Раздел 3 Защита прав человека

Учащиеся должны знать понятия: естественные права, свободы человека, права и обязанности человека, личность, общество.

Учащиеся должны уметь отличать историко-правовую мысль, виды основных прав человека, определять действие основных международных документов в области прав человека; анализировать систему защиты прав человека.

Среди всех ценностей нематериального характера, признанных большинством людей в открытых, демократических обществах, права и свободы человека считаются самыми важными. Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек,поэтому их называют естественными правами.

Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в писаном, юридическом оформлении.

Права человека - один из существенных признаков гражданского общества, определяющих уровень его культуры и цивилизации. Правовое государство и права человека неотделимы.

В основу теории прав человека положены следующие принципы: принцип гуманизма; принцип свободы; принцип равенства и равноправия; принцип достоинства личности. Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Права человека являются всеобщими, неделимыми, взаимозависимыми.

Правовой статус человека и гражданина- это система прав и обязанностей, закрепляемая государством и законодательством. Объем прав, входящих в единый правовой статус, зависит от того, выступает индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Права человека - это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Права гражданинаохватывают сферу отношений индивида с государством, в которой государство призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содействовать их реализации и имеет право требовать от гражданина поведения, соответствующего законодательству.

Права человека и интересы государства взаимосвязаны. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Государство обязано признавать права человека, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Роль государства - гарантировать их соблюдение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите права человека?

2. Выделите основные виды прав человека и гражданина?

3. Каковы различия между понятиями: «человек», «личность», «гражданин»?

4. Каковы основополагающие принципы прав человека?

5. В чём различие между правами человека и правами гражданина?

6. Какова взаимосвязь между правами человека и интересами государства?

7. Какие права относятся к личным правам?

8. Перечислите политические права и свободы граждан.

9. Назовите социально-экономические права граждан.

Литература: [2], [4], [13], [15]

НПА [1], [20], [25], [28]

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Важным элементом самостоятельной работы учащихся - заочников при изучении дисциплины «Основы права» является выполнение предусмотренной учебным планом контрольной работы, в которой должно проявиться качество самостоятельной работы учащихся в объеме, установленной программой. К написанию работы надо подходить своевременно, с таким расчетом, чтобы она поступила в колледж на рецензирование согласно графику выполнения контрольных работ, установленному отделением. В этом случае, если по тем или иным причинам работа не будет зачтена, у учащихся останется достаточно времени, чтобы выполнить рекомендации рецензента по устранению недостатков и представить ее в новом варианте на повторное рецензирование.

По дисциплине «Основы права» учащиеся - заочники выполняют одну контрольную работу, включающую ответы на три теоретических вопроса и решение двух задач. В заданиях для контрольной работы даны 150 вопросов, охватывающих узловые моменты каждой из тем программы и 100 ситуационных задач.

В процессе выполнения контрольной работы можно выделить следующие этапы:

1. Изучение литературы по варианту контрольной работы.

2. Составление плана работы.

3. Написание работы.

4. Окончательное выполнение контрольной работы для отправки ее на рецензирование.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы проверить, как научился учащийся пользоваться основной и дополнительной литературой, нормативным материалом.

Решение задач должно помочь учащимся критически оценивать предлагаемую к разбору ситуацию. Задачи, включённые в пособие, составлены на основе конкретных судебных и арбитражных дел. Текст каждой задачи - это набор определенных жизненных фактов, к которым учащийся должен подобрать конкретную правовую норму и сделать вывод о том, какое решение вопроса соответствует закону. Решение задач должно быть мотивированным и содержать ссылку на соответствующий нормативный акт (номер пункта или статьи), на котором основывается решение.

Для примера предлагается порядок решения задачи:

Условие. Супруги Хомяковы состояли в браке 15 лет. За время совместной жизни они приобрели дачу, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино. Кроме того, у жены был дом в деревне, полученный ею в период брака в порядке наследования, а муж в период брака получил в подарок от отца компьютер. Хомякова обратилась в суд с заявлением о разводе и разделе имущества. При разделе имущества она просила отступить от начала равенства долей, поскольку с ней остается проживать несовершеннолетняя дочь. Какое имущество подлежит разделу между супругами? Вправе ли суд отступить от начала равенства долей при разделе имущества между супругами?

Решение.По закону имущество супругов делится на общую совместную собственность супругов и имущество каждого из супругов, т.е. собственность супругов.

Так, в соответствии со ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено, либо на кого из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. К общей собственности супругов относится, прежде всего, движимое и недвижимое имущество (автомобиль, дом, дача и т.д.), нажитые в браке драгоценности и другие предметы роскоши, хотя и находящиеся в индивидуальном пользовании одного из супругов, но приобретенные в период совместной жизни (ст. 26 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, а также полученное ими в период брака в дар или в порядке наследования, является собственностью каждого из них (ст. 26 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Имущество каждого из супругов может быть признано их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, переоборудование и т.п.), если иное не предусмотрено брачным договором (ст. 26 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Исходя из условия задачи, общей совместной собственностью супругов Хомяковых является: дача, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино.

Собственностью супруги является дом в деревне, а собственностью супруга - компьютер.

В случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено брачным договором.

В отдельных случаях суд может отсудить от начала равенства долей, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов.

Доля одного из супругов, в частности, может быть увеличена, если другой супруг уклонялся от трудовой деятельности или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи (ст. 24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

В семье Хомяковых имеется несовершеннолетняя дочь, которая остается с матерью. Поэтому суд может отступить от начала равенства долей (при разделе имущества между супругами), учитывая интересы несовершеннолетней дочери.

Излагая ответ на теоретический вопрос контрольной работы, необходимо тесно увязать его с конкретным законодательным материалом, подкрепляя ссылками на правовые акты. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат, не допускаются пропуски или извращения отдельных слов, предложений, изменений пунктуации; обязательны точные указания источников. При этом следует указывать не только полное наименование акта, но и дату его принятия соответствующим органом государства.

Совершенно недопустимо механическое переписывание абзацев или даже страниц из учебника, брошюры или статей периодической печати. Попытки подобного рода приводят, как правило, к последовательному изложению материала. Такое выполнение контрольной работы свидетельствует о стремлении автора пойти по наиболее легкому пути, нежелании думать, усвоить прочитанный материал и изложить его самостоятельно.

Контрольная работа выполняется учащимся в процессе самостоятельной работы по одному из вариантов. Каждый вариант состоит из трёх теоретических вопросов и двух задач. Номер варианта контрольного задания выбирается по предпоследней и последней цифрам шифра. Например, для шифра 075 номера теоретических вопросов контрольной работы будут: 76, 26, 126, а задачи - 25,76.

Контрольная работа по основам права сдаётся в срок, установленный в учебном графике. Объём её должен быть в пределах 20-24 страниц ученической тетради, либо 10-15 страниц компьютерного текста. В конце контрольной работы следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя. Рекомендуется в ответах использовать примеры, связанные с особенностями работы заочника.

При рецензировании контрольной работы учитываются соответствие ответов вопросам и плану, глубина раскрытия вопросов, последовательность изложения материала, степень использования рекомендованной литературы, обоснованность автором работы положений и выводов, достаточность объема, эстетичность оформления, аккуратность и грамотность, правильное выделение структурных частей, наличие ссылок и указатели использованной литературы.

На обложке указываются инициалы и фамилия автора, шифр, домашний адрес, курс, отделение. На 1-й странице - номера и перечень вопросов. В тексте следует выделять вопросы. В конце контрольной работы помещают список использованной литературы; завершается работа подписью учащегося и датой ее выполнения;

Учащиеся, представившие в срок контрольную работу, или те, чья контрольная работа не была зачтена из-за низкого качества ответа, не допускается к написанию итоговой контрольной работы. Зачёту не подлежит работа, выполненная не по своему варианту. Зачёту не подлежит также контрольная работа, в которой неверные ответы и неполные ответы даны по крайней мере на три из пяти заданий, а остальные ответы носят поверхностный характер. Если по тем или иным причинам контрольная работа не будет зачтена, надо внимательно изучить все замечания и указания, сделанные в рецензии, с учетом их необходимо переделать работу и выслать ее на повторное рецензирование вместе с первым вариантом, чтобы рецензент мог проверить, выполнены ли его указания.

