Об итогах деятельности органов местного самоуправления зато озерный
Д У М А
закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области
Р Е Ш Е Н И Е
«09» февраля 2017 г. № 1
Отчёт об итогах деятельности органов местного самоуправления ЗАТО Озерный Тверской области в 2016 году
В соответствии со статьёй 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статьями 27, 32 Устава ЗАТО Озерный Тверской области Дума ЗАТО Озерный
Р Е Ш И Л А:
1. Отчёт об итогах деятельности органов местного самоуправления ЗАТО Озерный Тверской области в 2016 году принять к сведению (приложение).
2. Настоящее решение опубликовать в газете «Дни Озерного» и разместить на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Озерный в сети Интернет (www.ozerny.ru).
Глава ЗАТО Озерный Н.А. Яковлева
Приложение к
Решению Думы ЗАТО Озерный
от 09 февраля 2017 г. № 1
ОТЧЁТ
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАТО ОЗЕРНЫЙ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ
За короткое время в нашем регионе создан фундамент для новой экономической политики, нацеленной на развитие. Активность эта связана с деятельностью нового Губернатора Тверской области И.М. Рудени. В прошедшем 2016 году в Тверской области было положено начало большой работе по развитию сельского хозяйства, промышленности, малого бизнеса, туристической индустрии, ремонту дорог, газификации области, модернизации жилищно-коммунального комплекса, приведению в порядок больниц и школ, строительству жилья и социальных объектов. В Верхневолжье формируется стратегия развития региона. Документ будет представлен в ближайшее время. Он описывает текущее состояние дел, ретроспективу, анализ географического положения, инфраструктуры, а также те основные направления, которые эксперты рекомендуют развивать.
В 2016 году внутренний региональный продукт вырос на 0,4%. В 2017 году его рост ожидается до 0,9%. Этого удалось достичь благодаря оживлению в сельском хозяйстве, развитию крупных производств, в частности, Тверского вагонзавода.
Вывести самый большой в ЦФО регион из аутсайдеров в лидеры – задача не из лёгких. По словам Губернатора И.М. Рудени, «…развитие Тверской области должно стать нашим образом жизни». И успех в решении этой задачи складывается из успехов отдельных муниципальных образований Тверского региона.
Сегодня в соответствии с действующим законодательством и Уставом ЗАТО Озерный вашему вниманию и оценке предоставляется отчет о деятельности органов местного самоуправления в 2016 году. Мы подводим итоги, которые являются общим результатом работы депутатского корпуса, органов местного самоуправления и трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций.
Деятельность органов местного самоуправления в 2016 году была направлена на укрепление правовой и экономической базы местного самоуправления для достижения главной цели – повышения качества жизни населения муниципального образования.
Дума ЗАТО Озерный
Местное самоуправление – уровень власти, по качеству работы которого люди судят о власти в целом. Именно слаженная работа всех органов местного самоуправления обеспечивает эффективное решение вопросов местного значения, важнейшим из которых является формирование у граждан инициативного участия в определении принципов развития своей территории, внедрение эффективных форм управления и хозяйствования с целью повышения уровня жизни населения.
В 2016 году Дума ЗАТО Озерный осуществляла свою деятельность в соответствии с Федеральными, региональными законами, Уставом муниципального образования, Регламентом Думы ЗАТО Озерный, планом работы, планом нормотворческой деятельности Думы ЗАТО Озерный.
План работы и план нормотворческой деятельности, утвержденные Думой ЗАТО Озерный, в 2016 году выполнены полностью.
В 2016 году прошло 11 заседаний Думы ЗАТО Озерный, на которых рассмотрено более 60 вопросов, принято 63 решения.
Отдельно стоит сказать о Бюджете муниципального образования и решении о внесении изменений и дополнений в бюджет. Это документ, обеспечивающий жизнедеятельность всего муниципального образования, имеющий огромное значение для каждого жителя ЗАТО Озерный. Формирование и исполнение бюджета обеспечивает администрация ЗАТО Озерный. Дума ЗАТО Озерный утверждает решение о бюджете в двух чтениях. Кроме того, проводятся публичные слушания, после чего с учетом поправок бюджет утверждается Думой ЗАТО Озерный.
