов реагирования государств, народов и всего международного сообщества на преступные проявления во всем их многообразии. Сегодня это самый авторитетный международный орган в сфере борьбы с преступностью.
Как уже отмечалось, в 1872 г. в Лондоне собрался Международный пенитенциарный конгресс. Он положил начало целой череде пенитенциарных конгрессов, которые в России одно время именовались "тюремными", что полностью соответствовало их содержанию, так как основное внимание конгрессы уделяли рассмотрению вопросов исполнения наказания в виде изоляции осужденного от общества. В 1890 г. Международный тюремный конгресс собирался в Петербурге. Следует отметить, что в тот период человечество предпринимало консолидированные и невиданные до того усилия в целях борьбы с преступностью. Стало создаваться множество различных международных структур. Так, в 1885 г. в Антверпене был учрежден Конгресс уголовной антропологии, который собирался еще несколько раз. Самое активное участие в работе таких форумов принимали российские юристы, например Д. А. Дриль [43. С. 751 – 755].
Международный конгресс в Лондоне учредил Международную тюремную комиссию, которой было поручено заниматься сбором статистических данных в пенитенциарной области, содействовать проведению уголовной реформы и созывать международные конференции. Комиссия просуществовала достаточно долго и даже работала в рамках системы Лиги Наций, где провела в течение 1925—1935 гг. три конференции. Последняя из этих конференций переименовала Международную тюремную комиссию в Международную уголовную и пенитенциарную комиссию.
Лига Наций, как известно, была распущена, такая же участь постигла и Международную уголовную и пенитенциарную комиссию. Однако вопрос о борьбе с преступностью с повестки дня не был снят, и сразу после создания ООН функции и архивы этой Комиссии перешли во вновь созданную организацию. В своей резолюции 415 (V) от 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея санкционировала передачу ООН функций Международной уголовной и пенитенциарной комиссии и одобрила инициативу, в соответствии с которой ООН обязалась каждые пять лет проводить международный конгресс для обсуждения политиками, чиновниками, учеными и специалистами в этой области любых актуальных проблем борьбы с преступностью.
Очередной, XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, прошедший 12—19 апреля 2010 г. в Бразилии, совпал с 55-летием начала проведения таких конгрессов ООН. Формат проведения данного мероприятия соответствовал руководящим принципам ООН, изложенным в п. 2 резолюции 56/119 от 19 декабря 2011 г., с учетом выработанных выводов и рекомендаций, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 62/173.
Во время открытия Конгресса Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратил внимание на то, что организованная преступность как никогда ранее угрожает международному миру и безопасности. Всем странам необходимо стремиться к укреплению двустороннего, регионального и международного сотрудничества, которое должно включать в себя гражданское общество, СМИ, частный сектор, экспертов уголовного правосудия, социологов, а также местные и региональные власти.
В ходе проведения Конгресса государства впервые наметили процесс объединения принципов и стандартов ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также сформулировали предложения по усовершенствованию системы противодействия преступности, такие как: разработка для всех компонентов системы уголовного правосудия комплексных и рассчитанных па длительную перспективу конкретных программ оказания технической помощи;
— активизация государствами своей внутренней политики в области предупреждения транснациональной, экономической и экологической преступности, в частности путем разработки всеобъемлющих и комплексных мер с участием разных сторон, включая межправительственные, неправительственные организации, СМИ, частный сектор и общество;
- разработка государствами, которые не произвели процесс имплементации международно-правовых документов в сфере хищения и незаконного оборота культурных ценностей (если это не противоречит их правовым и конституционным основам), эффективного законодательства в данной сфере, учитывая Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970), Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000), а также Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей (1990);
- продолжение работы по заключению двусторонних договоров о выдаче и взаимной правовой помощи, пока рассматривается вопрос о разработке конвенции о международном сотрудничестве в уголовных делах;
— проведение ЮНОДК в сотрудничестве с другими компетентными организациями исследования такого явления, как фальсификация, в частности пиратское использование цифровых мультимедийных средств, которое (исследование) отражает актуальность процесса международного сотрудничества по противодействию преступности в условиях глобализации;
— рассмотрение Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию вопроса о выявлении возможных пробелов и потребностей в указанной сфере и представление рекомендаций по его решению с целью возможного согласования глобальной конвенции о международном сотрудничестве в уголовных делах, учитывая появление новых технологий (например, использование видеоконференций при даче свидетельских показаний), а также обращение особого внимания на более эффективное использование существующих правовых документов.
С учетом прогрессирующей роли ООН в развитии сотрудничества государств по противодействию преступности принятые на Конгрессе акты должны стать твердой основой для разработки и принятия международных договоров в сфере уголовного правосудия, которые затем будут исполняться государствами — участниками ООН.
В рамках ЭКОСОС действует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. ЭКОСОС может поручить данному вспомогательному органу провести исследования и составить доклады по определенным проблемам, подготовить рекомендации для Генеральной Ассамблеи ООН, проекты международных соглашений. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию была учреждена в качестве функциональной комиссии ЭКОСОС в 1992 г. вместо Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.
В настоящее время Комиссия осуществляет следующие основные функции:
а) разработка руководящих принципов для ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
б) разработка, контроль и обзор хода осуществления программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия на основе системы среднесрочного планирования в соответствии с приоритетными принципами;
в) содействие и помощь в координировании мероприятий институтов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
г) мобилизация поддержки программы со стороны государств-членов;
д) подготовка к конгрессам ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и рассмотрение представляемых конгрессами предложений в отношении возможных тем программы работы.
Комиссия состоит из представителей государств по принципу географического представительства, осуществляющих свои функции в течение трех лет.
Другой вспомогательный орган ЭКОСОС — Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). Эта организационная структура осуществляет свою программу по борьбе с преступностью и является отделом ООН, ответственным за предупреждение преступности, уголовное правосудие и реформу уголовного законодательства. Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. В основу его стратегии положено международное сотрудничество и предоставление помощи. Управление содействует культуре, основанной па добросовестности и уважении закона, способствует участию гражданского общества в борьбе с преступностью и коррупцией.
ЮНОДК оказывает содействие в разработке новых международных правовых документов по глобальной преступности. Немаловажную роль оно сыграло в принятии Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и трех протоколов к ней, а также Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу в декабре 2005 г. Управление способствует их ратификации и помогает государствам в реализации их положений на практике.
ЮНОДК обеспечивает техническое сотрудничество в целях укрепления потенциала правительств для модернизации систем уголовного правосудия. В 1999 г. в сотрудничестве с Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия оно начало осуществление Всемирной программы борьбы с коррупцией, Глобальной программы борьбы с торговлей людьми и Глобальных исследований по организованной преступности. Правоохранительная группа ЮНОДК по борьбе с организованной преступностью помогает государствам в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции в принятии эффективных практических шагов в борьбе с организованной преступностью.
ЮНОДК содействует применению стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного судопроизводства как ключевых компонентов гуманных и эффективных систем уголовного правосудия — главных условий борьбы с национальной и международной преступностью. Более 100 стран использовали эти стандарты при разработке национального законодательства и политических мер. ЮНОДК анализирует возникающие тенденции в области преступности и правосудия, разрабатывает базы данных, выпускает глобальные обзоры, собирает и распространяет информацию, а также проводит оценки потребностей конкретных стран и мер раннего предупреждения, например об эскалации терроризма.
При ООН действуют и различные научно-исследовательские институты, в том числе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Эти институты занимаются изучением различных вопросов в области преступности, разрабатывают меры по борьбе с ней и по координации деятельности правоохранительных органов в конкретных регионах. Одной из таких научных структур ООН выступает Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ), который является межрегиональным исследовательским органом, тесно сотрудничающим с программой ЮНОДК по преступности. Институт был основан в 1968 г., он содействует и оказывает поддержку проведению исследований совместно с заинтересованными странами в целях создания надежной базы знаний и информации по организованной преступности и, в частности, по борьбе против торговли людьми, коррупции и терроризма. Институт работает над определением стратегий по предупреждению и контролю преступности в целях содействия социально-экономическому развитию и защите прав человека, а также над выработкой практических систем, направленных на обеспечение поддержки в формировании, осуществлении и оценке практической политики. Он также разрабатывает и осуществляет учебную деятельность в этой области на международном и национальном уровнях, содействует обмену информацией через свой международный центр документации по криминологии.
