Глава 14. административно-юрисдикционная деятельность органов внутреннихдел (милиции)
§ 1. Понятие административной юрисдикции и ее особенности
в органах внутренних дел
Занимая специфическое место в системе государственного аппарата, органы внутренних дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе и административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние на состояние общественного порядка и общественной безопасности.
Административная юрисдикция представляет собой деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях и применению соответствующих юридических санкций[116].
Административная юрисдикция является разновидностью правоприменения. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение (совершение определенного правонарушения). При этом требуется выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, имеются ли обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб и др.
Исследованию и оценке подлежат не только обстоятельства дела, его решение невозможно без соответствующей нормативной основы. Юрисдикционный орган выбирает норму права, в соответствии с которой может быть разрешено конкретное дело, и принимает юридическое решение.
Эти процессуальные действия и являются формой реализации административной юрисдикции.
Таким образом, административная юрисдикция обладает всеми признаками, которые присущи юрисдикции в целом. К их числу относятся: наличие правонарушения[117], определенная процедура рассмотрения дела, обязательность принятия юрисдикционного акта. Каждый из указанных признаков применительно к административной юрисдикции имеет свое специфическое содержание.
Являясь одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел. В этой связи органы внутренних дел наделены широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности за правонарушения. При этом юрисдикция органов внутренних дел имеет свои особенности по сравнению с другими административно-юрисдикционными органами.
1. Основные юрисдикционные полномочия органы внутренних дел реализуют в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такое положение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел (милицией).
Бесспорно, административно-правовая охрана в названных сферах предполагает использование и неюридических форм и методов, направленных на предупреждение и выявление нарушений установленных правил (предупредительные действия сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных милиции; различного рода разъяснения, консультации; устранение противоправных ситуаций и др.). Однако один лишь надзор не может оптимально обеспечить правомерность поведения граждан в рассматриваемых сферах. Поэтому органы внутренних дел и наделяются правом не только осуществлять надзорную, но и юрисдикционную деятельность, связанную с применением мер административно-принудительного воздействия.
Таким образом, наряду с административным надзором юрисдикционная деятельность призвана обеспечить защиту от противоправных посягательств общественного порядка, общественной безопасности и других общественных отношений, охрана которых возложена на органы внутренних дел.
2. Широта охраняемых органами внутренних дел общественных отношений обусловливает больший по сравнению с другими органами объем юрисдикционных полномочий. Если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции рассматривают, как правило, небольшую группу однородных административных правонарушений, то органы внутренних дел разрешают дела по более, чем 40 административным правонарушениям (ст. 23.3. КоАП РФ): о нарушении правил дорожного движения, лицензионно-разрешительной системы, паспортных правил и др.
3. В системе органов внутренних дел юрисдикционными полномочиями наделен значительный круг должностных лиц. При этом их компетенции присуща определенная степень специализации. Если для начальников органов внутренних дел характерен универсализм юрисдикционных полномочий, то большинство других сотрудников вправе разрешать только строго определенные категории дел. Так, сотрудники ГИБДД рассматривают лишь дела о нарушении правил дорожного движения.
4. Особенностью административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел является и то, что кроме рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, на них возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений, подведомственных другим органам административной юрисдикции. Так, органы внутренних дел осуществляют надзор за соблюдением правил в сфере предпринимательской деятельности, пограничного режима, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы и др. В случае нарушения указанных правил органы внутренних дел принимают необходимые меры (доставление, административное задержание, личный досмотр, составляют протокол), чтобы обеспечить возможность рассмотрения данного правонарушения компетентным органом (должностным лицом). Такими полномочиями обладают практически все сотрудники органов внутренних дел. Это обусловлено необходимостью принятия оперативных решений в отношении нарушителей правопорядка.
5. Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также использование упрощенного порядка рассмотрения и разрешения дел об административных проступках, который характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел. Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании средствами транспорта, когда к виновному применяется предупреждение или налагается штраф, не превышающий одного минимального размера оплаты труда. Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола.
Следует отметить еще одну особенность. На органы внутренних дел возложено исполнение постановлений о назначении некоторых административных наказаний, применяемых судьями. Речь идет об исполнении таких наказаний, как лишение специального права (права управления транспортным средством), административный арест, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства.
§ 2. Органы внутренних дел – субъекты
административной юрисдикции
Понятие «субъекты административной юрисдикции в органах внутренних дел» уже понятия «органы внутренних дел» поскольку как уже отмечалось, не все органы внутренних дел являются носителями юрисдикционных полномочий. Действующее законодательство наделяет такими полномочиями только часть из них, относящихся в основном к милиции общественной безопасности.
В соответствии со ст. 23.. КоАП РФ органам внутренних дел подведомственны дела о нарушениях в сфере:
– охраны окружающей природной среды (ст. 8.22, 8.23);
– контроля за охраной посевов, мест хранения и переработки наркотикосодержащих растений (ст. 10.4, 10.5);
– транспорта (ст. 11.1 (ч. 1, 3 – 5), 11.9, 11.14, 11.15, 11.17 (ч. 1 – 3), 11.23);
– дорожного движения (ст. 12.1 – 12.7, 12.9 – 12.34, 12.37);
– связи и информации (ст. 13.24);
– предпринимательской деятельности (ст. 14.5, 14.16 (ч. 3), 14.26);
– финансов (ст. 15.1, 15.2);
– режима пребывания иностранных граждан в РФ (ст. 18.8, 18.9);
– порядка управления (ст. 19.2, 19.15 – 19.18, 19.22 (в части регистрации автотранспортных средств), 19.24);
– общественного порядка и общественной безопасности (ст. 20.1, 20.8, 20.10 – 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, 20.23 (ч. 1), 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных предприятий)).
Рассматривать дела от имени органов внутренних дел вправе:
1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;
2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;
3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;
4) сотрудники, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил на железнодорожном транспорте;
5) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения: начальник инспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора дорожного надзора, а также иные сотрудники, имеющие специальное звание;
6) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции.
Подведомственность конкретных административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел, определяется прежде всего кругом их служебных функций, осуществляемых в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепил систему административных наказаний: предупреждение; штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Должностные лица органов внутренних дел вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф. При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции могут налагать штраф только в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.