Целью проводимой бюджетной и финансовой политики в 2016 году была и есть необходимость поддержания сбалансированности бюджета и разумной политики сдерживания расходов.
Важную роль в повышении эффективности исполнения местного бюджета призвано сыграть использование программно-целевых подходов, ориентированных на результат, что позволяет более рационально и эффективно работать, включаться в региональные целевые программы.
Вопросы, вносимые на Думу ЗАТО Озерный, проходили через обсуждение на постоянно действующих комиссиях.
Исходя из положений статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей компетенцию представительного органа, именно Дума ЗАТО Озерный является органом, формирующим правовую базу муниципального образования. Наделение представительного органа местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает и повышенные требования к качеству его работы. Увеличиваются требования государства к муниципальным правовым актам. Принципиальный подход определен к разделению их на нормативные и ненормативные. Многие годы мы не обращали внимания на эти характеристики. Определение нормативности акта играет принципиальную роль при голосовании за их утверждение. Нормативные акты утверждаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы ЗАТО Озерный, ненормативные – большинством голосов от присутствующего числа депутатов.
Хочется отметить, что все нормативные акты включаются в регистр нормативных правовых актов в соответствии с Законом Тверской области от 09.12.2008 № 132-ЗО «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Тверской области».
Основными формами деятельности Думы ЗАТО Озерный являлись:
- разработка проектов решений Думы ЗАТО Озерный;
- анализ проектов нормативно-правовых актов, выносимых на рассмотрение Думы ЗАТО Озерный, подготовка замечаний, предложений по рассматриваемым проектам;
- подготовка разъяснений или оказание консультативной помощи по вопросам применения нормативных актов (решений);
- прием населения и содействие в решении вопросов местного значения;
- проведение заседаний постоянных депутатских комиссий;
- проведение заседаний Думы ЗАТО Озерный.
В 2017 году нам предстоит закрепить все положительные тенденции года ушедшего. Основными направлениями работы Думы ЗАТО Озерный в 2017 году будут являться:
- обеспечение реализации положений Федерального закона №131-ФЗ;
- приведение муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями действующего законодательства;
- решение вопросов социальной политики;
- создание условий для экономического роста;
- решение задач в деятельности ЖКХ;
- совершенствование осуществления контрольных функций.
В соответствии с планом работы нашего представительного органа в этом году нам предстоит рассмотреть проекты как минимум 50 нормативно-правовых актов, хотя данный перечень нельзя считать исчерпывающим. Время ставит новые задачи. Нужно совершенствовать уже созданную нормативную базу, оперативно реагировать на новации.
Дума ЗАТО Озерный продолжит выстраивать систему информационного диалога представительного органа и населения. Это необходимо для оперативного информирования населения о положении дел в городском хозяйстве и постоянного изучения общественного мнения с целью повышения эффективности работы.
Финансы
В 2016 году финансовый отдел администрации ЗАТО Озерный осуществлял прием, проверку и составление отчетов по принятым бюджетным обязательствам по распорядителям и получателям средств бюджета ЗАТО Озерный. Финансирование производилось на основании показателей муниципальных заданий по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), планов финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных смет. Были утверждены 16 муниципальных заданий, из них 15 заданий бюджетных учреждений и 1 – автономного. Из бюджета ЗАТО Озерный профинансировано субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в объеме:
Муниципальное задание | 2015 год, млн.руб. | 2016 год, млн.руб. |
Бюджетные учреждения | ||
Автономные учреждения |
Основными целями деятельности финансового отдела является обеспечение реализации единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории ЗАТО Озерный.
