Понятие действия и реализации права. Формы реализации права.
Понятие действия и реализации права. Формы реализации права.
Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.
Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм.
Особой формой реализации права являетсяправоприменение,представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.
Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев. Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.).
Правоприменение как форма реализации права обладает особымипризнаками, отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-трегь- их, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.
Правоприменение, его признаки и стадии. Виды правоприменения. Правоприменительные акты.
Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:
возникновение спора о праве;
установление фактов, имеющих юридическое значение;
Признаки правоприменения
-является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.
-осуществляется в рамках конкретных правоотношений;
-осуществляется в установленных государством процессуальных формах;
-сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.
Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.
Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».
Они могут существовать:
§ под влияниемэкономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
§ под влияниемполитических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;
§ под влияниемидеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.
При этом законодатель:
§ либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,
§ либо отдает его решение на усмотрение практических органов.
Виды пробелов в праве
Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления:первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов.Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.
Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.
По соответствующим источникам права:
§ пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника нрава: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутствовала норма права, при помощи которой необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования;
§ пробел в нормативных актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
§ пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах.
Отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.
По степени неурегулированности пробел существует в виде:
§ полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации;
§ недостаточного регулирования имеющимися нормами.
Так, ст. 59 Конституции РФ устанавливает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Долгое время данная конституционная норма не работала, поскольку не было специального федерального закона.
По времени появления имеются первоначальные и последующие пробелы в праве:
§ первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормативных актов;
§ последующие (вторичные) возникают после их издания в процессе развития общественных отношений.
По степени вины законодателя пробелы могут быть:
§ непростительные — если необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил;
§ простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании.
Причины появления коллизий.
Одни из них носят объективныйхарактер, другие — субъективный.
Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений.
Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием
ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.
Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях.
Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписании, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.
Виды коллизии норм права
(получили наибольшую разработку в литературе)
· темпоральные -имеют в виду расхождение норм во временных пределах.Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, согласно которому позже принятая норма права отменяетранее действовавшую.
· пространственные -коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах.
· иерархические -есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, согласно которому отдаѐтся предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.
· содержательные- коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию. Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы.
Способы устранения коллизий
1. принятие нового актавзамен коллизирующих или отменуодного из противоречащих друг другу актов.
2. разработка коллизионных норм и принципов,устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.
3. судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.
4. судебные толкования.Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д.
5. возможности обжаловатьте или иные акты или действия в судебном или административном порядке.
6. опротестованиеактов органами прокуратуры в установленном порядке.
7. согласительно-примирительныепроцедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон.
8. введение временныхили специальных режимов.Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения
Виды правонарушений
Правонарушения могут совершаться в различных сферах жизнедеятельности общества и наносить различный по степени вред общественным отношениям. Поэтому, для того, чтобы более четко охарактеризовать социальную вредность правонарушения, точно определить степень ответственности правонарушителя в юридической науке и практике проводится классификация правонарушений.
Основополагающим критерием классификации правонарушений выступает степень их общественной опасности.По данному критерию все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления отличаются от проступков большей степенью социальной (общественной) опасности.Это главный материальный критерий отграничения преступлений от проступков. Преступления неизменно причиняют больший вред общественным отношениям, мотивация правонарушителя низменней, способыдеяния более дерзкие.
Поэтому при определении степени общественной опасности правонарушения законодатель и правоприменительные органы учитывают следующие критерии:
1. значимость регулируемого правом общественного отношения, на которое совершено противоправное посягательство;
2. размер причиненного ущерба;
3. личность правонарушителя;
4. способ, время, место совершения правонарушения.
Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет наиболее суровые меры наказания. Поэтому во избежание разноречивого понимания понятие преступления определено законом (ст. 14 УК РФ).
Преступление– это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
К преступлениям относятся такие деяния, как: убийство, кража, грабеж, разбой и др.
Перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Аналогия в уголовном праве недопустима. Это означает, что неназванные в уголовном законе деяния, преступлениями не признаются и уголовной ответственности не влекут. Проступки – это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные социальные отношения, не достигающие степени общественной опасности преступлений.
Административные проступки – противоправные, виновные деяния, посягающие на государственный или общественный порядок, различные формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые предусмотрена административная ответственность.
К административным проступкам относятся: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности, уклонение от уплаты таможенных платежей, безбилетный проезд и др.
Дисциплинарные проступки – деяния, нарушающие внутренний трудовой распорядок, служебную дисциплину, либо связанные с невыполнением служебных обязанностей рабочими и служащими предприятий, организаций, учреждений.
Ослабляя трудовую (служебную, учебную, военную) дисциплину, они провоцируют дезорганизацию работы предприятий, учреждений, организаций, снижают ее эффективность. Ответственность за них предусмотрена нормами трудового права, дисциплинарными уставами и т. п. К дисциплинарным проступкам относятся опоздания на работу, прогулы, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и др.
Гражданско-правовые проступки (деликты) - противоправные виновные деяния, совершаемые в области имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.
К их числу относятся: нарушение одной из сторон обязательств договора; причинение вреда имуществу других лиц; распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина и др.
Понятие правопорядка.
Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими гарантиями, деятельностью специальных государственных органов, которые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение правового порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновременное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок более широкое явление.
Основное направление правового порядка заключается в поддержании в интересах государства и общества в целом таких общественных отношений, при которых не допускается произвола, беззакония, всемерно охраняются права и свободы всех участников общественных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегулированное социальных связей. Выделяют следующие его особенности:
- правопорядок запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений;
- выступает итогом законности.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона.Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:
• В деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;
• В общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
• Интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
• Государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
• Граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:
1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;
2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Понятие действия и реализации права. Формы реализации права.
Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.
Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм.
Особой формой реализации права являетсяправоприменение,представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.
Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев. Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.).
Правоприменение как форма реализации права обладает особымипризнаками, отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-трегь- их, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.