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

При выборе варианта контрольной работы пользуются таблицей 1согласно двум последним цифрам номера книжки успеваемости учащегося (зачетной книжки)

Таблица 1

  Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра шифра 1, 101, 51 (1; 100) 2, 102, 52 (2; 99) 3, 103, 53 (3; 98) 4, 104, 54 (4; 97) 5, 105, 55 (5; 96) 6, 106, 56 (6; 95) 7, 107, 57 (7; 94) 8, 108, 58 (8; 93) 9, 109, 59 (9; 92) 10, 110, 60 (10; 91)
11, 111, 61 (11; 90) 12, 112, 62 (12; 89) 13, 113, 63 (13; 88) 14, 114, 64 (14; 87) 15, 115, 65 (15; 86) 16, 116, 66 (16; 85) 17, 117, 67 (17; 84) 18, 118, 68 (18; 83) 19, 119, 69 (19; 82) 20, 120, 70 (20; 81)
21, 121, 71 (21; 80) 22, 122, 72 (22; 79) 23, 123, 73 (23; 78) 24, 124, 74 (24; 77) 25, 125, 75 (25; 76) 26, 126, 76 (26; 75) 27, 127, 77 (27; 74) 28, 128, 78 (28; 73) 29, 129, 79 (29; 72) 30, 130, 80 (30; 71)
31, 131, 81 (31;70) 32, 132, 82 (32; 69) 33, 133, 83 (33; 68) 34, 134, 84 (34; 67) 35, 135, 85 (35; 66) 36, 136, 86 (36; 65) 37, 137, 87 (37; 64) 38, 138, 88 (38; 63) 39, 139, 89 (39; 62) 40, 140, 90 (40; 61)
41, 141, 91 (41, 60) 42, 142, 92 (42; 59) 43, 143, 93 (43; 58) 44, 144, 94 (44; 57) 45, 145, 95 (45; 56) 46, 146, 96 (46; 55) 47, 147, 97 (47; 54) 48, 148, 98 (48; 53) 49, 149, 99 (49; 52) 50, 150, 100 (50; 51)
51, 1, 101 (51; 50) 52, 2, 102 (52; 49) 53, 3, 103 (53; 48) 54, 4, 104 (54; 47) 55, 5, 105 (55; 46) 56, 6, 106 (56; 45) 57, 7, 107 (57; 44) 58, 8, 108 (58; 43) 59, 9, 109 (59; 42) 60, 10, 110 (60; 41)
61, 11, 111 (61; 40) 62, 12, 112 (62; 39) 63, 13, 113 (63; 38) 64, 14, 114 (64; 37) 65, 15, 115 (65; 36) 66, 16, 116 (66; 35) 67, 17, 117 (67; 34) 68, 18, 118 (68; 33) 69, 19, 119 (69; 32) 70, 20, 120 (70; 31)
71, 21, 121 (71; 30) 72, 22, 122 (72; 29) 73, 23, 123 (73; 28) 74, 24, 124 (74; 27) 75, 25, 125 (75; 26) 76, 26, 126 (76; 25) 77, 27, 127 (77; 24) 78, 28, 128 (78; 23) 79, 29, 129 (79; 22) 80, 30, 130 (80; 21)
81, 31, 131 (81; 20) 82, 32, 132 (82; 19) 83, 33, 133 (83; 18) 84, 34, 134 (84; 17) 85, 35, 135 (85; 16) 86, 36, 136 (86; 15) 87, 37, 137 (87; 14) 88, 38, 138 (88; 13) 89, 39, 139 (89; 12) 90, 40, 140 (90; 11)
91, 41, 141 (91; 10) 92, 42, 142 (92; 9) 93, 43, 143 (93; 8) 94, 44, 144 (94; 7) 95, 45, 145 (95; 6) 96, 46, 146 (96; 5) 97, 47, 147 (97; 4) 98, 48, 148 (98; 3) 99, 49, 149 (99; 2) 100, 50, 150 (100; 1)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Место общей теории государства и права в системе социальных наук.