В течение года финансовый отдел взаимодействовал с налоговыми органами по вопросам своевременности и полноты поступления налогов и других обязательных платежей. Для контроля над поступлением собственных доходов ежедневно проводился учет исполнения доходов, анализировалась ситуация, проводился мониторинг соблюдения уровня средней заработной платы.
Во исполнение постановления администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 19.02.2013 г. №71 межведомственная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, а также легализации заработной платы ЗАТО Озерный в 2016 году обеспечивала координацию деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в сфере финансового, налогового, правового контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в целях исполнения налогового, бюджетного, трудового законодательства и недопущения на территории ЗАТО Озерный выплат неучтенной заработной платы. За 2016 год было проведено 2 заседания комиссии, на которые были приглашены 26 налогоплательщиков, имеющих недоимку по налогам в целях рассмотрения причин недоимки и определения сроков и порядка погашения задолженности в бюджет ЗАТО Озерный, а также руководители организаций, осуществляющих выплату заработной платы ниже прожиточного минимума. Эффективность от проделанной работы составила 20,91 тыс. руб.
Доходы бюджета ЗАТО Озерный в 2016 году формировались за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней.
Доходы бюджета ЗАТО Озерный поступили в объеме:
Наименование доходов | 2015 год, млн. руб. | 2016 год, млн. руб. |
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: | ||
Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней | ||
Всего |
Одной из составляющих доходной части бюджета в современных условиях функционирования местных бюджетов являются собственные доходы бюджета. В общей сумме доходов бюджета они составляют 19 %. Основную часть собственных доходов бюджета ЗАТО Озерный составляют налоговые поступления, которые составляют 49 млн. рублей или 80% от общего объема собственных доходов.
Неналоговые доходы в 2016 году поступили в бюджет в сумме 12 млн. рублей или 20% от общего объема собственных доходов.
Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней состоят из финансовой помощи федерального бюджета и финансовой помощи областного бюджета:
Наименование | 2015 год, млн. руб. | 2016 год, млн. руб. |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета | ||
Безвозмездные поступления из областного бюджета |
В течение 2016 года финансовым отделом администрации ЗАТО Озерный было подготовлено 22 проекта решений Думы ЗАТО Озерный, из них 9 проектов о внесении изменений и дополнений в бюджет ЗАТО Озерный.
Удовлетворено 279 заявки главных распорядителей средств на финансирование учреждений.
Расходы бюджета ЗАТО Озерный за 2016 год исполнены в объеме 319 млн. рублей:
Муниципальный заказ
Отдел муниципальных закупок и бухгалтерского учета администрации ЗАТО Озерный является ее структурным подразделением. В своей деятельности отдел руководствуется федеральным законодательством об организации бухгалтерского (бюджетного) учета, Бюджетным и Налоговым Кодексами, Указами Президента Российской Федерации, Приказами и Инструкциями Министерства финансов Российской Федерации, законодательными и иными актами Тверской области, Уставом муниципального образования ЗАТО Озерный, Постановлениями и Распоряжениями главы муниципального образования.
Отделом муниципальных закупок и бухгалтерского учета в течение отчетного периода в рамках возложенных функций проводилась работа, направленная на обеспечение организации исполнения бюджетной сметы по администрации ЗАТО Озерный, повышение эффективности расходов бюджетных средств. Были реализованы 10 муниципальных программ:
- «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности в ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Дорожное хозяйство ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Повышение энергетической эффективности ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Градостроительное развитие ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Адресные меры социальной поддержки населения ЗАТО Озерный Тверской области»;
- «Молодежь ЗАТО Озерный»;
- «Создание условий для эффективного функционирования органов управления ЗАТО Озерный Тверской области».
Бюджетная смета по администрации ЗАТО Озерный на 01.01.2017 г. утверждена в сумме 95491,129 тыс.рублей (в том числе подведомственные учреждения МКУ «АТС ЗАТО Озерный», МКУ «ЕДДС ЗАТО Озерный»).
Анализ исполнения бюджетной сметы за 2016 год показал, что муниципальные программы реализованы на 78%, в целом бюджетная смета по администрации ЗАТО Озерный исполнена на 80,2% .
В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств осуществлялся контроль за экономным расходованием бюджетных средств по всем кодам бюджетной классификации, за приобретением и расходованием материальных ценностей. Проведена инвентаризация имущества и финансовых активов, недостачи и хищения не выявлены. Не допускалось образование дебиторской и кредиторской задолженности.
В течение года проводилась работа по администрированию доходов рамках:
- поступающих административных штрафов, в бюджет ЗАТО Озерный и в областной бюджет,
- межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и областного бюджетов.
Осуществлялось финансирование подведомственных организаций (МКУ "АТС ЗАТО Озерный", МКУ «ЕДДС ЗАТО Озерный») и согласно графику предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) своевременно перечислялись денежные средства МБУ «Дорсервис ЗАТО Озерный», МАУ «ИнКом сеть», АНО «Редакция газеты Дни Озерного».
В 2016 году в администрации ЗАТО Озерный были проведены 2 проверки:
- 05.10.2016 г. и 29.12.2016 г. Главным управлением «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области проведена плановая, выездная проверка соблюдения администрацией ЗАТО Озерный федерального законодательства и законодательства Тверской области при осуществлении отдельных государственных полномочий Тверской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории ЗАТО Озерный. В ходе проведения проверки нарушений не выявлено.
- в период с 08.03.2016 г. по 11.03.2016 г. Управлением государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая выездная проверка исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при решении ими вопросов местного значения, а также соответствия муниципальных правовых актов требованиям законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В ходе проведения проверки нарушений не выявлено.
В 2016 году продолжилась работа в системе «Электронный бюджет» по формированию и ведению ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) подведомственными муниципальными бюджетными и автономными учреждениями ЗАТО Озерный Тверской области.
Эффективное осуществление муниципальных закупок – один из важных факторов успешности в условиях экономического кризиса. Поэтому перед органами местного самоуправления стоит основная задача – увеличение экономии средств за счет проведения электронных аукционов, которые сегодня являются наиболее открытой и прозрачной формой торгов.
Отдел муниципальных закупок и бухгалтерского учета администрации ЗАТО Озерный, осуществляя функции Уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений ЗАТО Озерный Тверской области, в 2016 году руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Основными задачами отдела муниципальных закупок и бухгалтерского учета в сфере муниципальных закупок являются:
- оказание методической помощи заказчикам ЗАТО Озерный. Проведение консультации, семинаров, круглых столов в сфере размещения заказов в целях повышения уровня профессиональных знаний представителей муниципальных заказчиков;
- обеспечение экономических интересов ЗАТО Озерный;
- организация размещения заказов в строгом соответствии с действующим законодательством о размещении заказов;
- организация работы по недопущению коррупционных составляющих при размещении заказов;
- обеспечение открытости, гласности и прозрачности в проведении процедур.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. уполномоченным органом на определение поставщиков - администрацией ЗАТО Озерный определено 30 муниципальных организаций-заказчиков, из которых в текущем году фактически осуществляли закупочную деятельность 23 заказчика. Муниципальные унитарные предприятия ЗАТО Озерный начнут осуществлять закупки по правилам контрактной системы с 01.01.2017 года.
В течение года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru муниципальными заказчиками публиковались планы-графики закупок в структурированном машиночитаемом виде, что позволило связывать извещение об осуществлении закупки с позицией плана-графика.
На официальном сайте ЕИС в 2016 году было размещено 167 извещений о закупках на сумму более 77,8 млн. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 72,5 млн. рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2015 г. количество извещений об осуществлении закупок увеличилось на 6%, а объем заключенных контрактов снизился на 4%.
По способам определения поставщиков, опубликованные извещения распределились следующим образом (таблица 1).
Способы определения поставщиков в 2016 году
Таблица 1
Электронный аукцион | Запрос котировок цен | Конкурс с ограничен-ным участием | Единствен-ный поставщик | Всего | |
Всего проведено торгов (единиц) | |||||
Начальная цена контрактов, выставленных на торги, тыс. руб. | 34323,6 | 3989,2 | 8717,0 | 30827,9 | 77857,7 |
Стоимость заключенных контрактов, тыс. руб. | 39329,2 | 3643,1 | 8717,0 | 30827,9 | 72517,0 |
Экономия, тыс. руб. | 3623,4 | 346,1 | 3969,5 | ||
Количество несостоявшихся торгов (единиц) |
По-прежнему, преобладающим способом определения поставщиков в отчетном периоде является электронный аукцион. Наблюдается абсолютный и относительный прирост количества проведенных процедур, что свидетельствует об устойчивом росте показателя.
Данный способ размещения заказа обеспечивает наиболее эффективное расходование бюджетных средств, способствует росту конкурентоспособности, приводит к минимальному показателю вероятности согласованных действий или сговора поставщиков между собой. Так, доля электронных аукционов составляет 52 % от общего количества размещенных на официальном сайте извещений. Таким образом, можно сделать вывод, что электронный аукцион является наиболее востребованным способом закупки по причине удобства данного способа и минимизации издержек для всех его участников.
Закупки в форме аукционов в электронной форме размещались в 2016 году на электронной торговой площадке – ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Второй по значимости процедурой определения поставщиков стал запрос котировок цен. На его долю приходится 13 % от общего количества размещенных извещений. На сегодняшний день возможности для использования этого способа определения поставщиков ограничены 10 % совокупного годового объема заказчика, который в течение года может, как увеличиться, так и уменьшиться.
Конкурсы с ограниченным участием в объеме 4 % от общего числа закупок проводились на оказание услуг по обеспечению горячим питанием школьников.
Открытые конкурсы в 2016 году уполномоченным органом ЗАТО Озерный не проводились. Процедура открытого конкурса ограничена перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется исключительно в форме электронного аукциона, а так же обусловлена значительными временными затратами заказчика.
Закупки у единственного поставщика осуществлялись в целях обеспечения услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, поставки электроэнергии, подписки на газеты и журналы. Их доля в общем объеме составила 31 %.
Общий объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком в 2016 г. составил:
30827,9 тыс.рублей - без учета контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных закупок.
29847,7 тыс.рублей - с учетом контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.
При этом наблюдается некоторое увеличение объема закупок у единственного поставщика по результатам несостоявшихся конкурентных процедур - на 135,6 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Активность заказчиков в определении поставщиков конкурентными способами осуществления закупок представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Среднее количество участников закупок на торгах несколько снизилось по сравнению с 2015 г. и составило в текущем году 2 участника на одну процедуру конкурентного определения поставщиков.
Крупнейшие контракты, заключенные по итогам 2016 года представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2.
В разрезе номенклатуры видов работ заключенные в отчетном периоде контракты распределились следующим образом:
- работы по содержанию и ремонту улично-дорожной сети в ЗАТО Озерный – 5204,50 тыс. рублей;
- капитальный и текущий ремонт многоквартирных жилых домов –5070,17 тыс. рублей;
- работы по благоустройству территории и содержанию наружного освещения – 2830,54 тыс. рублей;
- капитальный ремонт сетей горячего водоснабжения и теплоснабжения – 3387,98 тыс. рублей;
- устройство обратного трубопровода горячего водоснабжения – 905,2 тыс. рублей;
- выполнение работ по строительству городского кладбища ЗАТО Озерный Тверской области – 2510,74 тыс. рублей;
- работы по ремонту объектов социальной сферы (образования, культуры, спорта и другие) – 2506,22 тыс. рублей;
- поставка товаров – 6855,67 тыс. рублей;
- услуги общественного питания – 10347,85 тыс. рублей;
- прочие работы, услуги – 2070,30 тыс. рублей.