Институт проводит и организует конкретные исследования в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. Распространяя свои исследования и данные, он содействует выработке более совершенной политики по предупреждению и контролю преступности.
Определенную деятельность в области международной борьбы с преступностью осуществляют и специализированные учреждения ООН в рамках своей компетенции. Так, Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) занимается вопросами профилактики правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ; ЮНЕСКО координирует сотрудничество государств в сфере защиты культурных ценностей от хищений и уничтожения; ИМО в соответствии с Конвенцией ООН но морскому праву сотрудничает с государствами в борьбе с преступлениями, совершаемыми в открытом море.
Создание Интерпола как международной организации уголовной полиции. Основные задачи, цели и структура Интерпола. Интерпол и борьба с транснациональной уголовной преступностью, отдельными видами преступлений
Интерпол - международная организация уголовной полиции, крупнейшая в мире международная межправительственная организация, принимающая участие в борьбе с общеуголовной преступностью.
Международная организация уголовной полиции Интерпол (International Criminal Police Organization–INTERPOL) — крупнейшая в мире международная межправительственная организация, принимающая участие в борьбе с общеуголовной преступностью.
Членами организации являются 192 государства. Штаб квартира расположена в Лионе (Франция).
Идея создания Международной организации уголовной полиции возникла в 1914 году на первом международном конгрессе криминальной полиции в Монако. Юристы и служащие полиции из 14 стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учету международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников.
В 1923 году на втором международном конгрессе криминальной полиции эта идея была реализована и создана Международная комиссия уголовной полиции (International Criminal Police Commission, ICPC) с центром в Вене (Австрия).
В 1938 году организация практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией и последовавшего в 1942 году переезда штаб-квартиры ICPC в Берлин.
Организация была воссоздана по инициативе бельгийского правительства в 1946 году. Новая штаб-квартира расположилась в Париже (Франция). Тогда же впервые появилось сокращение INTERPOL (international police), которое было выбрано для обозначения телеграфного адреса организации.
В 1956 году организация стала полностью автономной, получила свое нынешнее название и устав. В 1989 году штаб-квартира организации (Генеральный секретариат) переехала в Лион.
В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила межправительственный статус Интерпола как наблюдателя. В 2004 году было открыто региональное отделение Интерпола при штаб квартире ООН в Нью Йорке (США).
В 2009 году региональное отделение организации было открыто при штаб квартире Евросоюза в Брюсселе (Бельгия).
СССР стал членом Интерпола 27 сентября 1990 года на 59 й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в Оттаве (Канада). С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). После распада СССР НЦБ Интерпола России стало правопреемником союзного Бюро.
Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах России.
Интерпол обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции, ведущееся в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.
Высший руководящий орган — Генеральная Ассамблея. В период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями является Исполнительный комитет во главе с президентом. С ноября 2012 года президентом Интерпола является Мирей Баллестрази (Mireille Ballestrazzi), которая до этого в течение двух лет занимала должность вице президента организации.
Постоянно действующий рабочий орган — Генеральный секретариат.
В составе секретариата действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. В структуре полицейского отдела действуют подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием и международным терроризмом, подотдел обработки информации о различных фактах фальшивомонетничества. Специальный подотдел занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. Он включает службу руководителя со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящуюся в Бангкоке (Таиланд), группу по проведению операций и группу разведки.
Особое положение в системе органов управления Интерполом занимают Национальные центральные бюро (National Central Bureau, НЦБ), идея создания которых была предложена на Генеральной Ассамблее в Берлине в 1926 году.
Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств поступают непосредственно к руководителю НЦБ данной страны. Так достигается высокая оперативность деятельности.
Информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надежно защищенными. Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I 24/7.
Специалисты Интерпола регистрируют сведения о международных преступлениях, отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. Также ведутся картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и других ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных телах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира.
Интерпол ведет розыск лиц, подозреваемых в совершении международных преступлений, включая оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В случае успеха преступника задерживают и водворяют под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.
Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и были собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства инициатора розыска.
Также организация ведет розыск похищенных ценностей (транспортных средств, произведений искусства, археологических ценностей, оружия).
Основные цели Интерпола
Основные цели организации сформулированы в ст. 2 Устава Интерпола:
· обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;
· создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Устав запрещает любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава).