Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, их типология и классификация
Корыстный тип преступника подчеркивает наличие у всех лиц, совершивших корыстные преступления, общего качественного признака – корысти. Это качество может быть однородным или неоднородным, большим или меньшим по объему, устойчивости, т.е. с определенными количественными характеристиками. Учитывает это следующая классификация корыстных преступников:
Монокорыстный тип или «чистая» корысть не связана с агрессивностью, насилием и реализуется « тихим» способом кражи, мошенничество, взяточничество и др.
Насильственно-корыстный тип сопряжен всегда с насилием, находит отражение в агрессивных формах корыстного поведения. Грабеж, разбой, рэкет и др. присущи насильственно-корыстному типу.
Псевдокорыстный тип объединяет лиц, у которых корыстный личный интерес едва выражен или отсутствует вовсе. Их антиобщественное поведение отражает внешние признаки корыстного преступления. Это может быть поведение лица, ворующего «за компанию», у которых мотив преступных действий определяется не корыстью, а конформизмом, стремлением приспособится к нравственным ценностям преступной группы, при внутреннем, субъективном их принятии.
С учетом количественной характеристики корысти (объем, степень выраженности и т.п.) корыстные преступники соответствующих типов могут быть: профессиональными, злостными, ситуационными, импульсивными.
Профессиональный корыстный преступник
По качественному содержанию корысть может быть как монокорыстным, так и насильственно-корыстным преступлением.
К монокорыстным профессиональным преступникам следует отнести профессиональных воров, мошенников, т.е. тех, кто преступным способом извлекает материальную выгоду.
К насильственно-корыстным профессиональным преступникам следует отнести лиц, которые в качестве средства приобретения материальных благ используют насилие в любой форме: от психической угрозы до любой степени физического воздействия над потерпевшим. К ним относят лиц, профессионально занимающихся грабежами бандитизмом, рэкетом, разбоями.
Общий признак, позволяющий говорить о профессиональном преступнике монокорыстного или насильственно-корыстного типа, – профессионализм.
Злостный корыстный преступник
По качественным признакам корысти этот тип может быть как моно-корыстный, так и насильственно-корыстный. Злостность корыстного преступника выражается в многократном совершении преступлений, которые превращаются в привычный род занятий, однако черты профессионализма отсутствуют. Как и профессиональные преступники, злостные корыстные преступники могут быть участниками преступных сообществ.
Ситуативный корыстный преступник
Представители этого типа совершают корыстные преступления под влиянием криминогенных обстоятельств внешней среды. Корыстный ситуативный преступник может применять насильственные и ненасильственные способы реализации преступных намерений и, следовательно, быть монокорыстным и насильственно-корыстным.
В основу выделения корыстных преступников ситуативного типа по-ложен типичный для этой группы признак – корысть. Проявление корысти для ситуативного преступника, выражение корысти вовне возможно только при доминирующем криминогенном влиянии обстоятельств. Для этой категории преступников очень характерно сильное влияние конкретной жизненной ситуации.
Импульсивный псевдокорыстный тип
Импульсивность обозначает быстрое внезапно сформировавшееся побуждение, которое вызывает определенное действие. Для этой категории корыстных преступников реализация корысти (псевдокорысти) возможна лишь в форме импульсивных действий. Эти действия могут быть противоправными, преступными, но не дающими лицу никаких имущественных выгод. Этот тип личности преступника оценивает свои действия позже, уже после наступления последствий. Для этой категории характерно отсутствие лично значимых корыстных стремлений. У них, как правило, не сформированы корыстные качества.
Криминологическая характеристика лиц, совершающих разбой.Криминологическая характеристика лиц, совершивших разбой, свидетельствует о стойкой корыстной направленности. Как правило, эти лица ранее привлекались к уголовной ответственность за кражи, грабежи, хулиганство. Их характерными признаками являются импульсивность, которая проявляется в сниженном контроле за своим поведением, пренебрежение социальными нормами, агрессивность, значительная отчужденность, что снижает способность адекватной оценки ситуации.
Им свойственны такие черты личности, как ригидность, застреваемость, что усиливает их агрессивность, а так же импульсивность и неуправляемость поведения. Их поведение определяется тенденцией к удовлетворению возникающих желаний и потребностей, что сочетается с нарушением общей нормативной регуляции поведения, интеллектуального и волевого контроля.
Особо выражено стремление к самоутверждению. Для них характерны низкий культурный и духовный уровень развития, деньги и иные ценности составляют главную часть их бытия. Именно без них они чувствуют свою ущербность и испытывают беспокойство.
Нельзя не отметить роль и степень участия женщин в разбоях, а так же личностную характеристику женщин-разбойниц. Женщины, как правило, выполняют функцию пособниц, они завлекают жертву, спаивают ее, помогают соучастникам скрыться, сбывают похищенное. Совершая преступление вместе с мужчинами, они более изощренны, агрессивны, жестоки, способны выполнить действия, традиционно считающиеся мужскими. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, таким путем женщины утверждают себя в группе и в глазах определенных мужчин, и, во-вторых, они рассчитывают на мужчин, чтобы подавить сопротивление потерпевшего.