2. Происхождение государства. Сущность государства.

3. Функции государства.

4. Исторические типы государства, их соотношение.

5. Понятие и структура формы государства.

6. Политический государственный режим.

7. Основные концепции происхождения государства и права.

8. Возникновение права. Его исторические типы. Источники права и его нормы.

9. Понятие системы права, её структура, характеристика отраслей права.

10. Отличие и взаимосвязь морали и права. Табу, обычай, традиции; их роль в социальной жизни.

11. Определение понятие права. Основные признаки права.

12. Функции права. Ценность права.

13. Понятие правонарушения. Основные виды правонарушений.

14. Законность и правопорядок.

15. Личность как субъект права. Права свободы личности.

16. Приоритет прав личности над правами государства.

17. Механизмы защиты прав человека.

18. Основные документы о правах человека, их характеристика.

19. Взаимосвязь прав и свобод с обязанностью и ответственностью человека.

20. Гражданство, его специфика. Право на гражданство.

21. Личные права граждан Республики Беларусь, их характеристика.

22. Политические права и свободы.

23. Экономические, социальные и культурные права.

24. Понятие, признаки, виды норм права.

25. Правовое государство как механизм охраны и реализации прав личности.

26. Понятие и основные формы реализации норм права.

27. Понятие правоотношения. Субъекты правоотношений, их правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

28. Понятие и виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.

29. Понятие и признаки правонарушений. Виды правонарушений, их характеристика.

30. Правотворчество и формирование права, основные стадии правотворчества.

31. Нормативный - правовой акт: понятие и виды. Закон и его место в системе права.

32. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь.

33. Организация государственной власти в Республике Беларусь.

34. Правовой статус Президента Республики Беларусь.

35. Законодательная власть в Республике Беларусь.

36. Исполнительная власть в Республике Беларусь.

37. Права и свободы граждан Республики Беларусь.

38. Демократия и её признаки.

39. Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданского права.

40. Возникновение гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защита.

41. Гражданское правоотношение и его элементы.

42. Субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица. Общие положения.

43. Юридические лица (понятие, правоспособность и дееспособность юридических лиц, их прекращение).

44. Объекты гражданского права: вещи, имущественное право, работы и услуги и др.

45. Сделки (понятие и виды сделок). Условия действительности и недействительности сделок.

46. Понятие представительства и его сущность.

47. Понятие и виды сроков. Исковая давность.

48. Исчисление сроков в гражданском праве.

49. Право собственности и другие вещные права. Общие положения.

50. Понятие собственности и права собственности.

51. Субъекты и объекты права собственности. Общие положения.

52. Формы собственности: классификация, характеристика элементов.

53. Гарантии охраны права собственности и других вещных прав, способы их защиты.

54. Понятие и виды обязательств. Основания возникновения обязательств.

55. Гражданско-правовой договор: понятие, значение, виды.

56. Договор имущественного найма.

57. Исполнение обязательств. Основания прекращения обязательств.

58. Обеспечение исполнения обязательств. Ответственность за неисполнение обязательств.

59. Понятие и содержание договора купли-продажи.

60. Понятие и содержание договора поставки.

61. Понятие и содержание договора аренды.

62. Договор энергосбережения.

63. Понятие и условия возникновения обязательства вследствие причинения вреда.

64. Защита гражданских прав.

65. Авторское право: понятие, источники, объекты и субъекты.

66. Наследственное право: понятие, виды, сущность. Общие положения.

67. Наследование по завещанию.

