Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел
В органах внутренних дел рассмотрение административных правонарушений осуществляется на основании положений, присущих административному производству в целом. Оно регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разделы IV и V которого определяют общий порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Регулируя порядок производства, КоАП РФ определяет его задачи. К их числу ст. 24.1 относит: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производству по делам об административных правонарушениях присущ ряд принципов, которые вытекают из задач юрисдикционной деятельности. Важнейшими из них являются: принцип законности, достижение объективной истины, право на защиту, презумпция невиновности, принцип равенства, открытость, оперативность.
Производство по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из действий целого ряда органов и лиц, которые, выступая от своего имени, могут влиять на исход дела. К их числу относятся лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, их представители (по закону и по договору), свидетели, эксперт, специалист, переводчик и др.
Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены статьей 25.1 КоАП РФ. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и другими процессуальными правами, предусмотренными Кодексом.
Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред; его права и обязанности определены ст. 25.2 КоАП РФ.
Интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут реализовать свои права в производстве по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители (ст. 25.3 КоАП РФ).
Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему в рассмотрении дела об административном правонарушении могут участвовать защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ). Они допускаются к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении, а при задержании физического лица защитник допускается с момента задержания.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу (ст. 25.6 КоАП РФ).
Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 25.9 КоАП РФ).
Для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств может привлекаться специалист (ст. 25.8 КоАП РФ).
Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 25.10 КоАП РФ).
Участие понятых обусловлено необходимостью удостоверения правильности совершаемых процессуальных действий (ст. 25.7 КоАП РФ). Их должно быть не менее двух.
Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действия органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела и т. д. (ст. 25.11 КоАП РФ).
Решение задач производства по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством доказывания, включающего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.
Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу; показаниями потерпевшего, свидетелей; заключением эксперта; вещественными доказательствами; показаниями специальных технических средств; иными документами.
Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность основанных на законе процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности (по стадиям).
Традиционно выделяется четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:
1) возбуждение дела об административном правонарушении,
2) рассмотрение дела об административном правонарушении,
3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях,
4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Содержание одноименных стадий и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок) и упрощенное (ускоренное)производства.
При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении (далее – протокол) не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино.
Перечень стадий является универсальным для производства по любому делу об административном правонарушении, что позволяет упорядочить процесс его изучения, а также оценки эффективности и законности.
1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу. На первой стадии производства устанавливается событие правонарушения, выясняются время и место его совершения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, в отношении которого ведется производство, выявляются обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности, выясняются условия, способствовавшие совершению проступка.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении является наличие юридического факта, содержащего признаки административного проступка. Поводом для начала производства по делу могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния сотрудником органов внутренних дел.
КоАП РФ не исключает возможности осуществления каких-либо процессуальных действий до возбуждения дела об административном правонарушении.
Возбуждать и вести дело об административном правонарушении может очевидец правонарушения (например, инспектор ГИБДД), а также одновременно различные должностные лица органа внутренних дел.
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента:
А. Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.
К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 27.1 КоАП РФ, относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; и т. д.
Должностные лица ОВД являются наиболее универсальными субъектами, применяющими меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Обычно право сотрудников милиции осуществлять данные меры распространяется на те административные правонарушения, по которым они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако в отдельных случаях законом предусмотрены особые правила. Так, например, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, закрепляется Приказом МВД России № 803; отстранять от управления транспортным средством и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения уполномочены лишь должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (см. ст. 27. 12 КоАП РФ); привод (ст. 27.15 КоАП РФ) осуществляется на основании определения субъекта, рассматривающего дело об административном правонарушении; кроме этого должностные лица ОВД вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (см., например, п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Например, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел по просьбе соответствующих контролеров для составления необходимых административно-процессуальных документов безбилетных пассажиров пригородного поезда.
Закон не регламентирует форму протоколов применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но указывает их содержание (например, ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ). Кроме этого предусмотрена возможность фиксации отдельных мер в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе о применении иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, см. ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
Производство таких мер, как досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и др. возможно только в присутствии двух понятых.