Воры. Преступная деятельность воров начинается раньше, чем у многих других правонарушителей. Следовательно, они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и с теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается значительный антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антисоциальному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Раннее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что воры по сравнению с насильственными преступниками и хулиганами более дезадаптированы, находятся в большей социально-психологической изоляции от микросреды, ценностей, позитивного общения.
В тесной связи с этими обстоятельствами следует рассматривать данные об их семейном положении, занятости, уровне квалификации и образования и т.п.
Что касается семейного положения всей этой категории преступников, то среди них очень высока доля лиц, не состоявших в браке, и тех, чья семья распалась. Можно обоснованно предположить, что это связано с наличием среди них значительного числа многократно судимых рецидивистов (лиц, судимых 5 и более раз, в их числе в 2 – 2,5 раза больше, чем среди остальных преступников), длительным пребыванием в местах лишения свободы, постоянным ведением антиобщественного образа жизни. Образовательный уровень лиц, совершающих кражи, примерно такой же, что и основной массы преступников. Нередко фактическое образование, знания далеко не соответствуют тому уровню, который зафиксирован в соответствующих документах.
Низкому уровню культуры лиц, совершающих кражи обычно сопутствуют примитивные интересы, запросы, стремление к удовлетворению низменных удовольствий, особенно к пьянству. Среди воров немало лиц, которые нуждаются в принудительном лечении от алкоголизма, что является существенным препятствием их успешной ресоциализации в будущем. Немало среди них и лиц с психическими аномалиями.
Карманные кражи.Карманными кражами наносится значительный экономический ущерб обществу. По данным исследований, только прямой экономический ущерб с учетом латентности составляет в год около 4,5 млрд. руб. Карманные воры отличаются высоким уровнем профессионализма. Давая характеристику возрастным параметрам этих преступников, констатируем, что лидирующее положение занимают лица в возрасте 36-40 лет. За данной группой следуют (в порядке убывания) лица в возрасте 40-45 лет 30-35 лет. Возраст подавляющего большинства участников карманных краж соответствует возрасту максимальной активности основной части трудоспособного населения нашей страны.
Достаточно высок у карманных воров образовательный уровень. Подавляющее большинство карманников имеют среднее и средне-специальное образование.
Одной из существенных особенностей участников карманных краж является отсутствие либо формальное наличие у них работы (это, как правило, работа в качестве вахтеров, сторожей, приемщиков стеклопосуды и вторсы-рья (у мужчин) и нянечек, санитарок, уборщиц (у женщин). Работа таких видов обеспечивают преступникам свободное время для совершения преступлений, «иммунитет» от пристального внимания органов внутренних дел.
Мотивы совершения карманных краж распределяются следующим образом: цель наживы, жадность, склонность к легкой жизни, легкомыслие, беспринципность, стремление выйти из материальных затруднений, пьянство.
Грабежи и разбои.Криминологический анализ лиц, совершающих преступления против собственности показал следующее:
- значительное число грабежей и разбоев совершаются бродягами, лицами, злоупотребляющими алкоголем;
- наметилась тенденция увеличения числа грабежей, разбоев, совершаемых лицами, употребляющими наркотические вещества;
- увеличилось число грабежей и разбоев, совершаемых рецидивистами, а также несовершеннолетними;
- увеличилась доля грабежей и разбоев, совершаемых женщинами, в том числе несовершеннолетними женского пола;
- прочная связь с пьянством.
Преступники более молодого возраста чаще выступают в роли непосредственных исполнителей разбойных нападений, а лица старше — в роли организаторов этих преступлений. Женщины обычно выполняют функцию
пособниц: они завлекают жертву, спаивают, помогают участникам скрыться
с места происшествия, сбывают похищенное. Эти женщины, как правило, находятся в интимных отношениях с некоторыми из соучастников или занимаются проституцией, часть заработка отдавая сутенеру — участнику группы. Они также могут находиться в иной зависимости от мужчин, вместе с которыми совершают преступления.
Исследование показало, что почти каждый седьмой из этих лиц до достижения совершеннолетия уже совершил преступное деяние. Остальные же,
как правило, в детстве были «трудными» подростками, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и подвергались частым приводам в полицию за совершенные правонарушения.
Чаще всего разбои совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, причем у женщин этот процент приближается к ста.
Надо отметить, что многие из осужденных начали употреблять спиртное еще подростками, глядя на родителей, под влиянием «уличных» компаний, приятелей и соседей. Примерно одна треть приобретала спиртные напитки на средства, добытые преступным путем, совершая кражи, в том числе и у родителей. У них снижена возможность адекватной оценки ситуации в силу значительного отчуждения от социальной среды. В то же время им свойственны ригидность и застреваемость, агрессивность поведения.