Благодаря активному использованию электронных аукционов, эффективному определению стартовых цен, экономия бюджетных средств по заключенным контрактам, образовавшаяся за счет снижения цены товаров, работ, услуг, предложенных участниками размещения заказа, составила 3969,5 тыс. рублей, что на 720,9 тыс. рублей превышает экономию 2015 года и составляет 5,1 % от общей суммы закупок. При этом среднее снижение цен при проведении конкурентных процедур составило 10%. Проведение аукционов в электронной форме обеспечило наибольшую экономию бюджетных средств - 3623,4 тыс. рублей, что составляет 91 % от общей суммы экономии.
Объем экономии по результатам осуществления закупок, тыс. руб. + 17 % 2015 год 2016 год | Количество предложений участников конкурентных закупок, шт. + 7 % 2015 год 2016 год |
Увеличение показателя экономии свидетельствуют о положительной динамике роста экономии бюджетных средств. Причинами считаем повышение деловой активности поставщиков, вызванной, в том числе повышением экономической стабильности, увеличением количества предложений со стороны поставщиков на 7 % по отношению к 2015 году, а так же ростом здоровой конкуренции рыночной экономики.
В 2016 году при размещении заказов для муниципальных нужд муниципальные заказчики соблюдали обязанность осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.
За отчетный период было размещено 76 извещений о закупках, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, из них 31 процедура признана конкурентной, т.е. состоявшейся. Объем извещений в 2016 году составил 30809,1 тыс. руб., что соответствует 40 % общей запланированной на 2016 год суммы закупок. По результатам заключен 31 муниципальный контракт на общую сумму 10448,8 тыс. рублей.
Объем закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, шт. - 11 % 2015 год 2016 год | Количество заключенных контрактов с СМП и СОНКО, шт. + 10 % 2015 год 2016 год |
Снижение показателя НМЦК извещений о закупках, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО незначительно, и не оказывает негативного влияния на объем поддержки малого бизнеса. Тенденция роста осуществления закупок с преференциями СМП и СОНКО, выраженная в сохранении количества таких закупок, в отчетном периоде сохраняется.
С применением антидемпинговых мер в текущем году было заключено 15 контрактов, общим объемом 5520,0 тыс. рублей (соответственно 9% и 8% от общего количества и объема всех контрактов, заключенных в 2016 г.).
В соответствии со статьей 100 Закона о контрактной системе в 2016 году проведено 3 плановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в рамках ведомственного контроля в сфере закупок.
В целях формирования эффективной системы планирования на муниципальном уровне утверждены следующие нормативные правовые акты:
1. Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых для обеспечения муниципальных нужд ЗАТО Озерный Тверской области;
2. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов ЗАТО Озерный Тверской области и подведомственных им казенных учреждений.
В том числе каждым ГРБС утверждены:
1. Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых муниципальными органами и подведомственными им муниципальными казенными учреждениями;
2. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов ЗАТО Озерный Тверской области и подведомственных казенных учреждений.
Введение нормирования, как механизма регулирования закупочного процесса, позволяет снизить трудозатраты заказчика при обосновании НМЦК путем использования нормативного метода обоснования цены контракта вместо более трудоемкого метода сопоставимых рыночных цен.
В течение 2016 года проводилась на постоянной основе разъяснительная и консультационная работа, оказывалась практическая помощь муниципальным заказчикам:
- своевременное информирование об изменениях законодательства о контрактной системе (за 2016 год было внесено 14 изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ, принято 29 Постановлений Правительства РФ, множество приказов и писем Министерств, регулирующих законодательство о контрактной системе);
- в части подготовки обязательного пакета документов, необходимого для формирования конкурсной, аукционной или котировочной документации подлежащей размещению на официальном сайте ЕИС в сфере закупок;
- ознакомление с порядком и сроками размещения муниципальных закупок на официальном сайте ЕИС в сфере закупок;
- по порядку заполнения Сведений о заключении и исполнении контрактов, подлежащих регистрации в Реестре контрактов, отчетов заказчика на официальном сайте ЕИС в сфере закупок и другим вопросам.
