Тема 2.1 Основы конституционного права
Учащиеся должны знать понятия: конституция, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, Президент, гражданин, гражданство, права и обязанности гражданина.
Учащиеся должны уметь характеризовать нормы и источники конституционного права, основные этапы становления конституционного строя в Республике Беларусь, структуру государственного устройства в Республике Беларусь, политико-правовой смысл гражданства и гражданственности; анализировать роль прав человека в становлении правового государства.
По содержанию и роли конституционное право занимает ведущее место в системе отраслей права. Это его положение определяется как тем, что нормами конституционного права регулируются важнейшие общественные отношения, обеспечивающие полновластие белорусского народа, так и тем, что многие входящие в него нормы являются исходными для других отраслей права.
Конституционное право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного строя Республики Беларусь, основы внутренней и внешней политики. Следует обратить внимание на основополагающий источник конституционного права, т.е. на Конституцию (Основной Закон) Республики Беларусь.
Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношения с обществом и гражданами.
Необходимо чётко уяснять сущность и функции Конституции Республики Беларусь. Раскрытие сущности Конституции связано с познанием её природы, решением вопроса, чью волю она выражает, для чего она возникла.
Конституция Республики Беларусь по своей сущности общедемократическая.
Функции Конституции - это основные направления ее воздействия на общественные отношения, т.е. на общественное предназначение и способы его реализации. Виды функций, выполняемых Конституцией Республики Беларусь: юридическая, политическая и идеологическая (воспитательная).
Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Четкой грани между ними провести нельзя. Это деление носит условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения Конституции Республики Беларусь.
На территории нашей страны проживает три категории граждан: граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства. Гражданство - это принадлежность лица государству.
В названии раздела II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавливаются тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности. Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное качество. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. Подобный процесс преобразованиячеловека, гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом обществе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите предмет и метод конституционного права.
2. Назовите источники конституционного права.
3. Дайте определение демократического государства.
4. Что понимается под социальным государством?
5. Определите основные положения, составляющие основы конституционного строя Республики Беларусь.
6. Дайте определение личности.
7. Что такое правовой статус граждан?
8. Какие обязанности граждан Республики Беларусь установлены в Конституции?
9. Что такое гражданство?
10. Каким законом регулируется гражданство?
11. Кто является гражданином Республики Беларусь?
12. Кто может быть принят в гражданство Республики Беларусь?
13. Назовите полномочия Президента Республики Беларусь.
14. Назовите законодательный орган Республики Беларусь.
15. Укажите полномочия Правительства Республики Беларусь.
16. Дайте определение конституции государства.
17. Назовите основные черты действующей Конституции Республики Беларусь.
18. В чем состоит сущность принципа разделения властей?
19. Что такое референдум и каково его значение?
20. Кто является Главой государства в Республике Беларусь?
21. Перечислите полномочия Президента Республики Беларусь.
22. Каковы полномочия законодательного органа в государстве?
23. Какова структура Парламента Республики Беларусь?
24. Каков порядок формирования Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь?
25. Каков порядок формирования Правительства Республики Беларусь?
26. Назовите полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь.
27. Какие органы и формы осуществления местного самоуправления вы знаете?
28. Назовите систему органов местного управления.
29. Назовите обязанности граждан Республики Беларусь по Конституции Республики Беларусь.
Литература: [1], [3], [5], [18], [19], [21], [22], [24], [43]
НПА [1], [16], [23], [24]