Возникновение криминологии как науки
Криминология как отрасль науки сформировалась в последней четверти XIX в., хотя именовалась она по-разному: криминология, уголовная этиология, уголовная социология и даже уголовная биология.
В основе криминологии как науки лежит учение о преступлении, история которой начинается с истории возникновения общества как пространственно-временного единения людей, с создания норм регулирования их поведения. Отклонение от этих норм карались в соответствии с обычаями, традициями, законом той или иной исторической эпохи.
Криминология как наука о преступности имеет давнюю историю. Ее зарождение как научной мысли начинается с истории развития общества, а как науки со времени становления науки уголовного права. Теоретические воззрения криминологического плана как более или менее полно сформулированные взгляды на преступность, ее причины и меры противодействия им возникли значительно раньше, еще во времена Аристотеля и Платона (в I-II тысячелетии до н.э.).
Отечественные и зарубежные ученые выделяют несколько направлений и этапов развития криминологии: канонический, позитивистский и современный.
Считается, что понимание преступления ведет свое начало с Древней Греции и Древнего Рима. Первые мыслители древности (Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека и др.) высказывались о преступности, причинах преступности, преступном поведении личности, равенстве перед законом. Говорили, что законодательство должно стремиться к искоренению преступлений, а не преступников; подчеркивали личный характер наказания, недопустимость семейной ответственности; указывали на бедность народа, корыстолюбие, стремление к почестям, гнев, злобу, жажду крови как на причины преступлений.
В эпоху средневековья, господства церкви, наука как таковая перестала развиваться. Господствующими стали религиозные учения, в основе которых применительно к преступности, лежала идея, что все дано человеку свыше, от бога, а в основе преступления лежит либо злая воля, либо предначертание свыше – злой дух, вселившийся в него.
В эпоху Возрождения (X-XYII вв.), началом которой принято считать 1453 г., когда после захвата Константинополя турками ученые Византии, перебравшись в Европу, стали проповедовать взгляды и идеи Платона на мир. В тот период совершился переворот в массовом сознании, убедив обывателя в возможности личного спасения через обустройство земной жизни, и тем самым делала человека восприимчивым к наукам и культуре.
С XVIII в. начинается развитие учений о преступлении и наказании. Криминология с этого времени прошла три основных исторических этапа становления: классический (вторая половина 18 века и последняя треть 19 века), позитивистский (последняя треть 19 века – 20-е годы 20 века) и современный или плюралистический (с 30-х годов 20 века по настоящее время). Соответственно этим направлениям в науке криминологии сформировались три криминологические школы: классическая (Беккария, Бентам, Фейербах), антропологическая (Ломброзо) и социологическая (Ферри, Дюркгейм, Сатерленд). Большинство ученых используют эту классификацию до сих пор.
Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека. На них строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со свободной волей. Преступник платит обществу цену за совершенное преступление смиренно как это установлено законом. Классическая школа обращает основное внимание на вину, деяние, на защиту правового государства.
Идеи классической школы криминологии проистекали из классической школы уголовного права, был поставлен вопрос о предупреждении преступлении, смягчении уголовного наказания. Вместе с тем, классическая школа проигнорировала личность преступника, не увидела необходимости учитывать особенности личности преступника, опиралась в основном на теоретические положения и мало уделяла внимание практике борьбы с преступлениями.
В сравнении с умозрительной наукой классического периода позитивистская криминология отличается широким использованием статистических и других фактических данных о совершаемых преступлениях. Недостаточное внимание представителей классической школы уголовного права к личности преступника было преодолено в рамках нового позитивистского направления уголовного права.
Позитивистская школа считает, что поведение человека определяется многими физическими, психическими и социальными факторами. Задача криминологии состоит в том, чтобы изучить физические, психические и социальные черты человека, после чего можно будет заставить его быть доброжелательным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Позитивистская школа была ориентирована на исправление преступника.
Позитивистская криминологическая мысль стала развиваться по двум основным направлениям: биологическом и социологическом.
Биологическое направление криминологических исследований привело к мысли ряда ученых о прирожденном преступнике. В дальнейшем биологическое (антропологическое) направление пополнилось рядом других научных теорий, среди которых выделяются теория опасного состояния, теории различных биологических предрасположений (конституционального, эндокринного, генетического).
Социологическое направление в криминологии на ранних этапах воплотилось в теориях дезорганизации и дифференциальной связи. Немалый вклад в развитие криминологии внесла и психология. Современная криминология пополнилась теорией стратификации и конфликта культур; интеракционизма; стигматизации.
Рассмотренные криминологические направления и школы зародились и развивались в рамках зарубежной научной мысли.