Общая характеристика деятельности ИФНС
Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения, что логически привело к созданию в СССР налоговых органов. Но лишь после августовских событий 1991 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы, которым суждено было подготовить принципиально новый этап, начавшийся 1 января 1999 года с вступлением в силу I части Налогового кодекса РФ.
В январе 1990 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 76 от 24.01.1990г. о создании в системе Министерства финансов СССР Государственной налоговой службы. Этим Постановлением определялся и конкретный срок создания государственных налоговых инспекций союзного и республиканского уровней - до 1 июля 1990 года. Во исполнение этого Постановления были изданы соответствующие приказы Министерства финансов СССР от 21.02.90 г № 12-А и Министерства финансов РСФСР от 25.04.90 г. № 03/117.
После выхода Российской Федерации из состава СССР фактически заново создается государственный аппарат. Поэтому 21 марта 1991 года в РСФСР принимается Закон «О государственной налоговой службе РСФСР», в соответствии с которым в Министерстве финансов РСФСР создается Государственная налоговая служба; 2 июля 1991 года Указом Президента РСФСР она преобразовывается в Главную государственную налоговую инспекцию при Министерстве финансов РСФСР.
Налоговые органы Красноярского края начинают свой путь с 1990 года, когда вместо управлений, отделов и инспекций госдоходов в системе Минфина СССР были образованы государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, городам и районам. В их числе была и Государственная налоговая инспекция по Красноярскому краю.
Ядром кадрового состава налоговых инспекций стали опытные специалисты финансового управления и финотделов города на Енисее, что и предопределило быстрое становление этих структур в сложных условиях, формирования нового налогового законодательства, требующего, принципиально новых форм и методов организации налогового контроля.
Только сегодня мы приходим к осознанию того, какие трудности сопряжены с построением современной экономической инфраструктуры «с нуля». Не в последнюю очередь это относится к налоговой системе и налоговой политике. Отсутствовала даже историческая память народа, ведь ни одно из ныне живущих в России поколений, по сути дела, не платило налогов. Этим занимались бухгалтерии государственных учреждений и организаций в силу чего сама уплата налогов имела характер перемещения бюджетных, то есть государству же и принадлежащих, денежных средств. Поэтому работа по совершенствованию налоговой системы и усилению административного контроля шла параллельно с активным разъяснением, почему и зачем необходимо платить налоги.
Помимо осуществления контрольно-экономической работы в области правильного исчисления, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей организациями и гражданами в бюджеты разных уровней, в функции налоговых инспекций, совместно с правоохранительными органами, входила также борьба с «нетрудовыми доходами» и преступлениями в области налогового законодательства.
Правоохранительная деятельность в области налогового законодательства начиналась фактически с нуля и была сопряжена с огромными трудностями. Привычные прежде понятия «нетрудовые доходы», «спекуляция», в период разгосударствления собственности, становления частной инициативы, решительной экономической ломки стремительно утрачивали свое исконное значение, создавали объективные противоречия между реальностью и не поспевающим за ее бурными изменениями налоговым и уголовным законодательством.
Массовый правовой нигилизм усугублялся правовым вакуумом в большинстве из нарождающихся экономических отношений, поспешностью в разработке и принятии противоречащих друг другу законов и отсутствием сколько-нибудь прочных правовых знаний у субъектов экономической деятельности и налогового права.
И в этих условиях особенно велика оказалась роль специалистов налоговой службы.
21 ноября 1991 Указом Президента России была создана самостоятельная Государственная налоговая служба Российская Федерации, с этого дня налоговая служба в РСФСР приобретает статус самостоятельной государственной структуры. В декабре 1998 года Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В феврале 2000 года Госналогинспекция по Красноярскому краю была реорганизована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, а в июле 2001 года – в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, которое в октябре 2004 года было реорганизовано в Управление ФНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.
Приказом от 20.12.2006г. № САЭ-3-15/880 Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам было переименовано в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.
Территориальные подразделения Государственной налоговой службы Российской Федерации по городам и районам края начали формироваться как государственные налоговые инспекции с апреля 1990 года.
Первым руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю стал кавалер ордена «Знак почета» Аркадий Ильич Грищенко. С 1993 по 2000 год налоговую службу Красноярского края возглавлял Государственный советник налоговой службы 2-го ранга, Заслуженный экономист России Виталий Григорьевич Гунбин.
Вклад этих руководителей в становлении и развитие налоговой системы края огромен. Практически с нуля, год за годом, преодолевая организационные и финансовые трудности, они формировали работоспособный коллектив работников налоговой службы, укрепляли материально-техническую базу налоговых инспекций, повышали их авторитет и влияние на хозяйственную жизнь края. В 2000-2001 годах Управлением руководил Михаил Геннадьевич Цакунов.
С 03.07.2001г. Управлением руководит государственный советник Российской Федерации 2 класса Дмитрий Сергеевич Бураков.
Управление ФНС России по Красноярскому краю – одно из крупнейших территориальных подразделений ФНС России.
В качестве основного перспективного направления функционирования и развития ФНС России определяет совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставления качественных услуг налогоплательщикам.
Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в этом направлении. Данные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговыми органами края и автономных округов, определяют основные действия в улучшении обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Деятельность налоговых органов края в значительной степени способствует решению социальных проблем в регионе. За 20 лет существования налоговой службы несоизмеримо выросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Большая часть всех налоговых платежей, мобилизованных налоговыми органами, формирует бюджет Красноярского края.
Все это – результат ежедневной работы сотрудников налоговых органов, одним из кирпичиков которой является качественное информирование налогоплательщиков через Интернет-сайт Управления, на котором регулярно размещается правовая информация, ответы на вопросы налогоплательщиков, сведения о регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков, значимые новости Управления.
В совокупности с другими технологиями и способами взаимодействия с общественностью Интернет-сайт выполняет функции, направленные на формирование и улучшение налоговой культуры, интеграции с общественностью.
Подводя итоги, необходимо особо отметить, что своим ежедневным трудом сотрудники налоговых органов Красноярского края формируют образ налоговой службы как открытой для общества и успешно функционирующей структуры, деятельность которой направлена на защиту интересов государства и общества.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.61. Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2425-р, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях оптимизации государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники)» разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которое является ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта. ИФНС по Советскому району г. Красноярска является соисполнителем данных документов.
Миссия ИФНС по Советскому району г. Красноярска - эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
Основные направления деятельности ИФНС по Советскому району г. Красноярска :
- обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
- снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
- укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
- оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
Отдел камерального контроля выполняет следующие функции:
- Осуществление методологического обеспечения организации и проведения камеральных налоговых проверок отдельных категорий налогоплательщиков с учетом отраслевых особенностей;
- Координация проведения территориальными налоговыми органами камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля;
- Разработка предложений по формам и методам налогового администрирования, направленных на повышение эффективности проведения камеральных налоговых проверок;
- Организация, координация и осуществление выявления основных (существенных) признаков применяемых налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения с целью предупреждения потерь бюджета и выработки рекомендаций по сбору качественной доказательной базы в ходе проведения камеральных налоговых проверок, а также комиссий по легализации объектов налогообложения;
- Организация, координация работы по проведению заседаний комиссий по легализации объектов налогообложения и контролю за обоснованностью возмещения налога на добавленную стоимость;
- Участие в рассмотрении заявлений и жалоб юридических лиц и граждан, связанных с вопросами применения положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процедуры проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов;
- Осуществление методологического обеспечения деятельности налоговых органов по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.