Деятельность милиции и права граждан
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила ряд важных положений, касающихся соблюдения законности и прав граждан органами исполнительной власти, в том числе милицией. Во-первых, впервые в российской истории установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а поэтому государственные органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты. В-третьих, в Конституции Российской Федерации выделена самостоятельная глава, закрепляющая совокупность прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность, прежде всего, исполнительной власти.
В Законе РФ «О милиции» выделена ст. 5, регламентирующая деятельность милиции и права граждан (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ). В ч. 1 ст. 5 закреплено положение, отражающее реализацию важного конституционного принципа – принципа равенства граждан, в соответствии с которым милиция обязана защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Отсюда следует, что сотрудники милиции не должны применять эту норму по отношению только к тем российским гражданам, чей социальный статус и материальное благополучие выше, чем у других граждан, менее обеспеченных. Тем более, не может быть никаких преимуществ по соблюдению прав и свобод граждан России перед иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющих дипломатических привилегий и иммунитетов.
Вместе с тем, предоставляя милиции право на применение разных мер принуждения, Закон РФ «О милиции» отражает строгое соблюдение другого конституционного положения – запрета милиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Другой аспект защиты прав и свобод человека и гражданина связан с тем, что реализуя основные направления деятельности: административную, оперативно-разыскную и производство дознания, милиция во всех случаях ограничения прав и свобод обязана разъяснять каждому гражданину основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Анализ практики деятельности подразделений милиции свидетельствует о том, что для многих сотрудников милиции не стало нормой разъяснение прав гражданам, задержанным за совершение административного правонарушения.
Закон же требует от сотрудников милиции не только разъяснять задержанным лицам оснований, поводов, сроков задержания, но также разъяснять их право на юридическую помощь защитника или законного представителя. Важным моментом реализации права задержанных лиц на их защиту следует отнести обязанность милиции сообщать по просьбе задержанных, а в случае задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке, о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы.
В тех случаях, если при выявлении лица, совершившего преступление или административное правонарушение, у него обнаружены травмы, кровоподтеки и другие телесные повреждения, либо ему причинены телесные повреждения при применении ему физической силы, специальных средств либо огнестрельного оружия сотрудниками милиции, последние обязаны оказать доврачебную помощь на месте фактического задержания или принять меры для оказания задержанному медицинской помощи. Кроме того, сотрудники милиции обязаны принять меры к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания лиц за совершенное правонарушение. Так, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних (ИВС), требует, чтобы сотрудники ИВС по решению администрации изолятора либо по письменному решению лица, в производстве которого находится уголовное дело, обеспечили надежную изоляцию тем подозреваемым, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.
Важным положением Закона РФ «О милиции» является то, что милиции не предоставлено право собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, отметим Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности в Российской Федерации», на основании которого лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд.
Кроме того лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законе порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-разыскных мероприятий и полагает, что при этом нарушены его права вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
Если же лицу будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке, в том числе и в Конституционный Суд Российской Федерации. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность.
Одновременно органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Еще одним немаловажным аспектом взаимоотношений между милицией и гражданами является то, что милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что потерпевшему физическому лицу, которому преступлением (ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в дальнейшем – УПК РФ) или административным правонарушением (ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), причинен физический, имущественный или моральный вред должно быть предоставлено право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела (дела об административном правонарушении), выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств, а также заявлять ходатайства и отводы, обжаловать действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя или лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Аналогичное право на ознакомление с документами и материалами по уголовному делу или делу об административном правонарушении должно быть предоставлено подозреваемому по уголовному делу (ст. 46 УПК РФ), обвиняемому (ст. 47 УПК РФ) или лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ), а также законным представителям указанных лиц.