Проводился мониторинг цен для расчета начальных (максимальных) цен контрактов на товары, работы, услуги, закупаемые для муниципальных нужд.
В 2016 году расширился перечень муниципальных заказчиков за счет перевода муниципальных унитарных предприятий на осуществление закупок по правилам контрактной системы.
Следует отметить, что в 2016 году сохраняется тенденция увеличения количество несостоявшихся торгов, по результатам которых контракт заключался с единственным подавшим заявку участником по начальной (максимальной) цене. За 2016 год число несостоявшихся аукционов составило - 61 (70 % от общего числа проведенных аукционов).
Несостоявшихся запросов котировок цен – 10 (48 % от общего числа проведенных запросов котировок цен).
Таким образом, главной проблемой обеспечения эффективности муниципальных закупок является недостаточный уровень конкуренции.
Проводится работа по формированию основных механизмов планирования закупок товаров, работ, услуг.
Законом № 44-ФЗ предусмотрен каталог товаров, работ, услуг. Однако его появление предполагалось в 2017 году, но на данный момент каталог еще не существует. Целесообразно ускорить этот процесс, поскольку внедрение такого каталога позволило бы повысить эффективность функционирования
Проблемы, возникающие у заказчиков при осуществлении закупок контрактной системы.
В ходе практической реализации Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существуют проблемы, которые осложняют работу заказчиков при применении закона:
1. Недостатки функционирования ЕИС – в том числе по причине частой неработоспособности сайта, превышения количества пользователей,недостатков в работе системы поиска. Системы автоматизации не успевают за изменениями в нормативно-правовой базе. Некоторые операции приходится делать вручную, а это связано со значительными трудовыми затратами. Для обеспечения эффективной работы контрактной системы необходимо улучшать автоматизацию официального сайта ЕИС.
2. Увеличение нагрузки на специалистов в сфере муниципальных закупок при планировании и обосновании закупок в связи с увеличением количества документов по планированию, которые должны разрабатывать заказчики. В частности, с 2016 года следует составлять не только однолетние планы-графики, но и трехлетние планы закупок, которые содержат гораздо больше информации. Также требуется заполнение специальной отчетности по каждому контракту или его этапу.
3. Недостаточный уровень профессиональной подготовки контрактных управляющих и членов комиссий по осуществлению закупок, недостаточно регулярное повышение квалификации должностных лиц.
4. Затягивание сроков осуществления закупок. Это происходит по причине постоянной корректировки заказчиком планов-графиков закупок. Внесение изменений в план-график в соответствии с частью 14 статьи 21 осуществляется не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Строительство и ЖКХ
С целью развития инженерно-социальной инфраструктуры ЗАТО Озерный в 2016 году были разработаны и утверждены три муниципальные программы:
1. Муниципальная программа «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика ЗАТО Озерный Тверской области». Основными целями реализации программы стали:
-создание комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение их энергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта;
-повышение уровня комфортности проживания на территории ЗАТО Озерный, улучшение санитарного состояния территории.
2. Муниципальная программа «Повышение энергетической эффективности ЗАТО Озерный Тверской области». Основными целями реализации программы стали:
- формирование в ЗАТО Озерный технической, экономической и управленческой политики энергосбережения и разработка на ее основе системы производственных, организационных, нормативных, правовых, финансовых механизмов и мероприятий, практическая реализация которых приведет к повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
3. Муниципальная программа «Градостроительное развитие ЗАТО Озерный Тверской области». Основными целями реализации программы стали:
-градостроительное развитие территории ЗАТО Озерный – строительство городского кладбища ЗАТО Озерный.
С целью развития инженерно-транспортной инфраструктуры ЗАТО Озерный в 2016 году была разработана муниципальная программа «Дорожное хозяйство ЗАТО Озерный Тверской области». Реализация данной программы направлена на улучшение транспортно-эксплуатационных качеств улично-дорожной сети ЗАТО Озерный, дорог общего пользования местного значения при рациональном использовании материальных и финансовых