68. Наследование по закону.

69. Подведомственность и подсудность гражданских дел.

70. Административное право: понятие и предмет правового регулирования.

71. Понятие и структура административно-правового отношения.

72. Понятие органов государственного управления, их административно-правовой статус.

73. Классификация органов государственного управления, их компетенция.

74. Формы и методы государственного управления.

75. Государственная служба. Государственные служащие: виды, права и обязанности.

76. Понятие и сущность административной ответственности.

77. Административный проступок (правонарушение): понятие, признаки и состав.

78. Понятие административных взысканий и их виды.

79. Производство по делам об административных правонарушениях.

80. Понятие и предмет правового регулирования трудового права.

81. Конституция о правах граждан на труд, его гарантиях.

82. Метод и источники трудового права.

83. Содержание и субъекты трудового правоотношения.

84. Роль профсоюза в регулировании трудовых правоотношений.

85. Порядок заключения и содержание коллективного договора.

86. Понятие и содержание трудового договора.

87. Стороны трудового договора. Испытание при приёме на работу.

88. Гарантии и ограничения при заключении трудового договора.

89. Основания прекращения трудового договора.

90. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя.

91. Контракт – особая разновидность трудового договора. Контрактная система.

92. Приём на работу, перевод на другую работу.

93. Понятие и значение рабочего времени, его продолжительность, характеристика.

94. Сущность нормального рабочего времени.

95. Понятие сокращённого рабочего времени.

96. Неполное рабочее время: понятие, сущность, содержание.

97. Понятие и значение времени отдыха, его продолжительность, характеристика.

98. Виды времени отдыха. Общие положения.

99. Отпуска: понятие и содержание.

100. Гарантии реализации права на труд.

101. Понятие заработной платы. Общие положения.

102. Методы правового регулирования заработной платы.

103. Тарифная система оплаты труда.

104. Форма, системы и размеры оплаты труда.

105. Основные случаи сохранения среднего заработка.

106. Понятие перевода на другую работу, типология перевода.

107. Временный перевод на другую работу.

108. Понятие трудовой и производственной дисциплины.

109. Внутренний трудовой распорядок.

110. Понятие и виды дисциплинарных проступков.

111. Понятие дисциплинарной ответственности.

112. Материальная ответственность (понятие и виды).

113. Правовые вопросы охраны труда.

114. Труд молодёжи, льготы.

115. Трудовые споры, порядок их разрешения.

116. Государственное социальное обеспечение и социальное страхование.

117. Понятие и принципы семейного права, его источники.

118. Семейные правоотношения: субъекты и объекты.

119. Брак по семейному праву: условия вступления, препятствия к заключению, регистрация, недействительность, расторжение.

120. Брачный договор – новый институт семейного права.

121. Права и обязанности супругов: личные и имущественные.

122. Прекращение брака. Общие положения.

123. Установление отцовства.

124. Понятие алиментных обязательств.

125. Понятие, сущность, условия усыновления (удочерения).

126. Сущность опеки и попечительства.

127. Защита семейных прав.

128. Защита родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав.

129. Расторжение брака судом.

130. Расторжение брака в органах гражданского состояния.

131. Алиментные обязанности других членов семьи.

132. Права и обязанности родителей по воспитанию детей.

133. Права ребёнка и их гарантии.

134. Проблемы реализации прав ребёнка.

135. Понятие уголовного процесса. Общие положения.

136. Понятие гражданского процесса, его участники.

137. Понятие уголовного права. Источники уголовного права.

138. Понятие и признаки преступления.

139. Понятие и сущность состава преступления.

140. Объективная и субъективная стороны преступления. Стадии преступления.

141. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

142. Необходимая оборона.

143. Соучастие в преступлении и его виды.

144. Понятие уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

145. Понятие презумпции невиновности.

146. Основания освобождения от уголовной ответственности.

147. Наказание и его виды.

148. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность при назначении наказания.

149. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.

150. Права человека как универсальная ценность.

Наши рекомендации