Поскольку осуществление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда связано с ограничением прав граждан, сотрудник милиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (ч. 4 ст. 5 Закона РФ «О милиции»).
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности: задержание и личный обыск подозреваемого (глава 12 УПК РФ), наружный осмотр (ст. 147 Устава ППСМ), задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п. 10 ст. 11 Закона о милиции)
и т. д.
Б. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола об административном правонарушении (см.: ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Его форма может быть произвольной. Протокол об административном правонарушении (далее – протокол), составленный компетентным лицом на чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КоАП РФ сведений, влечет необходимые процессуальные последствия.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, закреплен статьей 28.3 КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими административную ответственность. В большинстве случаев таким правом обладают сотрудники милиции общественной безопасности, независимо от занимаемой должности, либо все сотрудники ОВД.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуются дополнительные разбирательства – в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании). Следует иметь в виду, что указанные сроки являются не давностными, а процессуальными. В случае их нарушения ущерб наносится оперативности процесса, а возможно и интересам его участников, однако полнота, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств дела от этого не страдают. Следовательно, нарушение указанных сроков может влечь применение к соответствующим должностным лицам мер дисциплинарного воздействия, но не лишает протокол его юридической силы (за исключением случаев, когда нарушены сроки давности привлечения лица к административной ответственности).
Сведения, требующие отражения в протоколе, могут быть подразделены на три группы:
1. Первая группа сведений связана с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения проступка, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самого противоправного действия. Эти данные необходимы для правильной квалификации правонарушения.
На практике же очень часто в протоколах употребляются общие фразы типа «нарушал общественный порядок», «нарушал правила торговли» и т. п. Из подобных записей трудно понять, в чем конкретно выражается нарушение, поскольку речь идет не о его существе, а о юридической квалификации, правильность которой невозможно проверить при рассмотрении дела.
2. Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Это фамилия, имя, отчество лица, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место работы и жительства. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать применение мер наказания.
Обязательным условием составления прокола является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Если такая возможность отсутствует, соответствующее лицо может быть доставлено в орган внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола.
Протокол составляется на лицо, совершившее административный проступок. Однако при появлении подростка в возрасте до 16 лет в общественных местах в пьяном виде либо распивающего спиртные напитки, в протоколе указываются сведения о его родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание.
3. К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как неизвестно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или нет.
Протокол подписывается его составителем и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.
Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу.
В случае отказа физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление протокола в то время, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, то есть когда он не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и даже подписать его. В этом случае протокол должен составляться после вытрезвления указанного лица.
В случае если правонарушение совершено группой лиц, протокол составляется на каждого нарушителя в отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
В целях обеспечения явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствующие органы для рассмотрения дела об административном правонарушении в протоколе либо определении о направлении материалов дела по подведомственности, либо ином документе делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол и другие материалы передаются начальнику органа внутренних дел (милиции), который сам рассматривает дело либо направляет должностному лицу, правомочному разрешать данную категорию дел.
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения постановления в соответствии с требованиями, установленными для протокола об административном правонарушении.
В. Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) представляет собой особый правовой режим подготовки материалов дела к рассмотрению. Проводится в отношении отдельных видов административных правонарушений (например, при нарушении законодательства о защите прав потребителей, в сфере дорожного движения и др.) при необходимости осуществления экспертиз и иных долговременных процессуальных действий. Проведение административного расследования возможно и по соответствующим статьям законодательства субъектов Российской Федерации. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в форме определения о возбуждении дела об административном правонарушении, либо прокурором в виде постановления.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, на срок, не более одного месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Г. Оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
Применительно к деятельности органов внутренних дел упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях возможен при наличии ряда условий:
а) административное наказание назначается в виде предупреждения либо штрафа до одного минимального размера оплаты труда;
б) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривает факт правонарушения, назначаемое наказание, согласно и готово оплатить сумму штрафа на месте;
в) сотрудник органа внутренних дел обладает правом рассмотрения соответствующего административного правонарушения и имеет в наличии постановление-квитанцию установленного образца, составляемую в двух экземплярах, один из которых выдается лицу при оплате административного штрафа на месте.
Отсутствие какого-либо из этих элементов делают невозможным осуществление данного порядка. В этом случае производство осуществляется в общем порядке.
В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.
2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является центральной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Здесь на основе собранных материалов решается вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяется мера наказания.
Правовой регламентации стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения посвящена глава 29 КоАП РФ.
Стадия может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:
1) подготовка дела к рассмотрению;
2) слушание дела;
3) вынесение решения по делу.
1. На первом этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, составляются необходимые определения (например, о назначении места и времени рассмотрения дела, о возвращении протокола) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 29.4 КоАП РФ).
Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, материалы дела возвращаются на доработку. Недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении. Доработанные материалы направляются на рассмотрение в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
2. Порядок проведения второго этапарегламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. На данном этапе делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и др., в необходимых случаях выносятся определения (например, об отводе специалиста).
Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении – 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более, чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает административный арест, дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.3 КоАП РФ.
КоАП РФ не предусматривает возможность наделения законами субъектов РФ должностных лиц ОВД правом рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ таким правом могут обладать мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административные комиссии, а также иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту: а) жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; б) учета транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по общему правилу не является обязательным (хотя субъект административной юрисдикции в каждом конкретном случае может его таковым признать). В случае наличия данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии от него ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо ходатайство оставлено без удовлетворения) дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Следует, однако, указать, что такое присутствие в большинстве случаев целесообразно, а при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации – обязательно. Для обеспечения присутствия необходимых лиц (лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля и т. д.) КоАП РФ предусмотрена такая мера принуждения как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).
При необходимости должностное лицо, рассматривающее дело, может вызывать свидетелей, законных представителей. При рассмотрении дела могут присутствовать защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также представитель потерпевшего. Их полномочия удостоверяются ордером юридической консультации либо доверенностью.
Процедура рассмотрения административных проступков начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, и всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В ходе данного этапа осуществляется оценка собранных по делу доказательств.
Оценка доказательств – это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств – значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает непредвзятость и независимость правоприменителя в ее осуществлении. Субъект, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не связан ни своей предварительной оценкой доказательств по делу, ни оценкой доказательств иных субъектов на любых стадиях производства.
Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
3. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ). Помимо этого субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в месячный срок влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.
Общие правила назначения административных наказаний регламентированы главой 4 КоАП РФ. Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ имеются отдельные исключения, например, см. ч. 3 ст. 23.3); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.
Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечет за собой определенные юридические последствия. Поэтому в соответствии со ст. 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и содержать сведения о лице, привлекающемся к ответственности; изложение обстоятельств, установленных в процессе рассмотрения дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение.
Если у лица, в отношении которого рассмотрено дело, были изъяты те или иные предметы либо документы, в постановлении должны быть отражены: факт изъятия, описание этих предметов и решение относительно их дальнейшей судьбы.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия его в течение трех дней вручается, или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего ему тоже должна быть выдана такая копия.
3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении. Одним из важнейших средств обеспечения законности деятельности органов внутренних дел как субъектов административной юрисдикции является обжалование или опротестование прокурором постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантируется и обеспечивается конституционным законодательством, в соответствии с которым гражданин РФ имеет возможность обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в установленном законе порядке (ст. 46 Конституции РФ).
Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных проступках, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.
Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности. Практика показывает, что 17 – 18% лиц, подвергнутых мерам административного наказания, считают вынесенное постановление неправомерным. Около 60% жалоб на постановления должностных лиц органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях удовлетворяются судебными органами.
Исходя из конституционного законодательства и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, гражданин наделен правом обращения с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок и принять по ней компетентное решение.
Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.
В соответствии с законодательством обжалованию подлежит постановление любого органа административной юрисдикции.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному проступку. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются: лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевший. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями и т. п.), адвокатом.
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:
– постановление, вынесенное судьей в вышестоящий суд;
– постановление, вынесенное коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних) – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
– постановление, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
– постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый – судебный, второй – альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, жалобу рассматривает суд.
В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.
Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Исчисление 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.
Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента подачи жалобы.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавл